Авторизация
 
  • 14:06 – Биатлон 2016: мужчины, гонка преследования сегодня 10 декабря 2016: смотреть онлайн, прямая трансляция из Поклюки 
  • 14:06 – Битва экстрасенсов 10.12.2016 (17 сезон, 15 выпуск): смотреть онлайн борьба за финал 
  • 14:06 – Битва экстрасенсов 10 декабря 2016 смотреть онлайн: загадка старого цирка 
  • 14:06 – Битва экстрасенсов 17 сезон 15 серия 10 декабря 2016: Битва смотреть онлайн 10.12. 2016, в выпуске 2 испытания 

BVP-M2 SKCZ Sakal: боевая машина пехоты с неоднозначным будущим

162.158.78.89

BVP-M2 SKCZ Sakal: боевая машина пехоты с неоднозначным будущим

В начале семидесятых годов Чехословакия получила лицензию на производство боевых машин пехоты БМП-1. В восьмидесятых чешские специалисты освоили производство другой советской разработки, БМП-2. Копии советских машин до сих пор составляют основу парка бронетехники пехоты Чехии и Словакии. При этом обе страны срочно нуждаются в замене имеющихся БМП ввиду их физического и морального устаревания. Техника с выработанным ресурсом должна быть списана в течение нескольких следующих лет, однако армии двух стран пока не имеют четкого плана ее замены. Словакия, по некоторым данным, намерена отказаться от гусеничных БМП и закупить за рубежом колесную технику аналогичного назначения, а Чехия, в свою очередь, создает новые проекты на основе хорошо освоенных в производстве.

Весной прошлого года на выставке IDET-2013 в г. Брно был впервые показан прототип боевой машины пехоты BVP-M2 SKCZ Šakal («Шакал»). Проект, разработанный чешской компанией Excalibur Army в сотрудничестве со словацкими фирмами EVPU и VOP Trenin, предлагает ряд мер, направленных на повышение характеристик устаревшей техники. Согласно различным источникам, по проекту BVP-M2 SKCZ могут строиться новые бронемашины, а также возможен ремонт и переоборудование старой техники. Утверждается, что примененные в проекте идеи позволяют значительно повысить возможности боевых машин пехоты.

Хотя БМП BVP-M2 SKCZ и была разработана на основе советских боевых машин, разработчики утверждают, что она сохранила минимальное количество узлов и агрегатов базовой техники. По заверениям авторов проекта, перспективная БМП «Шакал» переняла у БМП-1 и БМП-2 только некоторые элементы ходовой части и 30-мм автоматическую пушку. Все прочие агрегаты машины либо являются совершенно новыми разработками, либо представляют собой сильно переработанные элементы базовой техники. При этом утверждается, что при модернизации и переделке БМП-1 или БМП-2 в BVP-M2 SKCZ сохраняется до 50-60% узлов и агрегатов.

Доработки базовой бронемашины привели к заметному изменению габаритов и веса. Общая длина BVP-M2 SKCZ достигает 7 метров, ширина равна 3,2 м, высота – 2,9 м. Для сравнения следует привести аналогичные параметры БМП-1: длина 6,73 м, ширина 2,94 м и высота около 2 м. Увеличение габаритов и многочисленные изменения конструкции сказались на боевой массе машины. БМП BVP-M2 SKCZ весит около 18 тонн.

При разработке нового проекта на основе старых наибольшим изменениям подвергся бронированный корпус машины. Для более удобного размещения экипажа и десанта чешские конструкторы увеличили общую высоту корпуса на 270 мм. Это сказалось на общих габаритах БМП, однако позволило улучшить условия размещения бойцов в десантном отделении. Из-за такой доработки корпуса пришлось изменить форму и размеры верхней лобовой детали корпуса. Она, как и на советских бронемашинах, расположена под большим углом к вертикали, но имеет большую длину и доходит до крыши десантного отделения.

Помимо изменения формы корпус получает дополнительные листы бронирования, повышающие уровень защиты от стрелкового оружия и взрывных устройств. По данным разработчиков, корпус БМП BVP-M2 SKCZ в базовом варианте соответствует уровню 3 стандарта НАТО STANAG 4569 и способен выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули винтовочного патрона. Баллистическая защита машины может быть усилена при помощи дополнительных модулей, обеспечивающих 4-й уровень защиты. В таком случае экипаж и агрегаты машины защищены от пуль патрона 14,5х114 мм. По желанию заказчика машина может оснащаться противокумулятивными решетками.

Усиленное днище корпуса позволяет защитить экипаж от подрыва 6 кг тротила под гусеницей или 300 г под днищем. Во избежание травм и для уменьшения воздействия ударной волны на экипаж модернизированная БМП оснащается специальными креслами, поглощающими часть энергии взрыва.

Общая компоновка внутренних объемов корпуса обновленной боевой машины пехоты осталась прежней, но изменилось расположение некоторых агрегатов. Кроме того, часть оборудования, имевшегося на базовых машинах, в силу разных причин была удалена. Моторно-трансмиссионное отделение по-прежнему занимает переднюю часть корпуса со сдвигом к правому борту.

В качестве силовой установки в новом проекте используется дизельный двигатель Caterpillar C9.3 мощностью 300 кВт (около 405 л.с.). Для сравнения, машины БМП-2 оснащались двигателями УТД-20С1 мощностью 300 л.с. или 221 кВт. Двигатель большей мощности предлагается использовать для компенсации выросшей массы машины. Удельная мощность модернизированной БМП превысила 22 л.с. на тонну, что позволило сохранить приемлемые ходовые характеристики. Максимальная скорость машины на шоссе достигает 70 км/ч, запас хода – 550 км.

БМП BVP-M2 SKCZ сохранила конструкцию ходовой части, использовавшуюся на базовой технике советской разработки. Она имеет по шесть опорных катков на каждом борту. Подвеска катков независимая торсионная. Первый, второй и шестой катки на каждом борту, по-видимому, сохранили гидравлические амортизаторы. Следует отметить, новая чешская БМП, в отличие от базовых машин, не имеет гидродинамических решеток в корме корпуса. Вероятно, из-за относительно большой боевой массы «Шакал» не имеет возможности пересекать водные преграды вплавь.

Слева от двигателя и трансмиссии находится сравнительно узкое отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За его сиденьем находится рабочее место командира машины. Средняя и кормовая часть обитаемого объема выделена под размещение десанта с оружием. В десантном отделении предусмотрены шесть сидений для бойцов и одно для оператора вооружений.

Рабочее место механика-водителя оснащено собственным люком в крыше и перископическими наблюдательными приборами для вождения в боевой обстановке. На имеющихся фотографиях видно, что пост управления БМП Šakal выполнен «по моде» последних лет. Приборная доска оборудована двумя стрелочными индикаторами и многофункциональным цветным дисплеем. Боковая панель имеет цветные индикаторы. Управление машиной осуществляется при помощи компактного руля.

Места командира и наводчика-оператора размещены под боевым модулем и поэтому не оснащены перископическими наблюдательными приборами или люками. Для наблюдения за обстановкой командир и наводчик должны использовать видеосистемы, установленные на башне. Рабочие места командира и наводчика в целом похожи. Они оснащены жидкокристаллическими дисплеями и пультами управления вооружением и бортовыми системами. В качестве одного из органов управления системами на пультах используются джойстики. Рабочее место командира оснащено одной такой ручкой управления, наводчика – двумя. По-видимому, одна из них отвечает за приборы наблюдения, а другая используется для управления вооружением.

В десантном отделении имеется шесть кресел для десанта, закрепленных на бортах корпуса. Бойцы размещаются по трое у каждого борта, лицом друг к другу. Для удобства посадки и покидания машины сиденья кресел выполнены складывающимися. Безопасность десанта обеспечивается четырехточечными ремнями.

Чешские и словацкие инженеры решили не только изменить компоновку десантного отделения, но и использовать новую кормовую дверь. Вместо двух распашных дверей со встроенными топливными баками, использовавшихся на БМП советской разработки, чешско-словацкая машина BVP-M2 SKCZ имеет один крупный люк, закрывающийся опускаемой аппарелью с гидравлическим приводом. В середине аппарели предусмотрена дверь, которую можно использовать в случае отказа гидравлики. При необходимости десант может использовать два крупных люка в крыше корпуса.

Демонстрационный образец БМП BVP-M2 SKCZ был оснащен дистанционно управляемым боевым модулем со ствольным вооружением Turra-30, разработанным словацкими специалистами. Использование боевого модуля с дистанционным управлением, как утверждается, позволяет повысить уровень защиты экипажа, «спрятав» его внутри бронированного корпуса, а также обеспечить приемлемые характеристики комплекса вооружения. Кроме того, отсутствие подбашенных агрегатов позволило сэкономить место внутри десантного отделения.

Башня Turra-30 имеет характерную форму, образованную состыкованными бронелистами. В средней части башни находится качающаяся установка с креплениями для орудия и спаренного пулемета. Справа от орудия и в корме предусмотрено место для неких агрегатов, вероятно, для ящиков с боеприпасами. В характерной выемке с левой стороны башни располагается качающийся блок прицельной аппаратуры. Судя по его виду, для наведения оружия экипаж может использовать телекамеру, тепловизор и лазерный дальномер. Для наблюдения за обстановкой используется подобное оборудование, размещенное в шарообразном кожухе на крыше боевого модуля. В нижней лобовой части башни имеются восемь дымовых гранатометов.

Основным оружием БМП BVP-M2 SKCZ является автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм, ранее устанавливавшаяся на машины БМП-2. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Ствольное вооружение боевого модуля использует ленточное питание. Боекомплект неизвестен. На бортах башни Turra-30 предлагается устанавливать два транспортно-пусковых контейнера с противотанковыми ракетами 9М113 «Конкурс» советского/российского производства или с израильскими Spike. В зависимости от пожеланий заказчика бронемашина комплектуется соответствующей аппаратурой управления.

Утверждается, что по желанию заказчика боевой модуль Turra-30 может нести не только пушку 2А42, но и другое оружие аналогичного класса, такое как орудие Mk44 Bushmaster II калибра 30 мм. Кроме того, возможно использование крупнокалиберных пулеметов различных моделей. Вместо словацкой башни Turra-30 БМП BVP-M2 SKCZ может нести иные боевые модули с соответствующим оборудованием и вооружением.

Вскоре после первой демонстрации новая боевая машина пехоты BVP-M2 SKCZ Šakal отправилась на испытания. Примечательно, что еще до начала испытаний некоторые чешские и словацкие военные и эксперты выразили недоверие к новой машине. Они апеллировали к тому, что «Шакал» является глубокой, но все же модернизацией устаревшей БМП-2 или ее чехословацкой версии BVP-2. Таким образом, новейший проект не позволит вооружить армии двух стран современной техникой, способной оставаться в строю в течение нескольких следующих десятилетий.

Испытания опытного образца перспективной машины показали ее преимущества, а также позволили выявить недостатки. Чешская пресса сообщает, что военные остались недовольны новой разработкой. Их не устроил состав вооружения, не в полной мере соответствующий современным требованиям, а также слабая противоминная защита. В связи с этим без дополнительных доработок БМП Šakal не может быть принята на вооружение. Интересен тот факт, что отечественные издания перепечатали новость о процессах вокруг новой чешской БМП с ошибкой. Машина BVP-M2 SKCZ по какой-то причине была названа BVP-M2 SRCZ. Тем не менее, на правдивости новостей такая ошибка не сказалась.

По имеющимся данным, основным заказчиком БМП BVP-M2 SKCZ считается Чехия. Словацкие военные в настоящее время всерьез рассматривают возможность полного списания имеющихся боевых машин пехоты советской разработки и замены их на современную колесную бронетехнику зарубежного производства.

Министерство обороны Чехии, в свою очередь, намерено и в будущем продолжать эксплуатацию колесных БМП. Ранее сообщалось, что чешские военные готовы приобрести не менее сотни новых БМП общей стоимостью около 6,5 миллиардов крон (более 300 млн долларов США). Результаты испытаний новой БМП сказались на мнении чешских военачальников. В ряде источников утверждается, что Минобороны Чехии почти полностью потеряло интерес к отечественным проектам модернизации бронетехники и теперь присматривается к шведским БМП CV90.

Судя по последним сообщениям, дальнейшая судьба проекта BVP-M2 SKCZ полностью зависит от его создателей. Потенциальный заказчик в лице чешского Минобороны имеет ряд претензий к предлагаемой бронемашине. Если они будут исправлены в ближайшее время, то новая БМП сможет попасть в войска. В противном случае военные перестанут поддерживать проект, из-за чего в будущем парк боевых машин пехоты будет обновляться при помощи зарубежной бронетехники.

По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://armadninoviny.cz/
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://vpk-news.ru/
http://i-mash.ru/

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter