Авторизация
 
  • 15:12 – Давай поженимся! сегодняшний выпуск (06122016) смотреть онлайн 
  • 15:11 – Право голоса с Романом Бабаяном выпуск 06.12.2016 смотреть онлайн 
  • 15:11 – 60 минут последний выпуск (06.12.2016) смотреть онлайн 
  • 15:11 – Время покажет последний выпуск 06.12.2016 смотреть онлайн 

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я

162.158.78.167

Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я

Первой британской зенитной системой среднего калибра стала 76,2-мм зенитная пушка Q. F. 3-in 20cwt образца 1914 года. Первоначально она предназначалась для вооружения кораблей и была запущена в производство в начале 1914 года. Для стрельбы по воздушным целям применялись шрапнельные снаряды, после модернизации орудия для повышения эффективности стрельбы разработана осколочная граната с дистанционным взрывателем массой 5,7 кг, которая имела скорость у дульного среза 610 м/с. Скорострельность орудия — 12-14 выстр./мин. Досягаемость по высоте — до 5000 м.

76,2-мм зенитная пушка Q. F. 3-in 20cwt

Всего британская промышленность выпустила около 1000 76-мм зенитных орудий модификаций: Mk II, Mk IIA, Mk III и Mk IV. Кроме британских вооруженных сил, орудия поставлялись в Австралию, Канаду и Финляндию.

Когда стало ясно, что армии требуется более мобильное орудие, для пушки сконструировали специальную четырехопорную платформу, вместе с которой она могла перевозиться в кузове тяжелого грузовика. Позже для орудия создали вывешиваемую четырёхколёсную повозку.

Хотя к началу Второй мировой войны орудие явно устарело, оно продолжало пользоваться популярностью в войсках. Зенитка была основой батарей ПВО в составе Британского экспедиционного корпуса во Франции. К 1940 году некоторые батареи были оснащены более новыми, 3,7-дюймовыми зенитками, но артиллеристы по-прежнему предпочитали более легкие и универсальные 3-дюймовые орудия, с которыми они были хорошо знакомы. При эвакуации остатков Британского экспедиционного корпуса все 3-дюймовые зенитки были уничтожены или захвачены немцами.

Значительное количество этих орудий устанавливалось на стационарных бетонных основаниях вдоль британского побережья, для защиты портовых сооружений.

Они также монтировались на железнодорожные платформы, что позволяло в случае необходимости осуществлять быстрое перебазирование зенитных батарей для прикрытия транспортных узлов.

Вскоре после Первой мировой войны стало ясно, что прогнозируемое повышение боевых возможностей авиации потребует замены существующих 76,2-мм зениток более мощными орудиями. В 1936 году концерн «Виккерс» предложил прототип новой 3,7-дюймовой (94-мм) зенитки. В 1938 году первые производственные образцы были представлены для войсковых испытаний. Только в 1939 году орудия, получившие обозначение 3.7-Inch QF AA, начали поступать на вооружение батарей ПВО.

Зенитное 94-мм орудие 3.7-Inch QF AA

Зенитка производилась в двух вариантах. Наряду с возимой установкой орудия монтировались на стационарные бетонные основания, у последнего варианта позади казенника имелся специальный противовес. Из-за довольно значительного веса повозки с орудием (9317 кг) артиллеристы после знакомства в войсках встретили их довольно прохладно.

Для облегчения и упрощения лафета было выпущено несколько вариантов. Первые серийные лафеты получили индекс Mk I, лафеты для стационарной установки стали именоваться Mk II, а последняя версия — Mk III. При этом для каждой модификации существовали подварианты. Всего выпущено около 10000 орудий всех модификаций. Производство продолжалось до 1945 года, в среднем по 228 орудий в месяц.

Британские зенитчики ведут огонь из 94-мм зенитного орудия

Однако нельзя было не признать, что боевые характеристики 94-мм зениток, несмотря на некоторые недостатки, значительно превосходили аналогичные показатели старых трехдюймовок. К 1941 году орудия данной марки стали основой зенитной артиллерии Великобритании. 94-мм зенитные орудия обладали отличной досягаемостью по высоте и хорошим поражающим действием снаряда. Осколочный снаряд массой 12,96 кг с начальной скоростью 810 м/с мог поражать цели на высоте до 9000 м.

Постепенно разработчики усовершенствовали систему управления огнем, снабдили орудие механическим досылателем и устройством автоматизированной установки взрывателя (в результате скорострельность повысилась до 25 выстрелов в минуту). К концу войны большинство орудий этого типа получило-таки эффективное дистанционное управление, после чего на долю орудийной прислуги оставалась только чистка орудий и обслуживание автомата заряжания.

Во время Североафриканской кампании 94-мм зенитные орудия применялись для борьбы с немецкими танками, однако из-за чрезмерного веса и низкой маневренности оказались в этой роли не слишком удачными, хотя своим выстрелом они могли уничтожить практически любой танк противника.

Кроме того, 94-мм зенитные орудия задействовались в качестве средств дальнобойной полевой артиллерии и как орудия береговой обороны.

В 1936 году на испытания поступило 113-мм морское орудие QF 4.5-inch Mk I. Вскоре стало ясно, что оно может с успехом использоваться в качестве зенитного. В 1940 году начались поставки первых 113-мм зенитных орудий. Ordnance, QF, 4.5 in AA Mk II.

При начальной скорости 24,7-кг снаряда 732 м/с дальность стрельбы по воздушным целям превышала 12000 м. Скорострельность — 15 выстр./мин.
В большинстве случаев орудия вели огонь осколочными снарядами. Правда, иногда применялись специальные шрапнельные снаряды, предназначавшиеся для уничтожения самолетов, летавших на малых высотах.

Для транспортировки орудий массой более 16000 кг требовались специальные трейлеры, по причине чрезмерного веса все они монтировались на укреплённых стационарных позициях. Всего к 1944 году было развёрнуто более 370 орудий. Как правило, в состав зенитной батареи входило четыре орудия. Для защиты от осколков орудие прикрывалось щитом.

113-мм зенитное орудие Ordnance, QF, 4.5 in AA Mk II

113-мм зенитка обладала многими признаками морского орудия, доставшимися ему по наследству: станком башенного типа, установленным на тяжелом стальном основании, механическим досылателем, тяжелым противовесом над казенной частью ствола и механическим установщиком взрывателя на зарядном лотке. Устройство для подачи боеприпасов было тоже отнюдь не лишним, что особенно ценилось прислугой в условиях длительного ведения огня, поскольку вес полного боевого заряда доходил до 38,98 кг.

Британские 113-мм зенитные пушки на позиции в окрестностях Лондона

На первом этапе развёртывания зенитные батареи размещались в непосредственной близости от военно-морских баз и больших городов, поскольку именно в этих местах требовались наиболее мощные и дальнобойные зенитные орудия. В 1941 году британское адмиралтейство несколько ослабило строгость требований относительно обязательного размещения 4,5-дюймовых (113-мм) орудий возле находившихся в его ведении объектов. Было разрешено устанавливать зенитки на береговых укреплениях. Здесь 4,5-дюймовые пушки могли использоваться одновременно в качестве зениток и орудий береговой обороны.

Однако количество использованных в подобном качестве орудий оказалось относительно невелико, поскольку их перебазирование было связано с большими трудностями и затратами.

В 1942 году в окрестностях Лондона на бетонных основаниях было установлено три башни со спаренными 133-мм универсальными орудиями 5,25" QF Mark I.

Монтаж башен потребовал создания инфраструктуры для их использования, аналогичной имеющейся на боевом корабле. Впоследствии из-за больших сложностей с установкой на берегу от двухорудийных башен отказались.

Башни с одним 133-мм орудием монтировались на побережье и в районах военно-морских баз. На них возлагались задачи береговой обороны и борьбы с высоколетящими самолётами. Эти пушки имели скорострельность 10 выстр./мин. Большая досягаемость по высоте (15000 м) при угле возвышения 70° позволяла вести огонь 36,3-кг осколочными снарядами по высоколетящим целям.

Однако в связи с тем, что для стрельбы на большие дистанции использовались снаряды с механическими дистанционными взрывателями, вероятность поражения цели была небольшой. Зенитные снаряды с радиовзрывателями начали массово поступать на вооружение британской зенитной артиллерии только в 1944 году.

Рассказ о британских зенитных средствах ПВО был бы неполным без упоминания о неуправляемых зенитных ракетах. Незадолго до начала войны британское военное руководство решило компенсировать недостаточное количество современных зенитных орудий простыми и недорогими реактивными снарядами.

В 2-дюймовой (50,8-мм) зенитной ракете использовалась боевая часть с тонкой стальной проволокой. В высшей точке траектории вышибной заряд выбрасывал стальную проволоку, которая медленно опускалась на парашюте. Проволока по замыслу разработчиков должна была запутаться в винтах вражеских самолетов, вызывая таким образом их падение. Существовал также вариант с 250-гр. осколочным зарядом, на котором имелся самоликвидатор, настроенный на 4-5 с полёта — к этому времени ракета должна была достигать расчетной высоты порядка 1370 м. Было выпущено небольшое количество 2-дюймовых ракет и ПУ для них, которые использовались исключительно в учебных и тренированных целях.

Более перспективной оказалась 3-дюймовая (76,2-мм) зенитная ракета, боевая часть которой имела ту же массу, что и зенитный 94-мм снаряд. Ракета представляла собой простую трубчатую конструкцию со стабилизаторами, в двигателе применялся заряд бездымного пороха — кордита марки SCRK. Ракета UP-3 длиной 1,22 м была не вращающейся, а стабилизировалась только за счет оперения. Она несла осколочную боевую часть с дистанционным взрывателем.

Для запуска использовалась одиночная или спаренная пусковая установка, обслуживаемая двумя солдатами. Боекомплект установки составлял 100 ракет. Запуск ракет с этих первых установок не всегда был надежным, а их точность такой низкой, чтобы был возможен только заградительный зенитный огонь.

Зенитные реактивные установки использовались для обороны наиболее важных объектов, где ожидались массированные налёты вражеских бомбардировщиков. На лафете от 76,2-мм зенитных пушек были созданы мобильные установки, которые с 36-рельсовых направляющих могли давать залпы по 9 ракет. К декабрю 1942 года таких установок было уже 100.

В дальнейшем повышение эффективности зенитных реактивных установок шло путём увеличения количества ракет на пусковых устройствах и совершенствования неконтактных взрывателей ракет.

А самой мощной была стационарная установка береговой обороны, стреляющая 4 залпами по 20 ракет, вступившая в строй в 1944 году.

Совершенствовались и сами зенитные ракеты. 3-дюймовая (76,2 мм) модернизированная ракета имела длину 1,83 мм, стартовый вес около 70 кг, вес БЧ — 4 кг и достигала высоты порядка 9 км. При стрельбе на высоты до 7,5 км ракета снабжалась дистанционным взрывателем, а при стрельбе на большие высоты — неконтактным фотоэлектрическим взрывателем. В связи с тем, что фотоэлектрический взрыватель не мог работать ночью, в дождь, в туман, во второй половине войны был разработан и принят неконтактный радиовзрыватель.

В конце 30-х годов британская зенитная артиллерия явно не соответствовала современным требованиям, как по численности, так и по техническому состоянию. На 1 сентября 1938 года в британской ПВО было только 341 зенитное орудие среднего калибра. В сентябре 1939 года (объявление войны) зенитных орудий стало уже 540, а к началу «Битвы за Британию» — 1140 орудий. Это с учётом того, что несколько сот орудий среднего калибра были потеряны во Франции. Однако британское руководство понимало важность зенитного прикрытия городов, промышленных предприятий и военно-морских баз и не жалело средств на производство новых зениток и обустройство позиций для них.

Люфтваффе в своих налетах на Англию пришлось столкнуться и с активным противодействием зенитной артиллерии противовоздушной обороны. Справедливости ради надо признать, что в ходе «Битвы за Британию» основная нагрузка по борьбе с немецкой авиацией легла на истребители, и зенитки сбили сравнительно немного немецких бомбардировщиков. Большие потери, понесённые Люфтваффе в ходе дневных налётов на британские острова, вынудили их перейти к действиям ночью. Ночных истребителей у англичан было недостаточно, оборона Лондона, как и других городов, в этот решающий период зависела в основном от зенитной артиллерии и прожекторов.

Зенитная артиллерия метрополии входила в состав сухопутных войск (точно так же, как и в английских экспедиционных силах), хотя в оперативном отношении была подчинена истребительному командованию ВВС. Залогом сопротивляемости Великобритании стало то, что не менее четверти зенитных орудий прикрывали авиационные предприятия королевства.

В ходе «Битвы за Британию» зенитная артиллерия сбила сравнительно немного немецких бомбардировщиков, но ее действия в значительной степени затрудняли полеты немецкой бомбардировочной авиации и, во всяком случае, снизили точность бомбометания. Плотный зенитный огонь заставлял подниматься на большую высоту.

Вскоре после начала воздушного сражения над Англией выяснилось, что британское прибрежное судоходство и порты со стороны моря очень уязвимы от маловысотных действий вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев. Поначалу с этой угрозой пытались бороться патрулированием на пути вероятного пролёта самолётов британских боевых кораблей. Но это было весьма затратно, да и не безопасно для моряков. Позже эту угрозу решили нейтрализовать путём создания специальных стационарных фортов ПВО размещенных на удалении от берега.

В августе 1942 года компания «Братья Холлоуэй» приступила к выполнению заказа армии на строительство нескольких армейских зенитных фортов сконструированных инженером Гаем Маунселлом. Зенитные форты было решено установить со стороны устьев рек Темзы и Мерси, а так же защитить подходы с моря к Лондону и Ливерпулю. Была построена 21 башня в составе трёх фортов. Укрепления возвели в 1942-43 году и вооружили зенитными орудиями, радиолокаторами и прожекторами.

На армейских фортах орудия расположены рассредоточенно, подобно обычной сухопутной зенитной батарее, на расстоянии около 40 метров друг от друга. Зенитное вооружение башен состояло из орудий L/60 Bofors калибра 40 мм и QF калибра 3,7 дюйма (94 мм).

Было принято решение использовать группу из семи отдельно стоящих башен и соединить их с помощью мостков, расположенных высоко над водой. Данная компоновка позволяла сосредоточить огонь всех орудий в любом направлении и делала укрепление гораздо более живучим в целом. Форты предназначались для противодействия вражеской авиации и входили в систему ПВО страны. Они комплектовались различными средствами связи, чтобы заранее извещать о вражеском налёте и перехватывать немецкие самолёты.

В конце 1935 года начали работу первые 5 радиолокационных станций, установленных на восточном побережье Британии. Летом 1938 года сеть защиты от воздушного нападения состояла из 20 РЛС. К 1940 году вдоль побережья располагалась сеть из 80 радиолокаторов, обеспечивавших систему ПВО.

Первоначально это были громоздкие РЛС Chain Home (AMES Type 1) антенны, которых подвешивалась на металлических мачтах высотой 115 м. Антенна была неподвижной и имела широкую диаграмму направленности — самолёт мог быть обнаружен в секторе 120°. Приёмные антенны размещались на 80-метровых деревянных вышках. В 1942 году началось развёртывание станций с вращающейся антенной, которые осуществляли поиск целей в круговом секторе.

Британские радары могли обнаруживать вражеские бомбардировщики на дальности до 200 км, высота самолёта, находящегося на расстоянии 100 км от РЛС определялась с точностью до 500 м. Зачастую самолёты Люфтваффе обнаруживались сразу после взлёта со своих аэродромов. Роль радаров в отражении вражеских налётов трудно переоценить.

13 июня 1944 года по Лондону был нанесён первый удар немецкими самолётами-снарядами Фау-1. Зенитная артиллерия сыграла большую роль в отражении этих ударов. Прорыв в военной электронике (применение радиовзрывателей в сочетании с ПУАЗО, информация на которые поступала от РЛС) позволил довести количество уничтоженных Фау-1 при обстреле их зенитками с 24 % до 79 %. В результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась, 1866 германских «летающих бомб» были уничтожены зенитной артиллерией.

В течение всей войны ПВО Великобритании непрерывно совершенствовалось, достигнув пика своего развития в 1944 году. Но к тому моменту даже разведывательные полёты немецкой авиации над Британскими островами практически прекратились. Высадка войск союзников в Нормандии сделала налёты германских бомбардировщиков ещё менее вероятными. Как известно, в конце войны немцы сделали ставку на ракетную технику. Перехватывать Фау-2 британские истребители и зенитки не могли, наиболее действенным способом борьбы с ракетными ударами стала бомбёжка стартовых позиций немецких ракет.

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter