Создать аккаунт
Главные новости » Наука и технологии » На Борнео обнаружены древние остатки давно утраченной тектонической плиты

На Борнео обнаружены древние остатки давно утраченной тектонической плиты

Детали тектонической плиты возрастом 120 миллионов лет, размер которой составляет четверть размера Тихого океана, были обнаружены спустя много времени после того, как этот участок коры в значительной степени погрузился в недра Земли. Исследование было опубликовано в Gondwana Research (видео можно посмотреть ниже).

Сюзанна ван де Лагемаат, дипломированный геолог Утрехтского университета в Нидерландах, и ее научный руководитель Доуве ван Хинсберген пришли к выводу о существовании плиты, соединив воедино геологические данные, сохранившиеся в смятых горных хребтах, и океанические фрагменты, надвинутые на континентальные плиты по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону.

«Мы думали, что имеем дело с остатками утраченной плиты, о которых мы уже знали», — объясняет ван де Лагемаат, которая обнаружила характерные признаки древней плиты в скальных образованиях, которые она изучала на севере Борнео. «Но наши магнитные лабораторные исследования этих камней показали, что наши находки изначально были сделаны гораздо дальше на север и должны были быть остатками другой, ранее неизвестной плиты».

Этот кусок земной коры, который теперь называется Понтийской плитой, занимает четверть территории современного Тихого океана, по оценкам исследователей, основанным на их новых реконструкциях, датируемых 160 миллионами лет назад.

В то время между Евразией и Австралией существовал огромный океан, который был привязан к Антарктиде как часть суперконтинента Пангея.

Когда Пангея распалась, предполагаемая Понтийская плита, лежащая под этим древним океаном, была поглощена в течение миллионов лет мятежными плитами, унесшими Борнео и Филиппины на их нынешние позиции.

Исследования Ван де Лагемаат были сосредоточены на так называемой области соединения, одной из самых сложных тектонических областей плит на Земле. Он проходит из Японии через Борнео, Филиппины, Новую Гвинею и до Новой Зеландии.

Она собрала опубликованные данные и данные своих собственных полевых исследований на Борнео, чтобы реконструировать движение тектонических плит со времен динозавров до наших дней.

В отличие от предыдущих реконструкций региона Джанкшен, ван де Лагемаат и ван Хинсберген предпочли не использовать палеогеомагнитные данные — древние записи вращающегося магнитного поля Земли, сохранившиеся в скалах, — для ориентации плиты Филиппинского моря. Таких данных в этом огненном регионе немного, поэтому они могут отражать деформации плиты Филиппинского моря, а не ее общее движение.

Вместо этого исследователи рассмотрели весь западный регион Тихого океана и его предшественник, суперокеан Панталасса, окружавший суперконтинент Пангея.

Они работали в обратном направлении от нынешнего геологического расположения тектонических плит в районе соединения, чтобы реконструировать движения плит еще в юрский период, предполагая простейший сценарий тектонических плит, который соответствует геологическим наблюдениям.

«Мы предположили, что это самая простая модель плит с наименьшим количеством границ плит, необходимых для объяснения современной геологии», — объясняют ученые.

Если это правда, то это удовлетворительный результат для ван Хинсбергена и его коллег, которые предсказали существование Понтийской плиты 11 лет назад на основе аномалий в сейсмических данных.

Эти данные указывали на фрагменты старой плиты, которая погрузилась глубоко в мантию Земли, нарушив путь проходящих через нее землетрясений.

Реликвии гипотетической плиты Понта также были найдены на Палаване, острове на западе Филиппин, и в Южно-Китайском море, что имело смысл, когда было связано с формацией Борнео, которую изучала ван де Лагемаат.

«Только после того, как Сюзанна систематически реконструировала половину горных поясов «Огненного кольца» от Японии через Новую Гвинею до Новой Зеландии, предполагаемая Понтийская плита обнаружила себя, и она включала в себя породы, которые мы изучали на Борнео», — говорит ван Хинсберген.