Авторизация
 
  • 23:16 – Торжественная встреча: фрегат Пакистана прибыл в Новороссийск – фото и видео с места событий 
  • 23:16 – Коммунальные платежи 2017 году: правительство предлагает повысить цены на услуги ЖКХ 
  • 23:16 – Самолет потерпел крушение в Пакистане: список погибших, первые фото, причины и подробности 
  • 23:16 – Осколки счастья: смотреть 173-174 серию онлайн 

Минэкономразвития утвердило правила инвестирования средств ФНБ

162.158.79.118

Минэкономразвития утвердило правила инвестирования средств ФНБ Фото: РБК

Инвестпроекты, претендующие на деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) и пенсионные накопления «молчунов», помимо своей коммерческой эффективности должны доказать социальную значимость «методом гедонистического ценообразования». Такое требование содержится в 50-страничной финальной методике, опубликованной вчера Минэкономразвития.

Средства ФНБ, согласно его стратегии, вкладываются в инфраструктурные проекты. Если методика Минэкономразвития, пока вывешенная на портале раскрытия информации для финального утверждения в правительстве, будет принята, то реализация таких проектов должна будет не только принести прибыль казне, но и стимулировать снижение пробок, повышение уровня образования или «улучшение видовых характеристик ландшафта». Кроме того, компаниям, претендующим на деньги ФНБ, придется доказать свою эффективность по десяти группам рисков и шести видам финансовой и бюджетной эффективности.

Прежняя версия методики была на шесть страниц короче. После общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы в оценку эффективности проекта был добавлен показатель удельной эффективности инвестпроекта (PI project). Был расширен раздел о монетизации нерыночных социально-экономических эффектов. Отдельные положения документа претерпели сокращения: из 15 требований к построению финансовой модели осталось только три.

На сегодня известны три мегапроекта, на которые пойдут средства ФНБ: модернизация БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) и высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Казань. Строительство ВСМ оценивается в 1—1,2 трлн руб., а на ЦКАД и БАМ — Транссиб потребуется 200 млрд и 300 млрд руб. соответственно. Из ФНБ на все три проекта будет потрачено только 450 млрд (из имеющихся в фонде 2,9 трлн), а две трети необходимой суммы придется внести частным инвесторам. Объем средств ФНБ для инфраструктурных проектов ограничат 40%, то есть на инвестпроекты из суверенного фонда может быть потрачено не более 1,17 трлн руб.

Разработанная МЭР методика содержит примерно те же требования, что предъявляют к проектам частные фонды, но акценты расставлены по-разному. Коммерческие организации на первое место ставят доходность, а «методические указания требования к доходности проектов не содержат», пояснили РБК daily в ведомстве Алексея Улюкаева. Впрочем, согласно подписанным в ноябре премьером Дмитрием Медведевым документам, по ценным бумагам, связанным с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов за счет ФНБ, должна обеспечиваться доходность на уровне инфляция плюс 1 п.п.

Зато методики уделяют особое внимание социальному успеху проектов (шесть страниц документа). Например, при строительстве объектов жилищной инфраструктуры для оценки социально-экономического эффекта они предлагают применять «метод гедонистического ценообразования, который характеризует подход к покупке рыночных благ в привязке к исследуемому нерыночному благу». В юркомпании «Герберт Смит Фрихилз», сопровождающей многие инфраструктурные инвестпроекты, признались, что даже не слышали о таком методе. Руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов считает, что этот метод довольно общий и требует дополнительной детализации либо дополнительных профессиональных консультаций — социальные выгоды в принципе оценить крайне сложно.

В МЭР эту сложность понимают, а потому делят социальные эффекты на поддающиеся оценке (снижение смертности на дорогах, строительство парков и детсадов в зоне проекта) и не поддающиеся (снижение уровня загрязнения при строительстве системы переработки отходов, повышение уровня дошкольного образования). Для оценки первых в ведомстве предлагают проводить соцопросы. По их результатам сумму, которую потребитель в среднем готов заплатить за увеличение доступности социального блага, надо умножить на общее число потенциальных потребителей.

Дмитрий Трофимов, ознакомившийся по просьбе РБК daily с методикой, к слабым ее сторонам отнес «излишнее теоретизирование и отсутствие диапазонов конкретных показателей». Зато ему понравился подход к составлению перечня необходимых документов для обоснования проектов: бизнес-план, финансовая модель, технологический аудит. «Можно еще добавить строительный аудит, о котором нет упоминания», — советует он.

Инвестпроектам, претендующим на софинансирование из ФНБ, специально созданная при МЭР комиссия будет присуждать баллы (максимум — 100). За коммерческую эффективность можно набрать 20 баллов, кредитную устойчивость — 15, бюджетную и социально-экономическую эффективность — по 20 баллов, анализ рисков — 25. Проекты, набравшие больше 80 баллов, смогут рассчитывать на деньги государства.


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter