• 10:36 – Давай поженимся! сегодняшний выпуск (29.03.2017) смотреть онлайн
  • 10:36 – 60 минут последний выпуск (29.03.2017) смотреть онлайн

Спящие в кристаллах соли бактерии привлекут для поиска внеземной жизни

162.158.79.83

Спящие в кристаллах соли бактерии привлекут для поиска внеземной жизни

Испанские ученые открыли необычное взаимодействие между микробами и солью, которое поможет распознать следы жизни на поверхности Марса и других планет. Если поместить кишечную палочку (Escherichia coli) в каплю соленой воды и высушить, то бактерии вмешаются в кристаллизацию хлорида натрия и построят трехмерные биоминеральные структуры, где они будут пребывать в спячке. Об открытии сообщается в пресс-релизе испанского агентства научных новостей SINC.

«Дома, работая со своим микроскопом, я совершенно случайно ввел клетки E.coli в соляной раствор и увидел, как бактерии активно участвуют в кристаллизации соли, меняя формы и очертания кристалликов», — рассказывает биолог Хосе Мария Гомес (José María Gómez).

Раньше такое поведение замечали только за отдельными белками, а не целыми клетками. Бактерии оказались способными к самоорганизации в биосолевые структуры фрактальной и древовидной формы.

«Но самое интересное — это то, что микробы впадают в спячку внутри этих обезвоженных структур и оживить их можно всего лишь добавив каплю воды. Благодаря характерным очертаниям биосолевых кристаллов ученые смогут рассматривать их в качестве признаков жизни в засушливых ландшафтах других планет (например, Марса или Европы — спутника Юпитера )», — рассказывает Гомес.

Лаборатория биоминерологии и астробиологических исследований при Вальядолидском университете, сотрудником которой является биолог, участвует в разработке рамановского спектроскопа для марсохода Экзомарс (совместный проект Европейского космического агентства и Федерального космического агентства России), который отправится на Марс в 2018 году. Этот инструмент теперь планируют научить распознавать биокристаллы на поверхности Марса.