Авторизация
 
  • 08:31 – Осколки счастья: смотреть 177-178 серию онлайн 
  • 08:31 – Голос 9.12.2016 5 сезон 15 выпуск: смотреть онлайн прямой эфир, как голосовать 
  • 08:31 – Юрий Тимченко: полковник МВД был пойман на крупной взятке 50 млн. рублей 
  • 08:31 – Фигурное катание Гран при женщины короткая программа 09 12 2016 смотреть онлайн 

Десантные транспорты-доки типа «Сан Антонио»

162.158.78.241

Десантные транспорты-доки типа «Сан Антонио»

В 1990-е годы американский флот подвергся чудовищному разграблению и сокращению: на слом было отправлено свыше 400 боевых кораблей. Процесс глобального сокращения ВМС затронул даже святая святых — амфибийные силы. Менее чем за десятилетие флот лишился 20 танкодесантных кораблей типа «Ньюпорт» (аналог советских БДК с носовой рампой), 5 универсальных десантных кораблей типа «Анкоридж», 10 десантных транспортов-доков типа «Остин», а также 5 транспортов амфибийных сил типа «Чарльстон» для доставки материалов и тяжелой техники в зону высадки.

Наблюдая за деградацией первого по величине флота, стратеги из Пентагона лихорадочно прокручивали в голове возможные варианты решения проблемы: есть ли возможность заменить десятки списанных кораблей на 10-12 высокоэффективных конструкций, тем самым сохранив былую мощь при меньших затратах? Ответом на вопрос стал LSD(X) — проект перспективной транспортно-десантной платформы, созданной с учетом всех требований нового времени и самых современных достижений в области науки и техники. Концепция новых кораблей получилась близка транспортам-докам типа «Остин» — в отличие от европейских «Мистралей» и «Хуан Карлосов», главный упор был сделан на вместимость грузовых палуб и количество кубриков личного состава. Вместительный «паром» для доставки экспедиционных сил в зону боевых действий с последующей разгрузкой при помощи собственных средств или десантной техники с других кораблей.

Помимо своей основной задачи — трансокеанских перевозок — новый транспорт-док должен был обеспечивать присутствие ВМС США в неспокойных районах Мирового океана, участвовать в проведении контр-террористических операций и миссий гуманитарного характера. Среди других обязательных требований — унификация со всеми существующими и перспективными десантными средствами морской пехоты: легкие и тяжелые вертолеты, конвертопланы, плавающие гусеничные транспортеры, скоростные катера и десантные средства на воздушной подушке. Корабль должен уметь постоять за себя в бою, но его стоимость должна оставаться в пределах 800 млн. долл.

USS San Antonio (LPD-17) и USS New York (LPD-21). В конструкции корпуса "Нью-Йорка" символически используются 6,4 тонны стали из руин Всемирного торгового центра

В результате 9 декабря 2000 года был заложен USS San Antonio — головной корабль одноименного типа, ставший представителем нового поколения Landing platform dock (LPD-17). Наиболее заметной особенностью «Сан Антонио» стало широкое внедрение технологии «стелс» — несмотря на заведомо невыполнимую задачу по маскировке 200-метрового корабля на фоне морской поверхности, янки применили целый комплекс простых и хитроумных решений, позволивших в несколько раз уменьшить дальность обнаружения транспорта-дока вражескими радарами.

Простые и чистые линии настроек, заваленная «вовнутрь» верхняя часть борта, минимум проёмов и радиоконтрастных деталей. Особое внимание уделялось мелочам — якорный клюз особой формы, стелс-кожух для складного крана, широкое применение радиопоглощающих материалов…

Особый интерес представляют необычные пирамидальные мачты Advanced Enclosed Mast/Sensor System (AEM/S) — 28-метровые шестигранные конструкции из композитов, бальзы и углепластика, внутри которых скрыт комплекс антенных устройств. Помимо значительного уменьшения радиолокационной заметности корабля, применение AEM/S позволило сократить число взаимных помех при работе множества радиоэлектронных устройств, а также повысить ресурс аппаратуры, защитив антенные устройства от влияния неблагоприятных погодных условий.

Внутри фантастических мачт скрываются радар общего обнаружения AN/SPS-48E, двухкоординатный радар AN/SPQ-9B для слежения за горизонтом, аппаратура спутниковой связи, а также радионавигационная система привода и посадки вертолетов TACAN. Под обтекателем в носовой части установлен еще один навигационный радар AN/SPS-73.

Вся средства обнаружения корабля объединены в единую информационную сеть AN/SPQ-14 Advanced Sensor Distribution System (ASDS).
За связь отвечает AN/USQ-119E (V) 27 — Global Command and Control System — Maritime (GCCS-M).
За логистику при высадке/выгрузке личного состава, техники и снаряжения — AN/KSQ-1 Amphibious Assault Direction System. Представляет собой сервер, поддерживающий в автоматическом режиме связь с десантными средствами и рассчитывающий их текущее положение в пространстве.

Трехкоординатная обзорная РЛС AN/SPS-48E — очередная модификация известного радара с ФАР, созданного на рубеже 60-70х годов. Подобные системы используются на авианосцах типа «Нимиц».

Комплекс средств самообороны Mk.1 Ship Self-Defense System (SSDS), помимо вышеперечисленных средств обнаружения, включает в себя:
— 2 ЗРК самообороны Mk.31 RAM — 21-зарядные пусковые установки с ракетами ближнего боя;
— 2 автоматические пушки Mk.46 калибра 30 мм с дистанционным наведением;
— систему отстрела пассивных помех Mk.36 SBROC;
— систему РЭБ AN/SLQ-32(V)2.

Кроме того, на борту имеется буксируемая противоторпедная ловушка-погремушка «Никси» и еще одна система отстрела дипольных отражателей Mk.53 NULKA.

Для участия в серьезных конфликтах в носовой части LPD предусмотрена возможность установки 16 УВП Mk.41 с боекомплектом 64 зенитных ракеты ESSM, но в настоящий момент ни они из кораблей данного класса не несет подобного вооружения.

В целом, несмотря на обилие красивых названий и аббревиатур, комплекс самообороны «Сан Антонио» не способен защитить корабль от современных средств нападения. Вся надежда лишь на эсминцы, входящие в состав его эскорта.

Транспортные и десантные возможности

Как уже отмечалось выше, «Сан Антонио» имеет иное назначение, чем европейские УДК — сплошная полетная палуба и вертолетный ангар были принесены в жертву грузовым палубам и кубрикам морских пехотинцев.
Согласно официальным заявлениям, внутренние помещения LPD-17 обеспечивают невиданный прежде простор и уровень комфорта для личного состава. Корабль был спроектирован с учетом современных тенденций ВМС США — особое внимание уделено размещению лиц обоих полов: на борту имеются раздельные женские и мужские кубрики и уборные. Большим достижением проектировщиков называют увеличенное межярусное расстояние между койками десантников, наличие собственной системы вентиляции на каждом спальном месте. У коек имеются складные столики/подстаканники, в каждый кубрик проведен Интернет WiFi. На борту имеется тренажерный зал, а также специальные комнаты для отдыха и проведения брифингов…

Несмотря на столь «вопиющий» уровень комфорта, не позволяющий почувствовать все тяготы и лишения армейской службы, на борту «Сан Антонио» удалось обеспечить места для 396 членов экипажа и 700 морских пехотинцев (с возможностью увеличения группы десанта за счет использования дополнительных помещений). Для сравнения — расчетная вместимость «Мистраля» составляет 450 десантников.

Также на борту десантного транспорта-дока имеются:
— три грузовые палубы для грузовиков и бронетехники площадью 2229 кв. метров;
— два грузовых трюма объемом 963 куб. м;
— топливные цистерны (керосин JP-5) объемом 1190 куб. м;
— цистерна с диз. топливом объемом 38 куб. метров.

Десантные возможности LPD-17, наоборот, выражены слабо. Вместимость кормовой доковой камеры — два катера на воздушной подушке (LCAC). Авиационный ангар позволяет разместить на борту всего один тяжелый вертолет (CH-53E) или конвертоплан V-22 «Оспри». Либо два средних вертолета CH-46 «СиНайт». Либо три легких «Ирокеза».
Полетная палуба в кормовой части «Сан Антонио» позволяет осуществлять подготовку к вылету одновременно двух конвертопланов или до четырех легких вертолетов.

Имеется бортовой кран для спуска/подъема из воды десантных катеров и полужестких лодок RHIB.

Наконец, цена вопроса.

В ходе постройки и дооснащения корабля дополнительными системами его стоимость превысила расчетную цифру в два раза — к настоящему моменту средняя стоимость LPD типа «Сан Антонио» составляет 1,6 млрд. долл. Стоимость последних кораблей серии уже перевалила за 2 млрд. Из-за неспособности Northrop Grumman удержать стоимость работ в пределах оговоренного графика серия транспортов-доков была ограничена 11 единицами. К настоящему моменту в составе ВМС США находятся 8 LPD этого типа, еще три транспорта-дока находятся на этапе достройки.

Для сравнения — российские «Мистрали» обошлись казне по цене 800 млн. долл. за каждый корабль (общая стоимость контракта на постройку двух УДК — 1,2 млрд. евро). Столь великая разница в стоимости европейского и американского десантных кораблей объясняется кардинальными различиями в их проектировании и постройке.

В сравнении с «Мистралем» американский транспорт-док имеет больше шансов уцелеть в зоне боевых действий. В отличие от «европейца», что проектировался по стандартам гражданского судостроения, «Сан Антонио» создавался как настоящий боевой корабль, оттого и способен выдержать мощный гидродинамический удар, более прочен и живуч. На три узла выше скорость. Более совершенны средства обнаружения и самообороны. Малозаметность — при прочих равных условиях противник обнаружит «Мистраль» раньше.

Но это в теории. На практике преимущество американца не столь очевидно — действительно, у «Сан Антонио» больше шансов избежать тяжелых последствий при подрыве на донной мине, но попадание ПКР может стать одинаково фатальным для обоих кораблей. В конечном итоге, безопасность и защищенность любого УДК или транспорта-дока определяется возможностями их эскорта. Так стоило ли вкладывать лишний миллиард в чуть более прочный корпус и технологию «стелс»? С точки зрения ВМС США с их безразмерным бюджетом — стоило. Ведь они могут себе это позволить.

Примечательно, что LPD "Сан Антонио" — первый крупный корабль ВМС США, чье проектирование велось в метрической системе (вместо традиционных американских футов/фунтов/дюймов)

Большие деньги — не всегда гарантия успеха. К примеру, головной USS San Antonio (LPD-17) «прославился» большим количеством технических неисправностей.

Спустя год после вступления в строй корабль ушел на Post Shakedown Availability (короткий ремонт и модернизация после первых месяцев службы, исправление всех выявленных недостатков). Стандартная процедура для кораблей ВМС США неожиданно затянулась — в июле 2007 года в офис Northrop Grumman поступило раздраженное письмо из Пентагона, подписанное министром военно-морских сил Дональдом Уинтером: «Прошло 23 месяца с момента вступления корабля в строй, но флот так и не получил боеспособного корабля».

Ремонт завершили к концу года, но неприятности на этом не закончились.

В августе 2008 года «Сан Антонио» не смог вовремя выйти в боевой поход из-за поломки привода кормовой стенки док-камеры. Спустя два месяца, находясь на позиции в Персидском заливе, LSD-17 вновь потребовался срочный ремонт в Бахрейне (проблема с топливными магистралями). В феврале 2009 года при проходе по Суэцкому каналу один из двигателей внезапно переключился в режим реверса — в результате новейший корабль был едва не разбит о дно и стенки канала.

Процесс вступления «Сан Антонио» в строй сопровождался двухгодичной чредой ремонтов на судоремонтных предприятиях Норфолка, скандалами с увольнением ответственных лиц и разрывами контрактов с недобросовестными поставщиками.

В принципе, типичная ситуация для любого из флотов при апробации новой техники. ВМС США здесь совсем не исключение. Деньги имеют важное значение, но даже они не способны решить все проблемы.

Перспективы

Сам факт появления десантного транспорта-дока типа «Сан Антонио» свидетельствует о простой и очевидной ситуации: несмотря на все красочные описания тактики применения амфибийных групп, ВМС США не планирует проведение морских десантных операций. Все рассказы о «загоризонтной высадке» — не более чем сказки для впечатлительных обывателей. Высадка со стороны моря будет иметь в лучшем случае отвлекающее значение или превратиться в «точечную» вылазку группы спецназа. Использовать «Сан Антонио» в масштабной войне — чистое самоубийство. Но для чего же янки продолжают строить подобные корабли? Пентагону прекрасно известно назначение «Сан Антонио» — если называть вещи своими именами, то LPD-17 следует называть «комфортабельный теплоход».

Все крупные войны современности проводятся по единому сценарию — янки в течение нескольких месяцев разгружают технику, солдат и снаряжение в порту близлежащего государства, а затем, прорвав сухопутную границу, гордо въезжают на территорию выбранной жертвы. Это гораздо проще, безопаснее и полезнее, чем плыть на хлипком катере, опасаясь шального снаряда, а затем вылезать по колено в воде на берег, поросший колючками под огнем вражеских танков и пулеметов. Без прикрытия своей тяжелой бронетехникой. При многократном численном превосходстве противника. Это безумие.

Американцы действуют иначе.

Танки, необходимые материалы и топливо доставят в ближайший порт транспорты Командования морских перевозок. Но как быть в этом случае с личным составом? Американские контрактники разбегутся, узнав, что им предстоит провести месяц в душном трюме судна. Для этих случаев как раз и существует «Сан Антонио» — комфортабельный теплоход, который доставит на другой конец Земли пару-тройку батальонов морской пехоты, с личным оружием, снаряжением и тяжелой техникой. Дешево, удобно, эффективно. А затем отправится в следующий рейс по маршруту Норфолк — Персидский залив.

Оттого — всего один вертолет на борту и явное пренебрежение десантными средствами. Зачем «Сан Антонио» тащить десятки вертолетов, если он планирует разгружаться на причал с помощью рампы? А в случае необходимости помогут вертолеты, которые прилетят с ближайшей береговой базы.

Но это планы на будущее… А пока 2-миллиардные корабли гоняются за фелюгами сомалийских пиратов и обеспечивают военно-морское присутствие США в самых неспокойных уголках мира.

Пара снимков внутренних помещений "Сан Антонио"

По материалам:
http://www.fas.org
http://www.navytimes.com
http://www.wikipedia.org
LPD 17 on the Shipbuilding Frontier: Integrated Product & Process Development. Association of Scientists and Engineers, 35th Annual Technical Symposium — 17 April 1998

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter