Авторизация
 
  • 21:06 – В чем встречать 2017 год Петуха по знакам зодиака: фото и советы 
  • 21:06 – Молодёжка 4 сезон 25 и 26 серия (06.12.2016) сериал смотреть онлайн 
  • 21:06 – Экс на пляже 2 сезон 6 выпуск (06.12.2016) смотреть онлайн 
  • 21:06 – Ревизорро 4 сезон в Москве выпуск 06.12.2016 смотреть онлайн 

Колесная САУ ГАЗ-68/КСП-76

162.158.78.155

Вскоре после окончания битвы на Курской дуге конструкторы Горьковского автозавода предложили разработать новую самоходную артиллерийскую установку. Эта боевая машина, по задумке авторов проекта, должна была дополнить в войсках существующие СУ-76, а также обеспечить большую мобильность артиллерийских средств. Для обеспечения высоких характеристик скорости и маневренности предлагалось построить новую САУ не на гусеничном, а на колесном шасси. С инициативой о создании колесной самоходки с 76-мм орудием в августе 1943 года выступил ведущий конструктор ГАЗ В.А. Грачев. Его поддержали конструкторское бюро и руководство завода. Предложенная концепция заинтересовала военных, в результате чего Наркомат среднего машиностроения и Главное бронетанковое управление Красной Армии разрешили начать разработку проекта.

Работы по новому проекту, получившему обозначение «изделие 68-СУ», стартовали в октябре 43-го. Немного позже проект сменил название на ГАЗ-68. Конструкторские работы шли довольно быстро. Уже в декабре 1943 года на Горьковском автозаводе собрали деревянный макет перспективной САУ на колесном шасси. В середине декабря 43-го конструкторы ГАЗ направили в ГБТУ проектную документацию. После выполнения некоторых доработок, предложенных Главным бронетанковым управлением, проект был утвержден. Разрешение на строительство опытной машины ГАЗ-68 было получено 7 февраля 1944 года. Примечательно, что к этому времени в документах появилось еще одно обозначение самоходки – КСП-76 («Колесная самоходная пушка с орудием калибра 76 мм»).

Не дожидаясь окончания проектных работ, конструкторское бюро начало передавать документацию по новому проекту в цеха автозавода. Благодаря этому, несмотря на загрузку предприятия, в начале апреля завершилось изготовление бронекорпуса первой КСП-76, а примерно через месяц готовая машина покинула сборочный цех.

Значительно сократить сроки разработки перспективной САУ помогло использование готового шасси. В качестве основы для КСП-76 было выбрано полноприводное шасси грузовика ГАЗ-63, созданного еще до войны, но так и не запущенного в серийное производство. Проектирование этого грузовика с колесной формулой 4х4 стартовало весной 1938 года, а в марте 39-го были построены два опытных экземпляра. В дальнейшем Горьковский автозавод занимался испытаниями и доводкой грузовика, но начало войны привело к замедлению или приостановке всех перспективных проектов.

О проекте ГАЗ-63 вспомнили только в 1943 году. Сначала в связи с разработкой перспективной колесной САУ, а позже в контексте создания нового полноприводного грузовика для нужд армии и народного хозяйства. Осенью 43-го даже был построен новый опытный образец машины, отличавшийся от предыдущих прототипов кабиной и некоторыми деталями конструкции. Шасси осталось прежним.

По задумке В.А. Грачева и его сотрудников, использование в качестве основы для нового проекта существующей и испытанной машины должно было ускорить разработку КСП-76, а также облегчить серийное строительство и обслуживание самоходок. Кроме того, колесное шасси должно было обеспечить достаточно высокие характеристики при движении по дорогам и, в некоторых случаях, по бездорожью. Колесная САУ могла дополнить существующие гусеничные машины.

Поскольку основой для КСП-76 был выбран грузовой автомобиль, конструкторам ГАЗ Ю.Н. Сорочкину и А.Н. Кириллову пришлось разработать оригинальный бронекорпус, предназначенный для защиты экипажа и агрегатов машины от пуль и осколков снарядов. Корпус представлял собой конструкцию сложной формы, сваренную из панелей брони различной толщины. Лобовой лист изначально имел толщину 10 мм, позже этот параметр увеличился до 16 мм. Борта и днище имели толщину 7 и 4 мм соответственно, а моторное отделение сверху закрывалось 5-мм листом. В передней части корпуса, между колесными арками, была предусмотрена ровная площадка для монтажа пушки. За этой площадкой располагался наклонный лобовой лист корпуса, за которым находилось боевое отделение. Последнее не имело крыши. Кормовая часть корпуса имела характерную скошенную форму. За счет применения нескольких интересных компоновочных решений корпус САУ КСП-76 имел приемлемый уровень защиты, но его вес при этом не превышал 1140 кг.

Пушка ЗиС-3 калибра 76 мм располагалась в передней части машины на станке, позволявшем наводить ее в двух плоскостях. Оригинальное размещение пушки между колесными арками, значительно поднимающимися над уровнем площадки, было предложено для уменьшения высоты всей боевой машины с целью увеличения живучести и устойчивости при движении. Станок орудия позволял наводить его в горизонтальной плоскости в пределах сектора шириной 37°. Допустимые углы вертикальной наводки – от -3° до +15°.

Характеристики орудия ЗиС-3 после установки на колесную машину почти не изменились. Ограничения по углам вертикальной наводки привели к некоторому сокращению максимальной дальности стрельбы (что, однако, не вызывало претензий, поскольку КСП-76 должна была стрелять только прямой наводкой), а скорострельность ограничивалась 8 выстрелами в минуту. В боевом отделении удалось разместить 58 унитарных снарядов калибра 76 мм. 41 боеприпас размещался в кормовой укладке в горизонтальном положении, 17 – справа от пушки в вертикальной укладке.

Внутри боевого отделения, справа от казенной части орудия, находился пост управления с рабочим местом механика-водителя. Слева от пушки находился прицел и место наводчика. Наводчик также выполнял обязанности командира и радиста. За наводчиком разместили откидное сиденье заряжающего. Для наблюдения за окружающей обстановкой экипаж располагал смотровыми приборами, а на рабочем месте командира имелась панорама. В качестве дополнительного оружия для самообороны предлагались два пистолета-пулемета ППШ с 12 магазинами (852 патрона).

Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса. Двигатель ГАЗ-202 установили со сдвигом от оси машины вправо на 276 мм. Слева от двигателя и агрегатов трансмиссии поместили изолированный топливный бак объемом 140 литров и основную укладку боекомплекта. Для охлаждения двигателя в кормовом листе была предусмотрена решетка радиатора.

Основой силовой установки самоходки КСП-76 был карбюраторный бензиновый двигатель ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. С двигателем была сопряжена пятискоростная механическая коробка передач с дистанционным управлением с места водителя. С коробки передач крутящий момент передавался на две ведущие оси при помощи раздаточной коробки и трех карданных валов. Валы и коробка находились в специальном тоннеле, шедшем вдоль корпуса машины. Передняя ось получила постоянный привод, задняя – отключаемый.

Обе оси самоходки были сделаны жесткими и крепились к раме шасси при помощи листовых рессор с гидравлическими амортизаторами. Колеса опытной машины оснастили односкатными пулестойкими шинами. Для улучшения проходимости по пересеченной местности шины имели развитые грунтозацепы.

Прототип САУ ГАЗ-68/КСП-76, построенный весной 1944 года, наглядно продемонстрировал преимущества примененных компоновочных решений. При общей длине (с пушкой) 6,35 м и ширине 2,05 м самоходка имела высоту всего 1,55 м. Таким образом, КСП-76 при схожей огневой мощи была на 70 см ниже самоходки СУ-76, что должно было соответствующим образом сказаться на ее живучести в боевых условиях, однако в некоторой мере ограничивало боевые возможности. Боевая масса машины составляла 5430 кг.

В конце весны 1944 года стартовали заводские испытания новой самоходки. На шоссе боевая машина разгонялась до 77 км/ч. Запас хода по шоссе – 580 км. Благодаря использованию колесного шасси КСП-76 имела ряд преимуществ перед гусеничной СУ-76 и ее упрощенным вариантом ОСУ-76, разрабатывавшимся в то же время. Колесная боевая машина была быстрее на шоссе, тише и ниже. Тем не менее, гусеничные самоходки имели лучшие характеристики при передвижении по пересеченной местности.

Первые этапы испытаний сопровождались массой неполадок и проблем. Так, регулярно случались поломки недоведенного переднего моста, коробки передач и карданных валов. Кроме того, отмечалось, что боевое отделение самоходки имеет недостаточный объем и не слишком удобно для работы экипажа. К середине осени в Горьком завершились заводские испытания, после чего новую САУ ГАЗ-68/КСП-76 можно было перегонять на Научно-испытательный бронетанковый полигон в Кубинке. Примечательно, что весь путь от Горького до Кубинки, в том числе обледенелые участки шоссе, колесная САУ прошла своим ходом со средней скоростью 60 км/ч.

В отчете об испытаниях, проводившихся в 17 по 24 декабря 1944 года, отмечались преимущества САУ КСП-76, связанные с использованной конструкцией бронекорпуса. В частности, говорилось о сравнительно малой массе машины и ее малых габаритах. Кучность огня пушки ЗиС-3 была на уровне табличной. Однако, как выяснилось в ходе испытаний, самоходке следовало стрелять только с короткой остановки, поскольку при стрельбе в движении точность резко снижалась.

Проводившая испытания комиссия рекомендовала исправить оставшиеся мелкие недостатки конструкции, после чего самоходка ГАЗ-68/КСП-76 могла быть допущена на войсковые испытания в случае соответствующего решения Главного артиллерийского управления. Однако колесная САУ не рекомендовалась к принятию на вооружение. В 1944 году параллельно с КСП-76 разрабатывалась самоходка ОСУ-76, представлявшая собой упрощенный вариант СУ-76. Имея преимущества в габаритах, уровне защиты и максимальной скорости, колесная самоходка проигрывала гусеничной в боевой массе и проходимости на пересеченной местности. Более того, эффективное применение САУ КСП-76 вне дорог было признано невозможным. Наконец, на перспективы машины повлияли особенности проекта ГАЗ-63. Этот грузовик, хотя и прошел испытания до войны, не строился серийно, из-за чего начало производства самоходок на его базе могло быть связано с серьезными трудностями.

За отсутствием перспектив проект ГАЗ-68/КСП-76 закрыли сразу после завершения испытаний. Единственный построенный экземпляр этой самоходки так и остался в Кубинке. Сейчас он является экспонатом музея бронетанковой техники.

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter