Авторизация
 
  • 21:26 – КВН-2016. Кубок мэра Москвы 04.12.2016 смотреть онлайн 
  • 21:26 – Синяя Птица 2 сезон 4 выпуск (04.12.2016) Россия 1 смотреть онлайн 
  • 21:26 – Точь-в-точь (4 сезон 10 выпуск) 04.12.2016 смотреть онлайн 
  • 21:26 – МастерШеф. Дети СТС 2 сезон 9 выпуск 04/12/2016 смотреть онлайн 

М114 или бардак по-американски

162.158.78.223

М114 или бардак по-американски

В начале 50-х годов правительства многих стран озаботились созданием бронированных средств передвижения для собственной разведки. Не исключением в этом вопросе стали и США. Имеющиеся на тот момент М3 и М8 «Greyhound» явно не подходили для этой роли. Были слишком тяжелы для авиадесантирования, не умели плавать, да и вообще, морально устарели и повсеместно выводились из состава войск и передавались силам нацгвардии или в резерв.

К 1954 году, наконец, окончательно определились с требованиями к технике, которую по доброй армейской традиции назвали аббривеатурой – ACRC (Armored Cavalry Reconnaissance Vehicle – Бронекавалерийская разведывательная машина). Максимальный вес ограничили 3,6 тоннами, экипаж должен был составлять 4 человека, а максимальная скорость достигать – 70 км/ч. Фактически военные хотели получить некий аналог бронированного джипа, который можно было бы переоборудовать в медэвак или в противотанковое средство. Кстати, основной парк разведки в 1951-м и состоял из джипов, но вскоре ситуацию предстояло исправить. Общий объем заказа запланировали в 3 тысячи единиц.

Бронированный джип разведки 82-й аэромобильной

Только к 1960-му на конкурс было представлено несколько моделей от конкурирующих производителей, причем все по весу сильно потяжелее требуемого. Армия начала масштабную программу госиспытаний. В это же время в Советском союзе уже 3 года как производили БРДМ-1 и готовились испытывать БРДМ-2. В вооруженных силах США в январе того же года запустили в серию БТР М113, машин удачных и состоящих на вооружении по сей день. Изготавливал те БТРы – «Ford Motor Company».

На суд потребителя разведброни фордовцы представили М113 C&R – с заниженным для меньшей заметности силуэтом, а General Motors – прототип Т114. Задание было не очень сложным, прототипы похожи. Кого же стоило выбрать? Казалось, решение очевидно – наличие в войсках унифицированного БТРа и БРДМа на единой платформе, самый низкий силуэт, самая высокая надежность и самая низкая цена изделия марки Ford. М113 C&R выиграл испытания, но… госприемку не прошел. Между Фордом и ДжиЭмом всегда шла масштабная экономическая битва, особого накала она достигла как раз в послевоенные годы. Так как «распил и откат всех победят» даже в Америке, у GMа в тот раз откат оказался больше, а лобби сильнее. Итак, новым ACRC армии США предстояло стать Т114 от подразделения Chrysler. Официальной политической причиной такого решения стало создание новых рабочих мест. И вот что у этих новых рабочих получилось…

M113 C&R

Опытные модели Т114 появились еще в 1958 году. И первым казусом стал двигатель – военная версия гражданского Chevy Small Block 283 V8 с заявленной мощностью в 160 л.с. Для тех, кто не в теме подскажу, что это – один из самых «дохлых» моторов тех годов с простеньким однокамерным карбюратором. Эти движки ставили на среднеразмерные авто, а для грузовиков и топовых моделей существовали Big block, для которых в 58-м году 250 л.с были самой нижней планкой мощности. Здесь, опять же, поработала жадность, биг блоки рядовые американцы раскупали как пирожки, производственных мощностей не хватало, чтобы обеспечить «гражданку», вот и поставили на семитонную боевую машину то, что оставалось. Достойным выходом из положения могла стать установка на базовый атмосферник двух- или четырехкамерного карбюратора, что позволило бы увеличить тягу до 180-200 лошадок при незначительном удорожании, но и этого не сделали. Трансмиссию применили автоматическую, доработанный Hydramatic с режимом пониженной передачи для движения по воде. И если сам по себе Гидраматик был технологическим прорывом того времени, то допилили явно на скорую руку, впрочем, об этом позже.

Прототип М114

Первоначальные компоновочные решения предусматривали установку пулемета М85 калибра 0.50 в командирской башенке, смещенной в корму корпуса, крыша была выполнена по сложному эргономичному профилю, экипаж состоял из 3-х человек (мехвод, командир и наблюдатель), а в плотной компоновке нашли место для откидного сидения, чтобы брать пассажира. Двигатель разместили впереди, рядом с водителем, там же и топливный бак, чтобы веселее было подрываться на минах. Еще был большой квадратный люк сзади, и машина умела плавать, используя для движения по воде гусеницы.

Он же с других ракурсов

Были даже попытки установить 106 мм автоматическую безоткатку

Т114 был официально переименован в М114 с датой начала производства в 1962 году. Для того чтобы оправдать надежды армии и политиков изначальный прототип пришлось существенно переработать. В основном, с целью удешевления производства. Профиль крыши максимально упростили, долгие споры вызвала башня и ее необходимость. В конце концов, остановились на этаком варианте неподвижной полубашенки с восемью наблюдательными приборами и пулеметом, установленным снаружи БЕЗ возможности вести стрельбу изнутри. Пулемет М85 заменили на М2 Browning, а наблюдатель получил в свое распоряжение пулемет калибра 0.30 и стал наблюдателем-пулеметчиком. Кормовой квадратный люк упростили, теперь он стал меньше и круглым. Фактически уже прошедшую госприемку программу пришлось перечерчивать заново.

Производственная модель

Как только новые, измененные чертежи попали в Вашингтон, первые 2,7 миллиона долларов отправились в Кливленд, для установки нового производственного оборудования. Уже в августе 1962 года завод заработал на полную мощность, привлекая к работе 7200 дополнительных рабочих рук. Всего к 1965 году произведи 3710 машин, при изначальном заказе в 3 тысячи.

Опьяненные ожидаемым успехом машины военные тут же начали поставку техники в части и тут же на поверхность начали выходить первые проблемы.

Самой первой проблемой стал пулемет. Для того чтобы пострелять и командир и наблюдатель были вынуждены по пояс выглядывать из своего уютного отделения. Щитка даже не было. О защите от ОМП в этом случае история умалчивала. Первые 600 машин сошли с конвейера как есть, потом баг пофиксили и танкетка с дистанционным управлением основного вооружения получила обозначение М114А1.

М114А1

Пока с одним разбирались, созрело другое. В чью-то светлую голову пришла идея установить вместо пулемета 20-мм автоматическую пушку Hispano-Suiza. По показаниям очевидцев легкую машину при стрельбе изрядно покачивало отдачей, и цель пытался поразить только первый снаряд, остальные просто пугали. Не помогали даже короткие очереди. К тому же в прицел было очень плохо видно, и наилучшие результаты давала наводка по-стволу. Вообще, у этой неплохой авиационной пушки сложилась крайне неудачная сухопутная судьба. Закупив лицензию на производство, американское военное руководство трепетно пыталось ее хоть куда-то пристроить. Ни М551 Шеридан ни MBT-70 не избежали примерки, но только М114 получил этот «довесок» на серийных машинах. Хотя в низкой точности и была виновата платформа, но практика применения в частях выявила и другой недостаток. Разработанное для работы в воздухе орудие изрядно загрязнялось где-то на 200-м выстреле вместо паспортных 550, и если после 150-200 снарядов разогретой Хиспане давали остыть, то дальше стрелять уже не получалось. Солдатики, правда, на стрельбах радовались, говорят, что лупит здоровски, вот только в настоящий бой с ней никто ехать не хотел. Совместные стрельбы с М163 «Вулкан» подсказывали решение. Для повышения устойчивости достаточно было установить на машину опорные платформы, но, и без того перетяжеленная, М114 просто не позволяла этого сделать. Достоверно неизвестно сколько экземпляров переделали и была ли это заводская или полевая модернизация. Если донором для переделки выступал М114, новое название – М114Е2, если это был М114А1, то маркировку принимали М114А1Е1, отсюда некоторая путаница в индексах.

М114А1Е1

Проблема номер два – ходовая. Опорные катки достойно выдерживали все нагрузки, но гусеница стала лебединой песней конструкторского гения. Применение сплошной (!) резино-металлической ленты при разрыве позволяла экипажу расслабиться и просто ждать рембригаду. Срастить без спецоборудования было невозможно. Если этого мало, то добавлю, что в ходу у неумелого или просто непривыкшего мехвода гусянка имела свойство непредсказуемо терять натяжение. При этом М114 либо закручивался волчком, либо уезжал в ближайший кювет.

Слетевшую гусеницу меняют только на сертифицированных СТО

Кусочек

Про двигатель уже упоминал, но добавлю. Изначально разведмашина предназначена для авангардной разведки, то есть должна находиться или двигаться впереди основных сил, которыми были, в том числе и БТР М113. Слабенький Small Block с большим трудом вытягивал в этом деле. Особенно когда появились дизельные 113-е. В воспоминаниях ветеранов часто упоминается фраза, что вот, мол, хороший был 114-й, туда бы двигатель дизельный, как у «бэтэра». Да нельзя было! Тот дизель, был почти в 1,5 раза тяжелее предшественника, и если Фордовская машинка потянула, то GM ни по компоновке, ни по развесовке этого сделать не позволяла.

Трансмиссия, обещал добавить про трансмиссию. Доработка вместо переделки добавила хорошему автоматическому Гидраматику свойство спонтанно включать пониженную (которую использовали для движения по воде). А если машина при этом двигалась на скорости километров 50 в час? Эффект был, как будто в стенку врезались. Почему она при этом не «капотировала»? Так была у нее одна хитрость – свес. Передний свес танкетки выступал за габариты гусеницы. И вполне естественно, что он утыкался в любой преодолеваемый овраг или ров. Особой пикантности ситуации добавляет все тот же слабый двигатель, который не мог вытянуть машинку обратно. Экипажу не оставалось ничего другого, кроме как ждать буксир. Не способствовал повышению проходимости и клиренс, у М114 он был всего 36 сантиметров, в противовес 56см у М113. Служившие жалуются, что ACRC не могла двигаться по колеям, проложенным остальной армейской техникой, и вынуждена была двигаться в стороне от них, любая попытка прокатиться по накатанной дорожке неминуемо приводила к посадке на брюхо и долгому откапыванию.

И все, надо идти в деревню за трактором

Бронирование в угоду меньшей массе тоже было меньшим по сравнению с БТР. Только лобовое хоть как то сопоставимо и то, за счет больших углов наклона. Во время вьетнамской войны туда отправили пробную партию из 40 М114, которые очень быстро показали свою полную несостоятельность в условиях джунглей. Тонкое бронирование и низкий клиренс способствовали высокой уязвимости к подрыву на минах или попаданиям РПГ, а слабая силовая установка ограничивала применение техники в условиях сильно пересеченной месности. Стесненное боевое отделение сильно понижало шансы выжить при подрыве на мине и не позволяло брать в разведку дополнительное оборудование. Боевое применение выявило и проблемы логистики. Из-за отсутствия унификации разведвзводы испытывали страшный дефицит запчастей. По результатам опыта от применения М114 в джунглях Вьетнама отказались мотивируя это тем, что те же задачи с большей эффективностью может решать менее проблемный М551 «Шеридан». Зная о том, сколько головной боли армии доставил этот танк, сложно даже представить всю полноту ужасности нового американского БРДМ-а.

Наконец, в 1973 году начштаба Крейтон Абрамс официально признал проект М114 провальным и в приказном порядке потребовал выведения техники из эксплуатации повсеместно. Процесс продолжался аж до 1979-го и эти шесть лет были еще более мучительны для экипажей и обслуживающего персонала, поскольку снабжение запчастями прекратилось вовсе. Танкетки еще до снятия с вооружения из-за поломок вставали в частях на мертвый прикол. За все время службы ни одна единица так и не была переделана ни в медицинскую, ни в противотанковую версию. Тем временем не прошедший госприемку М113 C&R вполне успешно завоевывал экспортный рынок и прослужил в трех разных странах около 35 лет, в противовес всего десяти у конкурента.

Оригинальная подпись: Oops!

Отдельного интереса заслуживает судьба почти четырех тысяч списанных М114. Американцы на форумах в недоумении. Некоторая часть осела в коллекциях, часть передали полиции и нацгвардии, но вот куда делись остальные непонятно. В резерве, говорят, тоже нету. Наверное, по-тихому переплавили на что-то более полезное. Вот такой вот он – бардак по-американски.

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter