Авторизация
 
  • 13:16 – Обратная сторона Луны 2 сезон: 3 и 4 серия смотреть онлайн от 6.12.16 
  • 13:16 – Жить здорово с Еленой Малышевой (06.12.2016) смотреть онлайн 
  • 13:16 – О самом главном последний выпуск (06.12.2016) смотреть онлайн 
  • 13:16 – Модный приговор выпуск 06 декабря 2016 года смотреть онлайн 

КВАС как он есть

162.158.78.242

Основной боевой тяжелый танк КВ-1С хорошо известен любителям on-line игры World of Tanks под несколько легкомысленным прозвищем «КВАС». Эту машину очень любят многочисленные рогатые индивидуумы, коими густо населена эта игра. Также этот танк является инструментом серьезного нагиба в руках скиловых игроков. Такой популярности КВАС обязан своим исключительно высоким ТТХ, которые позволяют на этом танке творить такое, что никогда не позволит никакой другой танк. Фановая машина, которая является, пожалуй, наиболее совершенным агрегатом среди всех известных танков игры, исключая премиумные машины. Да и среди прем-танков поспорить с КВАСом по эффективности может, пожалуй лишь не вполне «законнорожденный» китайский Type-59 по прозвищу «Тип». Выглядят оба эти аппарата очень круто, как и подобает технике победителей. В статье речь пойдет о старшем из них.

Итак, КВ-1С. Можно сколь угодно долго говорить о том, что это имбанутая машина, но на деле получается, что реальные ТТХ КВАСа в игре даже несколько занижены. На деле он был еще более крутым, еще более мощным, еще более страшным. Начиная с модификации КВ-85, КВАС мог на равных бороться с Тиграми и Пантерами. В варианте КВ-100 и КВ-122 этот агрегат мог спокойно превратить в металлолом и Тигр-II с Ягтигром. В статье будут рассмотрены эти три последние модификации КВАСа. Будут рассмотрены его достоинства и недостатки по отношении к вражеским машинам того периода и дана общая оценка этой интересной машине, которая явно незаслуженно осталась в тени более простых и дешевых Т-34-85 и ИС-2.

КВ-85 (объект 239). Появился в августе 1943 года. Было выпущено 148 единиц, которые приняли самое активное участие в битвах с немецкими оккупантами. Разработан на базе танков КВ-1С и КВ-85Г.

Танк имеет самые большие размеры среди всех отечественных танков периода до конца 2МВ, исключая КВ-2, Т-35 и некоторых опытных образцов. По габаритам КВ-85 примерно на уровне Тигра, что предопределило отличную эргономику танка, простор и удобство работы членов экипажа, что, в свою очередь, самым позитивным образом сказалось на его эффективности в бою. Корпус танка выполнен из листов катанной брони различной толщины. Дабы сэкономить массу, не ужимая до абсурда размеры танка (как сделали с ИС-2), конструкторы очень тщательно подошли к схеме бронирования танка. Лобовые детали располагаются под значительными углами наклона, что существенно увеличивает эквивалентный уровень противоснарядной стойкости. Нижний лобовой лист имеет толщину 60мм под углом 25° к вертикали. Учитывая, что по статистике в это место приходится не более 1% попаданий, такую защиту НЛД посчитали вполне достаточной. Средний лобовой лист («ступенька» толщиной 50 мм) расположили под экстремально большим углом наклона к вертикали — 70°. Ни один бронебойный снаряд того периода не был рассчитан на преодоление бронепреграды, расположенной под таким углом. При этом, в отличие от того же Тигра, «ступенька» СЛД КВ-85 перекрывает примерно 40% лобовой проекции корпуса. Верхняя лобовая деталь толщиной 75 мм расположена под углом в 30°. Для усиления ВЛД на нее может быть установлен 25-мм экран, в результате чего суммарная толщина брони ВЛД танка КВ-85 достигает 75мм+25мм=100мм/30°=115мм. Для сравнения: у Пантеры ВЛД толщиной 80 мм был расположен под углом 55°, что дает эквивалент 139 мм, но у Пантеры отсутствует непробиваемая «ступенька». Броня лба корпуса Тигра в 100 мм почти вертикально явно хуже, чем у КВ-85 и Пантеры. В общем, бронирование лба корпуса КВ-85 хотя и кажется на первый взгляд довольно хлипким, на деле оказывается довольно «поганеньким» и труднопреодолимым.

Борта корпуса танка расположены вертикально и имеют толщину 60 мм. Это, конечно, меньше чем у Тигра (82 мм), но существенно больше, чем у сопоставимой по массе с КВ-85 Пантеры (40-50 мм). К бортам крепятся надгусеничные полки, на которых располагаются ящики ЗиП и дополнительные топливные баки. Гнутый кормовой лист так же имеет толщину 60 мм, что опять же очень неплохо. Например, у Пантеры броня кормы всего 40 мм, хоть и под углом. У Тигра корма защищена лучше (80 мм). Тут КВ-85 оказался в серединке. Танк имеет очень мощную защиту верхней полусферы и броневых листов толщиной до 40 мм. Это практически исключало возможность поражения КВАСа огнем автоматических пушек даже самых мощных штурмовиков. Броня крыши корпуса Тигров и Пантер примерно в два раза слабее. Днище танка — 30 мм. Нормальный показатель для танков такого типа. Также можно заметить, что по защите бортов, кормы, крыши и днища корпуса КВАС находиться вполне на уровне современных танков Т-72, Т-80 и Т-90. На крыше корпуса со смещением вперед установлена вращающаяся башня. Башня КВАСа имела лучшую баллистическую форму среди всех танковых башен в мире вплоть до появления тяжелого танка ИС-3. По габаритам она была больше башни Пантеры и примерно на одном уровне с башней Тигра. Просторная и удобная башня КВАСа имеет в тоже время очень мощное бронирование — 100 мм по кругу и крыша толщиной 40 мм. Это существенно мощнее, чем у его немецких оппонентов. Например, башня Тигра имела лобовую деталь толщиной 100 мм. Броня бортов и кормы составляла 82 мм, а крыши 28 мм. Еще хуже выглядела тут Пантера. Лоб 100-110 мм, но борт и корма 45 мм, а крыша всего 17 мм. Подводя итог, можно констатировать, что бронирование КВАСа при массе танка в 46 тонн было на уровне Тигра массой 57 тонн и намного мощнее, чем у Пантеры примерно аналогичной массы — 46,5 тонны. При этом, в отличие от ИС-2, места внутри КВ-85 было не меньше, чем в немецких кошках. Внутри танк разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение и МТО. В отделении управления находится место механика-водителя. Его кресло располагается по центру корпуса как это сделано в современных ОБТ. В распоряжении механика-водителя имеются рычаги и педали для управления движением танка, набор контрольно-измерительных приборов, баллоны с сжатым воздухом и огнетушители. Механик-водитель ведет наблюдение через два перископических прибора МК-4 и через визирную щель, расположенную в лючке на ВЛД. В небоевых условиях лючок может откидываться вверх и механик водитель ведет наблюдение непосредственно через его проем. Посадка на месте механика-водителя удобна и не вызывает никаких нареканий. Для освещения дороги в темное время суток используется расположенная на лобовом листе корпуса фара. Для движения в темное время суток в боевых условиях механик-водитель может использовать активных инфракрасный прибор ночного виденья ИКН-8. В этом случае фара заменяется на инфракрасный прожектор. В немецких танках посадку механика-водителя существенно стесняет расположенная рядом трансмиссия, а в Т-34-85 очень низкий потолок. Слева от места механика водителя, располагается шаровая установка с 7,62-мм пулеметом ДТ, снабженным оптическим прицелом ПУ. Огонь из пулемета может вести любой пассажир, оказавшийся в танке в бою. В боевом отделении в башне установлена главная игрушка наводчика: 85 мм нарезная пушка Д-5Т и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ДТ. Пушка имеет ствол-моноблок и клиновый полуавтоматический затвор. Углы прокачки от -5° до +25° градусов по вертикали и 360° по горизонтали. Приводы наведения по горизонтали электрические и ручные механические по вертикали. Благодаря простору и удобству работы заряжающего, скорострельность достигала 8 выстрелов в минуту. Например, значительно более тесные Т-34-85 с аналогичной артсистемой, как правило, не могли развить более 4-5 выстрелов за минуту. По скорострельности КВАС с 85 мм пушкой ничуть не уступает немецким кошкам.

Для стрельбы используются бронебойные, бронебойно-подкалиберные, осколочные и картечные снаряды. Начальная скорость подкалиберного снаряда БР-365П достигала 1050м/с. Бронебойные и бронебойно-подкалиберные снаряды позволяли КВАСу надежно поражать немецкие Тигры и Пантеры в лобовую проекцию на дистанции до 1000м. В случае если Тигр неосторожно подставлял борт, удар 85 мм болванки КВ-85 мог стать смертельным для него уже с дистанции 1500 м, а Пантера в аналогичной ситуации вообще оказывалась уязвима практически на всей дальности прицельного огня. Справедливости ради надо сказать, что и для КВАСа 75 мм и 88 мм снаряды немцев так же представляли большую опасность и потому результаты боев между этими машинами определялись степенью обученности экипажей и просто удачей. За местом командира в задней стенке башни располагалась еще одна шаровая установка с 7,62-мм пулеметом ДТ. Командир танка мог вести огонь из него или по желанию воспользоваться огромным 12,7 мм зенитным пулеметом ДШК установленным на крыше командирской башенки. Командиры немецких танков до самого конца войны были лишены таких игрушек.

Памятуя об ахиллесовых пятах ранних отечественных танков — плохой обзорности, конструкторы постарались обеспечить экипаж КВАСа всем необходимым. Располагавшийся слева от пушки наводчик имел два прицела для поиска и уничтожения цели. Телескопический прицел 10Т-15 (на некоторых телескопический шарнирный ТШ-16) и перископический прицел ПТ4-15. Головка перископического прицела выходила на крышу башни. Перископический прицел можно было использовать и для контроля окружающей панорамы. Для стрельбы с закрытых позиций наводчик имел боковой уровень. Максимальная дальность стрельбы КВ-85 в режиме САУ составляла около 13 километров. Для сравнения у наводчиков немецких танков всегда был только один прицел. По своей конструкции прицелы КВАСа были ни чем не хуже немецких, правда в немецких использовалось цейсовское стекло очень высокого качества. Не обделили и командира КВАСа. Мало того, что он, как и немцы, имел над головой командирскую башенку с шестью триплексами, но главным его прибором был вращающийся на 360° широкоугольный перископический прибор МК-4, что позволяло командиру КВАСа своевременно обнаруживать цель, находясь под защитой брони. Такой же прибор имел и заряжающий. Кроме того, в бортах башни имелось по одной визирной щели. Командиры немецких танков вплоть до Королевского Тигра имели только неподвижную башенку с несколькими смотровыми приборами и плохо контролировали обстановку изнутри танка. Это вынуждало командиров немецких танков часто высовываться из люка с биноклем в результате чего многие их них стали жертвами осколков или снайперского огня. По насыщению приборами наблюдения и прицеливания КВАС был на уровне лучших американских и британских машин, однако качество самого стекла, конечно, было слегка похуже. Боекомплект танка 70 85-мм снарядов и 3276 7,62-мм патронов. Еще один очень важный момент — связь и командная управляемость. КВАС имел танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис и радиостанцию 10РК. Радиостанция обслуживалась исключительно командиром, что позволило исключить из экипажа радиста, зарезервировав его место либо под пассажира, либо под раненого. В немецких танках радиостанцию обслуживал отдельный член экипажа, что часто влекло за собой проблемы в связи.

По командной управляемости КВАС опять же лучше немцев. В МТО установлен 12-цилиндровый, V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 600л.с. С двигателем сблокирована 4-х ступенчатая МКПП с 2-х ступенчатым демульпликатором. Бортовые фрикционы теоретически позволяли танку осуществлять плавный поворот с любым радиусом, но на практике не отличались высокой надежностью. В принципе тоже можно сказать и о немецких машинах. Вообще ненадежная трансмиссия вкупе с дороговизной и сложностью в производстве и стали причинами того, что КВАС так и не смог стать первым в мире основным боевым танком, уступив пальму первенства среднему Т-34-85. Ходовая часть КВАСа примерно аналогична используемой на современных ОБТ Т-64 и Т-72/90 с той лишь разницей, что опорные катки КВАСа не имели резиновых бандажей и внутренней амортизации. Подвеска торсионная. Ходовая часть включала в себя на борт шесть опорных катков, три поддерживающих катка, ленивец и ведущую звездочку с гусеницей цевочного зацепления. Чтобы представить ее конструкцию, вполне достаточно взглянуть на ходовую часть танка Т-72. Гусеница стальная с открытым шарниром включала 86-90 траков на каждую ветвь. Высокая мощность тяговитого дизельного двигателя и умеренная масса позволяла КВАСу быстро разгоняться и достигать скорости 43км/ч. Это было больше, чем у Тигра, и больше, чем даже у многих средних танков того периода. Пантера была быстрее (до 55км/ч), но могла достичь такой скорости только по идеальной дороге, а по динамике разгона опять же была хуже КВАСа. К достоинствам немецких танков перед КВ-85 можно отнести легкость управления их движением. Рычаги и педали МКПП КВАСа автору показались туговаты. Так же дизельный двигатель обеспечивал КВАСу большой запас хода и меньшую пожароопасность. Запас топлива 615 л основных баков и 360 л во внешних баках. Тигр особенно на бездорожье с полными баками не мог проехать и 100 км. Проходимость у КВ-85 была лучше, чем у иностранных танков, а сама подвеска в сравнении с гиперсложными системами у немецких кошек была крепкой и надежной. В последствии, она с некоторыми изменениями перекочевала на объект 140, потом на объект 172, пока не очутилась на хорошо всем известных танках Т-72. Таким образом, КВ-85 был более чем адекватным ответом и немецким кошкам, и вполне мог противостоять и Першингу.

КВ-122. Вариант КВАСа с усиленной огневой мощью.

В башне танка установлена новая нарезная пушка Д-25Т калибра 122 мм. Пушка отличалась смертельной точностью (была точнее, чем 88 мм пушка KwK 43 L/71

Королевского Тигра) и чудовищной мощностью огня. Используемые снаряды — бронебойные БР-471Б и осколочно-фугасные ОФ-471 массой около 25 кг. Бронебойных снарядов вполне хватало, что бы оторвать башню практически любому существующему танку того времени. Дальность поражения Тигров и Пантер определялась прицельной дальностью стрельбы — около 4000 м. Если этого было мало, то можно было применить бронебойно-подкалиберные снаряды БР-471П. Они покидали ствол с начальной скоростью в 1400 м/с и с дистанции 1 км могли пробить броню толщиной 300 мм. Боекомплект пушки снизился до 22 артвыстрелов. Масса танка возросла до 48 тонн, что повлекло снижение максимальной скорости до 41-42 км/ч. Место прицела 10Т-15 занял телескопический прицел ТШ-17 увеличения 4х. Вместо ПТ4-15 установлен прицел ПТ4-17 с баллистикой снарядов 122 мм пушки. Изменена боеукладка. Остальные характеристики танка остались без изменений, хотя на опытном образце сперва поставили менее мощный двигатель от ИС-2 (520л.с.), но это было временным шагом. Этот КВАС уже мог эффективно бороться с любым самым тяжелым западным танком на больших дистанциях, благодаря отличной подвижности оказываясь там где надо, но из-за низкой скорострельности 122-мм пушки ближний бой был для него опасной затеей.

КВ-100. Вариант основного боевого КВАСа, предшественника объектов 140 и 167/172.

Эта машина уже существенно отличалась от предыдущих моделей. В башню установлена 100-мм нарезная пушка большой мощности С-34 с клиновым полуавтоматическим затвором. Углы прокачки по вертикали от -3° до +18°30’. В связи с этим перекомпоновано боевое отделение. Командирскую башенку перенесли на правую сторону. Туда же переехали и командир с наводчиком. Заряжающий располагается слева от пушки для удобства заряжания 100-мм унитарных артвыстрелов. К танку подходит вся номенклатура боеприпасов Т-54 и Т-55. Скорострельность пушки порядка 4-6 выстрелов за минуту. Масса танка 46,5 т. Максимальная скорость 43 км/ч. Остальные характеристики танка остались без изменений.

Танки семейства КВ-1С, наверное, самые прорывные и яркие конструкции своего времени, при этом, пожалуй, самые недооцененные. В их генах течет более чем породистая кровь знаменитой серии КВ. Один вид этих четких стальных бойцов внушает чувство уверенности и превосходства над нелепыми каракатицами противника. Пойди развитие отечественных БТВТ по этой «ветке», и Т-72 с Т-10 могли бы появиться намного раньше. Но этим планам, к сожалению, не суждено было сбыться. Как и любая прецензионная техника, эти машины отличались сложностью, дороговизной при так и не решенных полностью вопросах надежности. Когда-либо в другое время эти аппараты, наверное, получили бы свое развитие, но не во время Великой Отечественной войны. Красной Армии требовался простой и дешевый танк, машина солдат. Ими и стали Т-34-85 и ИС-2.

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter