Авторизация
 
  • 23:26 – Торжественная встреча: фрегат Пакистана прибыл в Новороссийск – фото и видео с места событий 
  • 23:26 – Коммунальные платежи 2017 году: правительство предлагает повысить цены на услуги ЖКХ 
  • 23:26 – Самолет потерпел крушение в Пакистане: список погибших, первые фото, причины и подробности 
  • 23:26 – Осколки счастья: смотреть 173-174 серию онлайн 

96 пунктов против кризиса - Газета РБК

162.158.79.118

96 пунктов против кризиса - Газета РБК
Фото: Reuters


Антикризисный план правительства предусматривает не менее 737 млрд руб. расходов на «структурную перестройку экономики», поддержку таких отраслей, как автопром, и обеспечение социальной стабильности, выяснил РБК.



Кризис гасить деньгами



РБК стали известны детали подготовленного в правительстве антикризисного плана: министерства оценили свои потребности в антикризисном финансировании по меньшей мере в 1,7 трлн руб., из которых как минимум 737 млрд руб. включены в план, направленный премьер-министру Дмитрию Медведеву.



Эти предложения будут обсуждаться в среду, 27 января, на совещаниях у президента Владимира Путина, рассказали РБК два источника в правительстве.



Предложения, направленные на «обеспечение стабильного социально-экономического развития» в 2016 году, готовили Минпромторг, Минсельхоз, Минэнерго, Минтранс, Минтруд и Минздрав и обобщало Минэкономразвития. 26 января документ был направлен в Белый дом, знает источник РБК в правительстве. Предлагаемые меры разбиты на четыре части — меры по структурной перестройке экономики и улучшению инвестиционного климата, поддержка регионов, поддержка отраслей экономики и обеспечение социальной стабильности (всего — 96 пунктов). При этом у большинства пунктов плана стоимость и источники финансирования пока не указаны (например, поддержка Внешэкономбанка, которая потенциально оценивается в сотни миллиардов рублей), и 737 млрд руб. — это лишь стоимость тех мер, для которых объем финансирования прописан.



Из плана следует, что предусматривается два основных источника финансирования антикризисных мероприятий — собственно средства федерального бюджета и антикризисный фонд. В действующем федеральном бюджете, принятом в декабре, антикризисного фонда нет (на тот момент правительство не ожидало, что такие меры понадобятся). К подготовке антикризисного плана на 2016 год правительство приступило после совещания у президента 13 января — вслед за новым обрушением нефтяных котировок (до $30/барр. и ниже). План поддержки экономики должен быть увязан с бюджетным секвестром, параметры которого правительство пока не берется рассчитать. Комментируя прошлое совещание у Владимира Путина, источники РБК не исключили, что антикризисный план по сути может быть сформирован в основном из той части федерального бюджета, которая останется после секвестра.



Представитель Минэкономразвития отказался комментировать антикризисный план. Но в понедельник министр экономического развития Алексей Улюкаев рассказал журналистам, что в план поддержки в первую очередь войдут четыре базовых отрасли — автомобилестроение, транспортное машиностроение, жилищное строительство и легкая промышленность. «Про цифры поддержки еще не могу сказать, что они полностью согласованы», — говорил 25 января Улюкаев.



Минфин свои предложения не представил, говорится в материалах к совещанию 27 января. Во многом потому, объясняли РБК источники в правительстве, что еще нет понимания, как негативные макроэкономические параметры повлияют на неизбежный секвестр бюджета.



Кто побеждает



Наибольшие расходы по проекту антикризисного плана приходятся на бюджетные кредиты регионам — 310 млрд руб. Именно такая сумма была включена в закон о федеральном бюджете, только теперь это предлагается переквалифицировать в антикризисную меру. Другой значительный антикризисный расход — поддержка автомобильной промышленности. Предлагается, в частности, стимулировать спрос на автомобильную технику на внутреннем рынке и сохранять рабочие места на предприятиях отрасли. Общая стоимость поддержки, которая уже прошла отбор в Минэкономразвития, — 137,7 млрд руб. Из федерального бюджета предлагается профинансировать расходы на сумму 88,6 млрд руб., а из антикризисного фонда — на 49,1 млрд руб.



Кроме того, в проекте имеется пункт о «проведении мероприятий по поддержке Внешэкономбанка». Предусмотрена и реорганизация этого института развития: речь идет о «разработке новой модели функционирования». Ранее источники в правительстве рассказывали РБК, что меры спасения ВЭБа в антикризисный план могут и не попасть. Конкретная сумма в проекте антикризисного плана не указана, но агентство Reuters на прошлой неделе сообщило, что в этом году власти могут ограничиться выделением ВЭБу от 100 до 200 млрд руб. (общие нужды ВЭБа оцениваются в 1,2—1,5 трлн руб.).



При этом поддержка ВЭБа в этом плане оказалась едва ли не единственной мерой, предполагающей бюджетные расходы на «поддержку стабильности функционирования банковской системы». Еще одна мера поддержки банковского сектора — докапитализация Агентства по страхованию вкладов (АСВ), но ее решено проводить исключительно за счет средств, предоставленных агентству еще в 2014 году и не потраченных. Речь идет о 25 млрд руб., которые раньше предполагалось вернуть в бюджет.



Интересно, что антикризисный план включает не только расходные статьи. Существенный раздел посвящен нормативной либерализации инвестиционного климата и развитию конкуренции, а также различным мерам поддержки малого и среднего бизнеса. Например, предлагается ввести «правило первого предупреждения» для компаний, не умышленно уклоняющихся от соблюдения обязательств. Предлагается расширить основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы, для бизнесменов, а также провести судебную реформу (включая повышение независимости судей и усиление их ответственности за неправосудные решения). В план вошли многие меры, которые поддержал Владимир Путин на форуме «ОПОРА России» 20 января: например, установление единого норматива вычета по налогу на имущество по кадастровой стоимости для малого и среднего бизнеса. Кроме того, предлагается продлить единый налог на вмененный доход (ЕНВД) на неопределенный срок после 1 января 2018 года.



Кандидаты на выбывание



Стоимость не прошедших «цензуру» в Минэкономразвития пунктов плана оценивается не менее чем в 972,2 млрд руб. При этом в списке отклоненных предложений оказалась доиндексация пенсий на 8,6%, на которой настаивала вице-премьер Ольга Голодец. Если бы такая доиндексация была заложена в антикризисный план, то понадобилось бы 285,6 млрд руб. (если проводить доиндексацию с 1 апреля) или 159,4 млрд руб. (с 1 августа).



Кроме того, соцблок правительства предложил ввести ежемесячную денежную выплату из средств материнского капитала в размере 5 тыс. руб. с июня 2016 года по май 2017 года. Это потребовало бы выделения 141 млрд руб. на два года. В проект не попали и такие предложения, как ограничение уровня оплаты топ-менеджеров госкомпаний исходя из рыночного уровня, ограничение зарплат руководителей госучреждений и ГУПов, а также введение прогрессивной шкалы НДФЛ на сверхвысокие доходы (вместе с освобождением от НДФЛ зарплат в пределах минимального размера оплаты труда). Но эти предложения все равно будут доложены Владимиру Путину.



Зато в проект антикризисного плана включен пункт о подготовке в 2016 году предложений (к октябрю) о возможных сроках и темпах повышения пенсионного возраста. Против этого традиционно возражает социальный блок правительства. «Никаких решений по предложениям соцблока пока нет», — сказал РБК пресс-секретарь Ольги Голодец Алексей Левченко.



при участии Ивана Ткачева


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter