Авторизация
 
  • 11:31 – Авария в ХМАО: видео автобуса с детьми с места ДТП разыскиваются в Интернете 
  • 11:31 – Тайны следствия 16: смотреть онлайн 1,2,3 и 4 серию 16 сезон от 5 декабря на «Россия 1» 
  • 11:31 – Страсти по Ревизору-4: смотреть 16 выпуск онлайн (эфир от 05.12.2016) 
  • 11:31 – Сериал «Теория лжи»: смотреть 25-26 серию онлайн (эфир от 05.12.2016) 

Венчур со смартфона: зачем русские программисты создают мобильный инвестклуб

162.158.78.178

Венчур со смартфона: зачем русские программисты создают мобильный инвестклуб

Александр Дресен делал и сервис знакомств, и социальную сеть. Проекты приносили доход, но не стали ни новой Mamba, ни новым Facebook — эти битвы российский программист проиграл. Теперь он хочет объединить наработки и создать мобильный клуб для венчурных инвесторов.

Зашел в приложение, просмотрел стартапы, обсудил с партнерами — и вложил деньги в понравившийся: инвестором теперь можно стать, не выпуская смартфон из рук.

«Что ты делаешь, если у тебя есть свободные $10 000? Несешь их на депозит, либо вкладываешь в проекты друзей, — говорит Дресен, — Это неинтересно и потенциально не так доходно, как инвестиции в быстрорастущие компании».

Как предприниматель пришел к такой идее и почему он уверен, что инвесторы будут пользоваться приложением?

Потерял хватку

В 1999 году Дресен писал программу планирования бюджета для завода чипсов Pringles в Нидерландах, но интересовало его другое — сервисы, способные связывать людей. Поэтому параллельно с работой и учебой он создает Place.to.be, один из первых чатов в странах Бенилюкса. За первый год работы проект стал довольно популярным и принес программисту первый миллион долларов после его продажи компании Headtrick.

Заработав деньги, Дресен бросает учебу в Брюссельском университете и фокусируется на своих проектах. К 2003 году он вместе со знакомым физиком Сергеем Калачевым разрабатывает Looknmeet. «Это была первая социальная сеть в Бельгии, чем-то похожая на MySpace», — рассказывает программист.

На сайте можно было создавать свой профиль и посылать сообщения другим пользователям. Приносить деньги портал начал почти сразу, потому что обмен сообщениями шел через платные SMS. Годовой оборот компании составлял €2 млн. Количество активных пользователей через год превысило 300 000. Но в 2006 году на европейский рынок пришел Facebook.

Сайт Дресена быстро растерял аудиторию. «Когда долго занимаешься успешным проектом, теряешь хватку, — объясняет предприниматель. — Мы слишком поздно поняли что к чему и не успели переформатироваться».

После Looknmeet Дресен решил издавать мужской журнал про моду «в духе» GQ. Журнал неплохо начал и скопил аудиторию в 20 000 подписчиков. Но кризис 2008 года все изменил. «У меня были вложения в недвижимость, акции, а доходы журнала от рекламы резко упали, — говорит Дресен. — Пришлось начинать сначала».

Просчитались с идеей

После кризиса Дресен вместе с Калачевым возвращается в интернет-бизнес. Совместно с бельгийскими программистами они разрабатывают сервис знакомств Zingl, который планировалось запустить на российском рынке. Пользователь Zingl указывал свои аккаунты в соцсетях, предпочтения и интересы, а сайт быстро находил подходящую для пользователя «партию».

Проект выиграл конкурс стартапов европейского акселератора SEEDCAMP. В январе 2011 года компания получила инвестиции в размере $600 000 от американского венчурного фонда Atlas Venture. Но проект провалился.

«Наш партнер Rambler не обеспечил нам достаточного количества посещений, что критично для сервисов знакомств, — говорит Дресен. — Более того, сама идея проекта была неправильной. Оказалось, люди не хотят быстро находить себе любовницу или любовника. Они хотят долго находиться на страницах сайта в поисках, гадая, подходит им человек или нет. Это отдельное хобби, а не поиск знакомств».

После неудачи Дресен решил сделать что-то для венчурного сообщества. Так он объяснил появление в феврале 2014 года мобильного приложения Angie. К проекту привлекли Илью Рудометова, ведущего iOS-разработчика холдинга Mail.ru Group.

«Я большой фанат проекта Angellist, — рассказывает Дресен. — Я спросил у его основателя Навала Равиканта, можно ли мне построить мобильное приложение, и он согласился». Angellist — одна из крупнейших площадок стартапов в Кремниевой долине, на ее сайте зарегистрированы более 30 000 компаний. Любой из них может привлекать финансирование от инвесторов-ангелов, рассказывая о себе и договариваясь о встречах онлайн, а также искать новых сотрудников. Инвесторы же могут следить за сделками конкурентов и присоединяться к ним, образовывая небольшие клубы.

Angie, являясь самостоятельным проектом, не только переносит функционал Angellist в смартфон, но и позволяет инвестировать в проекты прямо с мобильного устройства — при помощи цифровой подписи.

Приложение скачали уже более 30 000 человек. По словам Дресена, активно пользуется приложением примерно половина из них.

Стартап как любовник

Во время работы над Angie Дресен заметил, что у потенциальных инвесторов существует дефицит информации о том, как и где можно вкладывать деньги. Кроме того, функционал Angellist был заточен на Кремниевую долину, а для европейских и азиатских компаний площадка оставалась недоступна. Так Дресен решил сделать свой онлайн-клуб для венчурных инвесторов. Проект назвали Kown.

В Европе и США работают десятки офлайн-венчурных клубов, но работают очень медленно — от подачи стартапом заявки до получения денег может пройти полгода. «В отличие от дэйтинга, в сфере венчурных инвестиций время играет решающую роль, — говорит Дресен. — Появились социальные сети для дистрибуции и рекламы своего продукта, стартапы собирают раунд за месяц, и если ты не вложился в него на ранних этапах, а дела у него пошли вгору, тебя к нему уже не подпустят».

За абонентскую плату в €300 в год (в разы меньше, чем в офлайн-клубах) участник Kown получает доступ к инвестированию в стартапы. Компании агрегируют со всех известных европейских стартап-площадок и социальных сетей, после чего отбор проектов осуществляет команда сервиса. Инвестировать также можно со смартфона. Кроме того, инвесторы могут общаться друг с другом, как в социальной сети.

В России команде Дресена денег привлечь не удалось.

Зато болгарский стартап-акселератор Eleven выделил €100 000, но с условием — сервис должен переехать из Москвы в Софию. Пришлось соглашаться. Сейчас над проектом работают 11 человек.

Закрытая зона

Для всех желающих клуб пока не открыт. На стадии тестирования в Kown 82 инвестора, которых пригласили сами разработчики. Они профинансировали четыре проекта, в том числе сам Kown, который привлек $300 000 на открытие офиса в Сан-Франциско. Клуб выбирает небольшие проекты в сфере IT с ориентиром на капитализацию $50-80 млн.

Один из них предоставляет технологию для медиа, определяющую эффективность авторов. Другой связывает европейских фермеров с городскими жителями, которые хотят купить продукты. Члены клуба уже начали собираться в пулы по интересам, говорит Дресен. Например, болгарские инвесторы искали партнеров для инвестиций в медицинские стартапы и нашли поддержку в далекой Японии.

Члены Kown в среднем инвестируют в один проект от $1000 до $5000, но при желании сумма может быть и больше — случались сделки и на $50 000.

«Мы проанализировали, как ведут себя успешные инвесторы в нашем приложении Angie, — объясняет стратегию Дресен. — Так как предугадать успех стартапа невозможно, они делают небольшие инвестиции во множество компаний».

По уровню риска их можно сравнить со ставками. Если какая-то из компаний начинает расти, инвестор уже подготовил себе почву для увеличения доли в проекте.

В клубе будет выстроена иерархия. Профессиональные инвесторы, приглашенные разработчиками, либо уже имевшие опыт инвестирования через приложение, увидят новые стартапы раньше обычных пользователей. «Таким образом мы хотим защитить неподготовленных инвесторов от риска», — объясняет Дресен.

По его словам, Kown не имеет ничего общего с площадками краундфандинга.«Они зарабатывают на комиссиях от привлеченных денег, мы же заинтересованы в том, чтобы инвесторы зарабатывали на инвестициях», — объясняет предприниматель, который сам инвестировал в проекты через Kown.

Идея клуба — сделать венчурные инвестиции более доступными для среднего класса.

Дресен рассчитывает за год привлечь несколько тысяч новых членов. Для стартапов клубные инвестиции тоже стали сюрпризом: «Обычно компании надеются заполучить в акционеры крупные компании, хотя они не догадываются, что буквально их соседи хотели бы инвестировать в проекты и быть сопричастными к чему-то интересному».

Читать больше на forbes.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter