Авторизация
 
  • 19:41 – КВН 2016 Кубок мэра Москвы 4.12.2016: смотреть онлайн, высшая лига 
  • 19:41 – Под Киевом полицейские «по неосторожности» перестреляли друг друга 
  • 19:41 – Stand Up на ТНТ 4 сезон 23 выпуск 04 12 2016 смотреть онлайн 
  • 19:41 – Однажды в России 3 сезон 23 выпуск (04.12.2016) смотреть онлайн 

Вперёд, к невидимой сигнатуре!

162.158.78.155

Вперёд, к невидимой сигнатуре!

Инновационный накладной 3D камуфляж TactiCam от ArmorWorks имеет потенциал снижения сигнатур транспортных средств в радиочастотном, инфракрасном и видимом спектре. Внешний слой материала TactiCam формируется случайным образом в трехмерную структуру c различными геометрическими формами, имеющими разный уровень глубины. Эта сгенерированная компьютером беспорядочная структура отражает энергию от машины случайным образом, препятствуя обнаружению объекта оптоэлектронными и миллиметровыми сенсорами. Этот материал может применяться с материалами, поглощающими/снижающими инфракрасное или радиолокационное излучение, а также может заполняться изоляционным материалом, который снижает собственное тепловое излучение и нагрев от избыточного солнечного тепла

За миллионы лет царство животных создало инновационные способы камуфляжа, но люди являются сравнительными новичками в этом искусстве. Маскировка военных машин для смешения их с внешним окружением, применяющаяся на практике уже более столетия, за прошедшее десятилетие развивалась семимильными шагами.

Камуфлирование военных машин несет в себе несколько уникальных по сложности задач: такие машины, как правило, являются крупными объектами, что само по себе затрудняет их маскировку. Крупные двигатели этих машин зачастую являются очень шумными, это облегчает их акустическое обнаружение, выдает их позицию и направление движения. Эти двигатели вырабатывают много тепла. Поверхности машины тоже вносят свою лепту, особенно когда она провела весь день на солнце. И как следствие, интенсивное инфракрасное излучение хорошо видно посредством тепловизора. Угловатые формы машины могут быть хорошим отражателем радиочастотных волн излучаемых радаром, представляя собой еще один механизм посредством которого они могут быть обнаружены. И, наконец, со времени первого появления танков на поле боя в Первой мировой войне военные машины остаются хорошо видны невооруженным глазом.

Видимый спектр

Следовательно, методики снижения сигнатуры транспортных средств должны быть сосредоточены на четырех отдельных задачах, а именно на снижении акустических, тепловых, видимых, инфракрасных и радиочастотных сигнатур. Конечно, лучшие мировые научные и инженерные умы еще должны создать такую машину, у которой все эти сигнатуры снижены до нуля. Для этого необходимо фактически «скрыть» машину, и таким образом, сделать ее невидимой, но на сегодняшний день это определенно относится к области научной фантастики. Кроме того, бизнес снижения сигнатур основывается на компромиссах: например, может, и было бы проще уменьшить радиочастотную сигнатуру машины, но только за счет повышения визуальной сигнатуры. Следовательно, конструкторы и операторы машин должны в какой-то мере достичь компромисса в механизмах снижения сигнатур, которые они выбрали для применения. Во всем мире ведется активная деятельность с тем, чтобы будущие поколения наземных боевых машин было труднее заметить по сравнению с их предшественниками, а существующие машины смогли принять те усовершенствования, которые еще больше снизят их сигнатуры.

JLTV

В нескольких проектах перспективных военных машин широко применяются методики снижения сигнатур. Одним из примеров является программа по перспективному автомобилю JLTV, целью которой является создание для американской армии, корпуса морской пехоты и сил специальных операций нового класса транспортного средства для замены существующего семейства HMMWV. В отличие от своего предшественника, JLTV с самого начала создавался с прицелом на участие в боях высокой интенсивности. Методики снижения сигнатур содержатся в требованиях к JLTV, которые включают систему постановки дымовой завесы для маскировки машины от обычного визуального обнаружения, лазерного целеуказателя и оружия с лазерным наведением.

CARC

В настоящее время морская пехота и армия США применяют систему CARC (Chemical Agent Resistant Coating — покрытие устойчивое к химическим веществам). Это лакокрасочные покрытия различных цветов и оттенков предназначены для камуфляжа машин используемых этими родами войск. Наряду со снижением визуальной сигнатуры машины за счет собственно маскирующего эффекта покрытия CARC имеют несколько других качеств. Во-первых, эти вещества совершенно неабсорбирующие и поэтому химические и биологические вещества не удерживаются на поверхностях машины и поэтому их легко отмыть от посторонних веществ подобного рода. Во-вторых, эти покрытия обладают некоторыми впечатляющими свойствами, способствующими снижению тепловой сигнатуры. Один из оттенков зеленого, доступный из палитры CARC, имеет меньшую ИК-сигнатуру, чем хлорофилл. После покрытия машины этим оттенком становится довольно затруднительным ее обнаружение тепловизионными приборами в лесистой местности.

Камуфляжная система ADAPTIV от BAE Systems представляет собой покрытие из шестиугольных плиток крепимых на поверхности машины, которыми управляет сложное программное обеспечение. Эта система фактически делает машину невидимой для ИК-сенсоров

[nedia=http://www.youtube.com/watch?v=qMfLlTTiwsY]
Видеопрезентация системы ADAPTIV с русскими субтитрами

ADAPTIV

В технологии ADAPTIV от компании BAE Systems используются шестиугольные плитки (пиксели), монтируемые на поверхности машины. Камеры, размещенные на машине, способны сканировать местность для получения информации о фоновом ИК-излучении окружающей машину среды. Далее на плитки подается напряжение с целью изменения их температуры, что позволяет «слиться» с окружающим тепловым окружением. Пиксели также могут нагреваться для получения тепловой сигнатуры схожей с сигнатурой другого транспортного средства, например гражданского автомобиля или грузовика. Еще один полезное свойство этой технологии заключается в том, что ее можно использовать для вещания уникальной тепловой идентификационной метки «своей машины». Компания BAE Systems уже испытала систему ADAPTIV на борту своих гусеничных БМП CV90.

Intermat

Греческая компания Intermat ведет работы по снижению сигнатур с 1989 года. Тогда компания начала свою деятельность по созданию покрытия, которое могло бы применяться на военных машинах для снижения визуальной и тепловой сигнатур. В результате была получена серия снижающих сигнатуры красок с характерным названием CHAMELEON. Об этих красках в компании Intermat говорят, что они «минимизируют, а в некоторых случаях «обнуляют» тепловые сигнатуры любого транспортного средства или здания и внешне представляют его для тепловизора или вооружения с ИК-наведением гораздо холоднее по сравнению с окружающей местностью. Ракета потеряет свою цель, а машина сольется с фоном при наблюдении через тепловизионное устройство». Наряду с этими покрытиями компания производит другие снижающие сигнатуры материалы, которые могут использоваться на военных машинах. К ним относятся «покрытия колес и лобовых стекол, самоклеющиеся камуфляжные антитермальные системы и антитермальные ткани». Одним из примеров, который приводит компания, являются работы, выполняемые для самоходной установки РСЗО HIMARS — платформы которая «всегда движется и стреляет в различных условиях». Решение Intermat включает антитермальные покрытия, чехлы для колес и покрытия для стекол плюс самоклеющийся антитермальный камуфляж для защиты движущихся частей машины. Результат, говорят в компании, следующий: «Движущиеся части и тактические возможности никоим образом не затрагиваются. Мы добавили незаметность без какого-либо негативного влияния на оригинальные возможности машины».

Покрытия серии Chameleon от компании Intermat могут применяться на машинах различных размеров, помогая снижать их тепловые и визуальные сигнатуры. Эти покрытия предлагаются либо в виде красок, либо в виде клеящихся материалов

HUMVEE справа на картинке закрыт обычным камуфляжем CARC, слева на автомобиль (кроме колес) нанесены покрытия Intermat CHAMELEON. У машины в центре колеса и корпус закрыты покрытиями Intermat

В компании предпочитают оставаться в тени, учитывая, что вооруженные силы по всему миру активно приобретают ее продукцию, снижающую сигнатуры. Хотя там не скрывают, что она была применена на различных платформах, включая ОБТ Krauss-Maffei-Wegmann LEOPARD и Nexter LECLERC; BAE Systems M113 и российские БМП, а также универсальные автомобили HUMVEE.

Шведская система снижения сигнатур

Компания Saab Barracuda предоставляет решения во всем спектре систем снижения уровня демаскирующих признаков. Эти специализированные системы, создающиеся с целью соответствия как объекту, так и его окружению, обеспечивают необходимый уровень защиты. Другими словами, полный диапазон заказных решений управления сигнатурами, которые обеспечивают мультиспектральную защиту любого объекта в любой ситуации.

Бронированные машины применяются для поддержки боевых операций в широком диапазоне окружающих условий с постоянно меняющимися угрозами и их интенсивностью. Поскольку машины наиболее уязвимы во время движения, мобильный камуфляж является очень важной частью оснащения. Компания Saab Barracuda предлагает различные решения по мобильному камуфляжу. Не только эти решения защищают от вражеских сенсоров и обнаружения противником, например, HeaT Reduction System, также снижает внутреннюю температуру машин, тем самым, повышая работоспособность личного состава и ресурс электронного оборудования.

Мобильная камуфляжная система Mobile Camouflage System (MCS) от Saab Barracuda (фото и видео вверху) предназначена для обеспечения защиты для неподвижных и движущихся транспортных средств. Основа MCS — это неотражающая поверхность, на которую накладывается трехмерный рисунок. Эта система помогает снизить не только визуальные и инфракрасные сигнатуры, она также обеспечивает определенный уровень защиты от радиолокационного обнаружения и вооружения с радиолокационным наведением.

TactiCAM

Компания ArmorWorks разработала свою систему трехмерных панелей TactiCAM (см. первое фото), которая закрывает поверхности машины. TactiCAM работает за счет использования случайно сформированных 3D форм, которые способствуют срыву и деформированию визуальной сигнатуры машины. Кроме того, эти панели могут заполняться особыми материалами для уменьшения тепловой сигнатуры машины и одновременного снижения количества солнечного тепла поглощаемого машиной в течение дня. Это очень важный параметр.

BLACK FOX

Израильские компании, например Eltics, заняли внушительную нишу в области снижения сигнатур военных машин. Вполне возможно в связи с тем, что израильские машины регулярно участвуют в боевых действиях, специализированные технологии, например система BLACK FOX от Eltics, появились именно в этой стране. BLACK FOX может устанавливаться на машину либо в виде панелей поверх существующей брони, либо в составе многослойной брони для снижения тепловой сигнатуры машины. Компания Eltics начала разработку системы BLACK FOX в 2006 году и с тех пор она продемонстрировала возможности этой системы по обеспечению защиты неподвижных и движущихся военных машин. Продукт предназначен для установки почти на все поверхности машины, включая крышу, которая зачастую особенно уязвима для обнаружения. При этом в Eltics отмечают, что необязательно закрывать всю машину системой BLACK FOX для того, чтобы обеспечить впечатляющий уровень снижения тепловой сигнатуры. Даже покрытие части поверхности машины гарантирует, что ее тепловая сигнатура в некоторой степени срывается, и как следствие, эффективность тепловизионного оборудования соответствующим образом снижается.

Демонстрация работы системы BLACK FOX на примере одной панели

[video=http://www.youtube.com/watch?v=QNv04HC6VSc]
Видеодемонстрация системы BLACK FOX

В основе системы BLACK FOX лежат две панорамные камеры, устанавливаемые на машине и выполняющие сканирование окружающего пространства на 360°. Этот итоговый скан поступает в компьютер обработки изображений, который затем проецирует изображение схожее с фоном на панели, закрепленные на машине. На каждой панели размещаются тысячи пикселей, которыми управляет цифровой процессор. Они вырабатывают тепловую сигнатуру схожую с тепловой сигнатурой окружающей средой. В этом отношении система BLACK FOX сродни технологии ADAPTIV разработанной компанией BAE Systems. ИК-разрешение каждого пикселя регулируется в диапазоне 3 — 5 и 8 — 12 микрон, а панели могут устанавливаться в особо горячих зонах машины, например на выхлопной трубе или стволе орудия. Поскольку камеры постоянно сканируют горизонт, они способны менять тепловую сигнатуру машины, как в движении, так и на стоянке.

Украинский машиностроительный завод им. Морозова предлагает ряд сигнатурных изделий для заказчиков бронированных машин, например бортовые экраны для прикрытия и камуфляжа гусениц и колес

Графитовая пена

В будущем новые и появляющиеся материалы смогут предложить значительное снижение сигнатур транспортного средства. Окриджская национальная лаборатория в США предлагает использовать разработку электропроводную графитовую пену HCGF (Highly Conductive Graphite Foam) в качестве средства снижающего тепловые сигнатуры транспортного средства. Графитовая пена имеет два особенно полезных свойства: она является превосходным проводником тепла, но при этом чрезвычайно легкая. Военные машины получают здесь два преимущества: пена способствует охлаждению основных компонентов, подверженных интенсивному нагреванию, например двигателя, радиаторов и тормозов, и одновременно снижает тепловые сигнатуры. Близка к этому возможность применения HCGF в качестве теплоотвода, что теоретически позволило бы устанавливать на тяжелые бронированные машины меньшие радиаторы. Это способствовало бы снижению общей массы машины и разработке конструкции корпусов менее восприимчивых к радиочастотному обнаружению. Кроме того, в официальных проспектах лаборатории утверждается, что HCGF снижает электромагнитную и акустическую сигнатуру машины. Это достигается за счет превосходных звукопоглощающих характеристик и хорошей электропроводности, которая способствует поглощению радиолокационных волн. Подобные материалы могли бы предложить еще один механизм снижения сигнатур транспортного средства в будущем.

Никогда прежде не стояла так остро проблема снижения различных сигнатур транспортных средств: тепловых, радиочастотных, акустических и видимых. Продвинутые средства обнаружения более не являются прерогативой нескольких армий способных позволить себе с финансовой точки зрения различные средства обнаружения. Сейчас в любом крупном магазине вы найдете вполне доступное по цене оборудование: цифровые камеры ночного видения и даже тепловизионное оборудование. Подобные гражданские приборы с легкостью могут использоваться повстанцами в полевых условиях для локализации и нацеливания на военные машины. Нельзя не упомянуть о широком распространении по всему миру продвинутых сенсорных устройств, предназначенных для использования в боевых действиях высокой интенсивности. Хорошие новости для операторов боевых машин заключаются в том, что способы и материалы снижения сигнатур становятся всё более изощренными и менее дорогими. Древний китайский военный стратег Сунь Цзы заметил, что вся война строится на обмане. Нынешние и будущие методики снижения сигнатур транспортных средств берут его предсказание в будущее.

Использованы материалы:
Military Technology 2/2013
http://www.baesystems.com
http://www.saabgroup.com

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter