Авторизация
 
  • 07:36 – Страшная авария в ХМАО, где погибли 10 детей, попала на ВИДЕО 
  • 07:36 – ДТП с автобусом в Югре 4 декабря 2016 (4.12.2016): 12 погибших, фото и видео, последние новости 
  • 07:36 – Биатлон мужская гонка преследования 4.12.2016: результаты, лучшие моменты гонки, награждение 
  • 07:36 – Замечательный вокзальный песенный флешмоб! Сегодня и в Кишиневе! 

Oracle

162.158.78.101

Oracle Фото: EPA

К российским банкам, попавшим в санкционный список США, могут применить карательные меры не только международные платежные системы, но и компании - разработчики программного обеспечения (ПО). Российские банки сильно зависимы от иностранных поставщиков: до 50% используемого ими софта приходится на западные компании, которые могут в любой момент приостановить лицензионную поддержку.

Двойной удар

Банк "Россия" попал под санкции США первым, еще 20 марта. О том, что американские компании Oracle и IBM могут приостановить его обслуживание, РБК рассказал источник, близкий к банку. "Конкретного решения нет, - уточнил он. - Все на стадии переговоров еще с момента включения банка в санкционный список". Пока Oracle взвешивает все за и против, подтвердил источник, близкий к компании. "Отключение крупных банков может подорвать IT-компаниям продажи в России", - объяснил он.

То, что банки из черного списка могут остаться без техподдержки, в среду подтвердил и представитель ЦБ. "Существует риск того, что компании, в отношении которых введены санкции, могут потерять техподдержку, а в худшем случае - право пользования лицензиями на ПО иностранных, как правило - американских, производителей", - сказал агентству "ИТАР-ТАСС" замначальника главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев. Возможность отзыва лицензии на ПО зависит от условий конкретного договора, уточнил он.

Пока США ввели санкции в отношении четырех банков: "России", его "дочки" - Собинбанка, СМП Банка с дочерним Инвесткапиталбанком. Международные платежные системы Visa и MasterCard незамедлительно заблокировали проведение операций по картам этих банков. Пресс-служба "России" отказалась комментировать возможные санкции со стороны западных IT-компаний, представители СМП Банка, Инвесткапиталбанка и Собинбанка сообщили РБК, что никаких уведомлений от зарубежных поставщиков ПО не получали.

Пресс-служба IBM от комментариев отказалась, Oracle не ответила на запрос РБК.

Иностранный софт против российского

Программное обеспечение в банках состоит из нескольких компонентов. Первый - это базовые системы или Core Banking, заточенные под основные банковские операции и продукты. И это почти на 100% российские разработки. Второй компонент - программное обеспечение для автоматизации фронт-офисных операций. Доля иностранцев здесь составляет 30-40%, основные поставщики - Oracle (Siebel) и Microsoft (CRM). Третий - это процессинг, здесь у российских и западных компаний примерно равные позиции.

Работа на финансовых рынках в бэк-офисе автоматизируется в основном российскими компаниями, а во фронт-офисах в торговых системах используются чаще всего иностранные технологии и ПО.

Критичнее всего ситуация из-за санкций обстоит с фронт-офисными приложениями, заявил член совета директоров компании "Диасофт" Александр Генцис. "Проблема в том, что без обновления ПО и качественной поддержки банкам сложно будет разрабатывать новые продукты, развивать отношения с клиентами, это может затормозить развитие бизнеса", - отметил он. К работе фронт-офиса относится выполнение поручений клиентов - открытие вклада, перевод денег со счета на счет, информационное обслуживание клиентов и проч.

В целом доля зарубежного ПО в российских банках высока. В Сбербанке она составляет примерно 50%, столько же в Бинбанке. ВТБ на 60% использует программное обеспечение российских компаний. По приблизительным оценкам Промсвязьбанка, доля российских разработок в прикладном ПО (обеспечивает профильную банковскую деятельность) составляет около 70%, в системном (базовая инфраструктура) - не более 10%.

Жить можно

Эксперты считают, что приостановка лицензионной поддержки со стороны американских IT-компаний не парализуют работу российского банка. Даже если компании перестанут поставлять новые версии софта, банки еще долгое время смогут работать на существующих версиях. "Запрет на использование ПО не приводит к полной остановке сервисов", - сказала вице-президент СМП Банка Елена Дворовых.

Но использование иностранных продуктов предполагает их постоянный апдейт, связанный с исправлением ошибок, устранением выявленных недочетов, развитием функциональности решения и т.п. И если поставщик решения прекращает его поддержку для покупателя, то у последнего возникают проблемы. "В частности, он не сможет соответствовать меняющимся стандартам и требованиям рынка, - пояснил гендиректор ЗАО "Платежные технологии" Игорь Голдовский. - Например, в соответствии с требованиями Visa и MasterCard банку - участнику этих платежных систем необходимо дважды в год обновлять свое прикладное ПО для процессинга транзакций по картам этих систем. Без поддержки со стороны поставщиков этого прикладного ПО сделать это невозможно, так как в большинстве случаев у банка нет исходных кодов этого ПО".

Еще одна национальная система?

Российских разработок, которые могли бы оперативно и на 100% заменить американский софт, пока нет. В случае санкций со стороны западных IT-компаний законодателям и участникам рынка придется задуматься о создании альтернативных разработок - по аналогии с обсуждаемой сейчас национальной системой платежных карт. По замыслу чиновников, она сделает российские банки независимыми от Visa и MasterCard.

"Теоретически можно построить свою операционную систему, но на первом этапе она будет нишевой и уязвимой к атакам хакеров: при малом количестве пользователей ошибки распознаются труднее, в отличие, например, от Windows, в которой все пробелы уже обнаружены", - отметил председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.

Пока же банки пытаются снизить зависимость от зарубежных разработчиков. Например, Промсвязьбанк заключает прямые контракты на сопровождение программного обеспечения с российскими компаниями, у которых есть знания и опыт работы с конкретным продуктами, рассказал директор службы предоставления и развития IT-сервисов банка Сергей Саютин. "Такой подход позволяет нам существенно сокращать время на устранение ошибок в работе ПО", - отметил он.


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter