Авторизация
 
  • 11:51 – ДТП с автобусом в Югре: кто виноват в страшной гибели детей 
  • 11:51 – Обратная сторона луны 2 сезон 1 и 2 серия смотреть онлайн 
  • 11:51 – Битва экстрасенсов 17 сезон 3.12. 2016: смотреть онлайн 14 серия ТНТ 
  • 11:51 – Задержаны оба водителя, нарушившие правила при ДТП в ХМАО 

Panzer 61/68. Швейцария

162.158.78.178

Panzer 61/68. Швейцария

Маленькая, но очень гордая страна – Швейцария, всегда славилась своим высокоточным и технологичным производством, а также – умелыми специалистами. Особенно удивительно, что подобного имиджа государство достигло будучи небольшой гористой территорией, со всех сторон плотно зажатой соседями и не имеющей даже выхода к морю. Кроме швейцарских часов край славится также своими воинственными жителями. Страна, которая, по сути, не участвовала в двух последних мировых войнах, усиленно готовится отражать внешнюю агрессию. Затраты на армию колоссальны и далеко не факт, что они оправдаются, случись конфликт на самом деле, но, по крайней мере, сдерживающий фактор в 150 тысяч очень боеготовых штыков пока работает. Да не суть.

Вполне резонно, что, когда в 50-х годах прошлого столетия многие военные мира начали обкатывать новую «игрушку» – основной боевой танк, швейцарским тоже захотелось себе такой. Но война в Корее внесла свои коррективы и просто купить – не получилось. Закупившись, для острастки, порцией легких французских АМХ-13 руководство страны приняло решение делать свой: лучше, быстрее, мощнее. В общем, такой, который полностью удовлетворял бы концепции современного, на тот момент, ОБТ.

Изначально заказ на ОБТ выглядел примерно так: вес около 30 тонн, максимальная скорость – 50 км/ч, орудие калибром 90 мм, а также эффективное значение лобовой брони – 150 мм. Серийное производство должно было начаться уже в 1956 году, а сама разработка стартовала в 1953.

Первый опытный танк появился только к 1958 году и назывался KW.30, он был оснащен модифицированной 90 мм швейцарской противотанковой пушкой и в его основу были положены конструктивные решения, наработанные еще на Indien Panzer. То есть путь от эскиза до «железа» занял 5 долгих лет. Всего было построено два прототипа. Чуть погодя на арене появился Panzer 58, оснащенный таким же орудием и спаренной 20 мм автоматической пушкой. Пушка предназначалась для борьбы с легкобронированными целями. К 1959 году второй прототип Pz 58 был окончательно утвержден как перспективная модель и направлен на дальнейшую предпроизводственную доработку. К слову, его оснастили швейцарской модификацией британской 20-футовой (84мм) пушки – PanzerKanone 58. Первую мелкую серию Panzer 58 в количестве 10 штук изготовили в 1960 году.

Первый опытный KW30

Первый прототип Pz58

Второй прототип Pz58

Производственная версия

Конечный результат приемку не устроил, и разработка была продолжена, что, в итоге, вылилось в новую машину – Panzer 61. Новый танк мог похвастать более мощным 105 мм британским орудием L7 (позже лицензированной швейцарской его модификацией – PzKan-61). Скорострельность пушки составляла 9 выстрелов в минуту, а бронебойность позволяла вполне сносно бороться с ОБТ потенциального противника. Спаренную пушку оставили, но позже, в промежуточных модификациях, от нее постепенно отказывались, заменяя на 7,5 мм пулемет MG-51. Зенитное вооружение также было представлено 7,5 мм пулеметом, которым оперировал заряжающий, чтобы командир занимался только своими обязанностями. И если атакующие возможности танка были на уровне, то защита экипажа весьма и весьма неудовлетворительной. Лобовое бронирование башни – 120 мм, а корпуса только 60 мм, что даже по меркам второй мировой не очень то и серьезно. Причем броня гомогенная катанная, никаких там металло-керамик и прочего. Фактически Panzer 61 пробивали любые танковые пушки того времени, и защита была противопульной, противоосколочной ну и от мелкокалиберных пушек тоже помогала. Двигатель Daimler-Benz V8, который выдавал на гора 630 лошадиных сил, позволял 39-тонному танку разгоняться до 55 км/ч. Экипаж разместили классически: водитель впереди по центру, командир со стрелком справа башни и заряжающий слева. Небольшая башня не позволила разместить в ней боекомплект, поэтому все 52 снаряда положили в корпус. И, хотя живучесть техники повысилась, работу заряжающему усложнили. Интересной оказалась подвеска танка, в ней применили тарельчатые пружины, в иностранной литературе называемые иногда пружинами Белльвилль.

Panzer 61

Швейцарский танк не представлял собой ничего выдающегося, более того – был откровенно слаб по сравнению с одноклассниками, но, тем не менее сразу же стал символом национальной гордости. Поступил правительственный заказ на 150 машин, которые были изготовлены и доставлены в части с 1965 по 1966 год, и прослужили, после неоднократных модернизаций, до 1996. Не обошлось без нареканий и проблем, но, в целом, серия получилась добротной, на что намекают 30 лет службы в частях. И пусть его мог пробить любой враг, но ведь и Pz61 было чем ответить, а в условиях сильнопересеченной местности броня не всегда играет решающую роль. Хотя слишком затянутый термин от чертежа до стапеля внес свою лепту. Танк, который должен был стать одним из лучших в мире на момент начала разработки, откровенно запоздал с выходом в свет. Именно поэтому, стремясь хоть как-то исправить ситуацию, военные сразу же инициировали модернизацию свежей машины. Проект получил название Panzer 68.

Panzer 68

Основными изменениями в новом конструктиве были более широкие гусеницы, двухплоскостной стабилизатор орудия, баллистический вычислитель, ночной ИК прицел наводчика, замена спаренной 20 мм пушки на пулемет, 30 добавочных «лошадок», 5 км к скорости и пару тонн добавочного веса. Первые опытные танки выпустили в 1968 году, а производство продолжалось четырьмя партиями с 1971 по 1984 гг. Всего изготовили 400 экземпляров. Машина откровенно была старой конфетой в новой обертке. Хотя новая система управления огнем и улучшенные возможности по обнаружению противника добавляли боевой мощи, танк устарел морально.

Новинка могла «похвастаться» целым сонмом технических проблем. Проблем настолько идиотских и маловразумительных, что швейцарская армия попыталась скрыть их от общественности. И, вместо того, чтобы исправлять оплошности, успешно их замалчивала вплоть до 1979 года, когда местный популярный еженедельник Weltwoche опубликовал статью-разоблачение. Новость шокировала публику (а там почти каждый мужик – военный и толк знает), привела к жуткому скандалу и отставке минобороны Рудольфа Гнежи. Статья детально описывала проблемы со стоящим на вооружении уже 8 лет как танком, многие из которых были очень опасны, а все они в совокупности делали машину непригодной для боя ни в одном из гипотетических конфликтов холодной войны.

Так, например, для острастки, Pz68 не мог дать задний ход, пока полностью не остановится. Новая коробка передач «6 вперед-6 назад» этого делать не позволяла. И если для городской легковушки это норма, то не для боевой машины же. Многие из потенциальных противников 68-го это делать умели. Для Т-62 не составляло труда дернуть назад в ходу, а вот швейцарец – не мог, что в бою могло сильно усложнить жизнь. Другая проблема – отсутствие защиты от ОМП. Танк не был герметичным. Примени вдруг противник отравляющие вещества экипажи Pz68 попали бы в большую передрягу. Конечно, личные противогазы в какой-то мере решали вопрос, но удобно ли воевать танком в противогазе? Нарекания вызывал эжектор ствола. Пороховые газы настырно попадали внутрь боевого отделения, так что противогазы пригождались и без воздействия врага.

Эти недостатки могут показаться детским лепетом, по сравнению с другими двумя, по-настоящему уникальными и присущими только швейцарскому продукту. Первый – включение обогревателя способно было вызвать спонтанный огонь из главного орудия. А все потому, что цепи управления печкой и пушкой находились на одной плате. Если экипаж танка хотел погреться, то это желание сразу делало машину перед вами, гораздо горячее. И пусть несчастных случаев зафиксировано не было, но случай он на то и случай. Как бы то ни было, швейцарские инженера допустили «детскую» ошибку и никто не предупредил ее еще на стадии разработки. Конечно, потом все исправили, но за 8 лет эксплуатации об этом даже не думали. Второй – радиостанция, работающая на максимальной мощности, вступала в таинственную волновую связь с блоком управления башней и, пока связь работала, турель случайно, непредсказуемо и неконтролируемо двигалась. Ну уж этот то факт за столь длительную боевую службу мог хотя бы заинтриговать полевые рембригады, но нет, все как так и надо.

После тщательного анализа и назначения нескольких специальных комиссий, было обнаружено всего около 50 существенных проблем, и министр обороны, наконец, признал, что танк – небоеспособен. Прошло несколько лет усиленной работы «над ошибками», пока машина не была признана готовой к службе. Все это, естественно, сопрягалось с немалыми расходами и недовольством общественности. Также сильно пострадал и имидж Швейцарии как производителя военной техники. Когда о фиаско узнали соседи, Австрия, планировавшая закупить 400 Pz68, тут же отказалась от предварительных договоренностей в пользу американских М60 Patton, которые не шевелили башнями, используя радио, и не стреляли в воздух, если экипаж вдруг замерз. Сама же Швейцария надумала оснаститься новыми западногерманскими Leopard 2 и в 80-х 68-е стали постепенно выводить в резерв. Как раз тогда, когда их наконец-то довели до ума. Занавес.

Единственной радостью руководства Швейцарии от обладания собственным ОБТ стала продажа в поздних 90-х двухсот модернизированных Panzer 68 армии Тайланда. Последние танки списали и отправили на металлолом в 2005 году. Несколько машин осело в музеях и частных коллекциях. Многие из них на ходу.

Кроме, непосредственно, танков, на базе 68-го были разработаны и построены 30 мостоукладчиков Brückenpanzer 68 (использовались до 2011 года) и 69 штук БРЭМ Entpannungspanzer 65 (в строю до 2008). Также существовали прототипы 155 мм самоходного орудия Panzerkanone 68 и 35 мм зенитки Fliegerabwehrpanzer 68, но в серию эту технику не пустили.

Fliegerabwehrpanzer 68

Brückenpanzer 68

Entpannungspanzer 65

Panzerkanone 68

Использованы источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Panzer_61
http://en.wikipedia.org/wiki/Panzer_68
http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=666
http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=668
http://ftr.wot-news.com/2014/05/28/swiss-tanks-part-1/
http://bronay.ru/bronetexnika-shvejcarii/swiss-tank-pz-61.html
http://bronay.ru/bronetexnika-shvejcarii/tank-pz-68.html

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter