Авторизация
 
  • 19:16 – Тайны следствия-16 5 и 6 серия смотреть онлайн 7.12.2016 сериал 2016 
  • 19:16 – Тимати и Лепс Дай мне уйти клип смотреть онлайн на YouTube 
  • 19:16 – Клип Tatarka-АЛТЫН бьёт рекорды популярности 
  • 19:16 – Оскар 2017 — дата, ведущий, претенденты (номинанты), лонг-лист и прогноз 

Проект тяжелого двухзвенного бронетранспортера ДБТР-Т

162.158.78.75

Проект тяжелого двухзвенного бронетранспортера ДБТР-Т

Часто используемые сокращения и аббревиатуры в статье:

БТР – бронетранспортер;
ТБТР – тяжелый бронетранспортер;
ДБТР – двухзвенный бронетранспортер;
ПУ – пусковая установка;
ДУ – дистанционно-управляемая установка;
МТО – моторно-трансмиссионное отделение;
ЭМТ – электромеханическая трансмиссия.

Фото 1. Российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т

Фото 2. Российский двухзвенный транспортер ДТ-30ПМ

Вдохновившись публикациями, размещенными на сайте «Отвага», я тоже решил попробовать свои силы в предложении концепции перспективной бронетехники. Так как мне очень интересна двухзвенная компоновка бронированных машин (в частности предложенная Р.Улановым) именно ее я и постарался изобразить в виде альтернативного двухзвенного тяжелого бронетранспортера, выполненного на базе шасси российского танка Т-55 (-54). Прошу не судить очень строго.

1. ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая автором боевая машина с условным названием ДБТР-Т (Двухзвенный Бронетранспортер – Тяжелый) может быть рассмотрена как один из перспективных альтернативных вариантов модернизации/переделки старых танков Т-55 (-54) в тяжелые гусеничные бронетранспортеры. (В свое время танков Т-55 и Т-54 было произведено довольно большое количество – примерно 95 000 штук, поэтому данное шасси наиболее доступно). Примером подобной реализованной модернизации является существующий пока в единичном экземпляре российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т (фото 1).

БТР-Т имеет явные преимущества в бронезащите перед легкими БТР. Основными же его недостатками является малое количество десанта и невозможность спешивания десанта через кормовые двери, что ограничивает возможности применения БТР-Т.

Устранить эти недостатки на БТР-Т теоретически можно за счет переднего размещения МТО, но это решит только вопрос возможности более безопасного спешивания десанта, количество которого все равно будет недостаточно. Да и переделка классического танкового шасси в платформу с передним расположением МТО больше похоже на создание тяжелого БТР практически «с нуля».

С одной стороны, предложенная автором эскизная модель ДБТР-Т лишена основных недостатков БТР-Т, с другой стороны, полноценно сравнивать эти машины некорректно из-за их главного отличия – количества звеньев: у ДБТР-Т их два у БТР-Т – одно.

«Родственником» ДБТР-Т по количеству звеньев является двухзвенный вездеход ДТ-30 «Витязь» (фото 2) общеизвестный своей сверхпроходимостью, хотя его предназначение совсем другое.

Поэтому попробую сравнить характеристики ДБТР-Т с аналогичными характеристиками БТР-Т, а также, в принципе аргументировать создание такой машины притом что, ее стоимость будет равняться стоимости трех БТР-Т, а может и более…

Примечание
Предлагаемый автором двухзвенный бронетранспортер ДБТР-Т (рисунки и текст) является эскизной авторской работой, которая не претендует на какое-либо точное техническое и тактическое соответствие. Автор не является специалистом в данной области.

2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ДБТР-Т – высокозащищенный бронетранспортер повышенной проходимости, обладающей броневой защитой, не уступающей защите БТР-Т, но с практически в два раза большим количеством экипажа – 13 человек. Десант имеет возможность покидания звена №2 машины через задние двери и верхние люки.

Благодаря двухзвенной конструкции ДБТ-Т должен значительно превосходить все существующие тяжелые гусеничные бронетранспортеры по проходимости и функциональности. База ДБТР-Т универсальная и может служить для создания целого семейства двухзвенных машин повышенной защищенности и проходимости.

Рисунок 1. Тяжелый двухзвенный бронетранспортер ДБТР-Т, внешний вид

3. СРАВНЕНИЕ БТР-Т и ДБТР-Т

Сравнительные технические характеристики существующего тяжелого бронетранспортера БТР-Т и предлагаемого автором ДБТР-Т:

Как мы видим, основное преимущество ДБТР-Т перед БТР-Т заключается в повышенной проходимости, большем количестве десанта и широкой номенклатуре вооружения. Главным же недостатком ДБТР будет его стоимость – предположительно в 3 раза больше стоимости БТР-Т (по некоторым оценкам стоимость переделки Т-55 в БТР-Т составляет 600 000 USD).

4. СРАВНЕНИЕ ДБТР-Т С ИНОСТРАННЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ БТР

Аналогичные тяжелые бронетранспортеры активно применяются армией Израиля еще с конца 1980-х годов. Количество первых ТБТР «Ахзарит», созданных на базе трофейных танков Т-55, по различным данным, составляет от 500 до 1000 шт. Помимо «Ахзарита», на вооружении Израиля есть еще две модели ТБТР: 51-тонная «Пума» на базе танка «Центурион» и 60-тонный «Намер» на базе «Меркавы» Мк4 (фото 3). Создание Израилем нового, более дорогого и защищенного ТБТР «Намер» на базе их самого современного танка, еще раз подтверждает как ценность и эффективность этих бронетранспортеров в армии, так и ценность жизней экипажей этих машин для их руководства.

Фото 3. Израильский тяжелый бронетранспортер «Намер»

Сравнительные данные в таблице показывают, что предположительные характеристики ДБТР-Т находятся на уровне одного из самых защищенных в мире ТБТР «Намер». Альтернативный ДБТР-Т уступает израильской машине в бронезащите (особенно в верхней и боковых проекциях корпуса), но превосходит его по проходимости, вооружению и функциональности.

Гнаться за уровнем бронирования «Намера» в двухзвенном варианте ДБТР не представляется возможным, так как «Намер» при своей длине в почти 7,5 м уже имеет массу в 60 тонн, а аналогичное бронирование 11-метрового ДБТР-Т утяжелит его как минимум до 80 тонн.

При моделировании ДБТР-Т автором был установлен верхний предел массы машины в 60 тонн. Это та масса, которую должен тянуть стандартный двигатель танка Т-90СМ с учетом снижения максимальной скорости с 60 до 50 км/час.

5. МОДИФИКАЦИИ ДБТР-Т

Рассмотрим теоретически возможные варианты ДБТР-Т, которые потенциально могут быть востребованы в армии:

Рисунок 2. Модификации ДБТР-Т

Все вышеперечисленные машины отличаются между собой только звеном №2. Звено №1 остается практически неизменным во всех модификациях, что повышает унификацию этих альтернативных машин. В вариантах ДБТР-ТР, БРЭМ и КШМ курсовые 7,62-мм пулеметы изымаются с надгусеничных полок шасси №1, вместо них устанавливается один или два 12,7-мм пулемета НСВТ (стандартные командирские ЗПУ танков Т-64 и Т-80). Замена пулеметов обусловлена невозможностью курсовых пулеметов обеспечить круговую защиту машины, которую могут обеспечить танковые ЗПУ с полностью круговым вращением.

Далее будут кратко рассмотрены два варианта возможных силовых установок. Предлагаемая трансмиссия – электромеханическая (ЭМТ), однако, понимая ее сложность и дороговизну, компоновка ДБТР-Т нарисована таким образом, что можно использовать как чисто механическую, так и электромеханическую трансмиссии.

6. ВООРУЖЕНИЕ

Звено №1 в варианте ДБТР-Т/Т1 иТ2.
Вооружение звена №1 в боевых моделях ДБТР состоит из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, они управляются дистанционно двумя операторами. Важным вопросом будут углы горизонтального наведения пулеметов, чтобы они обеспечивали хорошую зону обстрела, по максимуму защищая не только фронтальную проекцию, но и боковую. Боекомплект ориентировочно состоит двух лент по 1000 патронов каждая.

Расположение пулеметов на над гусеничных полках обусловлено месторасположением вооружения звена №2, которое имеет круговое вращение.
Теоретически правильным было бы создание универсальных дистанционно управляемых установок, которые можно вооружать как 7,62-мм ПКТ так и 30-мм АГС-17Д, как сделано на БМПТ «Терминатор-1», только с большими углами наведения.

Преимущества такого вооружения: большой боекомплект в 1-й ленте (1000 патронов);
Недостатки: ограниченные углы наведения.

Фото 4. Зенитно-пулеметная установка калибра 12,7-мм

Звено №1 в других вариантах. Звено №1 во «вспомогательных» модификациях ДБТР-Т вооружается стандартной танковой зенитно-пулеметной установкой (ЗПУ) калибра 12,7-мм (фото 4).

Предполагается использование стандартних пулеметных установок от танков Т-64А и Т-80, так как они позволяют оператору вести огонь из пулемета не высовываясь из машины. Пулеметная установка имеет электромеханический привод и обеспечивает горизонтальное круговое наведение в секторе 360 градусов и горизонтальное в диапазоне от -15 до +85 градусов. Установка имеет дневной и ночной прицелы, двухплоскостного стабилизатора нет. Дальность стрельбы пулемета – 1500 м, боекомплект – 3 короба по 150 патронов на каждый пулемет.

Пулеметную установку ЗПУ автор выбирал из соображений защищенности экипажа, так как для ведения огня из зенитного пулемета танка Т-72 стрелку надо высовываться из люка.

На звене №1 может устанавливаться одна или две ЗПУ над люками стрелков. Преимущества такого вооружения: отличные углы наведения; недостатки: ограниченный в 150 патронов боекомплект.

Звено №2 базовая модель ДБТР-Т. Данная модификация звена может использоваться как бронетранспортер, так и в качестве боевой машины огнеметчиков. Учитывая отсутствие бойниц в бортовой броне второго звена машины, на его крыше смонтированы две командирские башенки танков Т-64/80, которые имеют круговое вращение. На башенках установлены стандартные пулеметы НСВТ-12,7. Расчетный боекомплект – по 4 короба на пулемет (1 на пулемете, 3 в десантном отделении).

ДБТР-Т в базовой комплектации обеспечивает одновременное поражение 4-х различных целей. По этому показателю он превосходит БМП-3, БМД-3/4 и БМПТ «Терминатор-1». В задних дверях десантного отделения предусматривается закрываемые крышкой бойницы для ведения огня из личного оружия в направлении кормы.

Фото 5. Один из прототипов БМПТ с двумя пушечными установками

Звено №2 боевая модель ДБТР-Т1. Звено имеет более мощное вооружение, состоящее из двух независимых пушечных установок калибра 30-мм со спаренными 7,62-мм пулеметами ПКТ. На правой (по ходу движения) пушечной установке смонтирована пусковая установка для двух ПТУР. Пушечные установки полностью заимствованы у прототипа БМПТ 2-й модификации (фото 5).

Почему выбрано именно это вооружение? Компактные размеры звеньев, необходимые для повышения маневренности машины (общая длина каждого звена составляет 5000 мм) не позволяют одновременно с десантом разместить в звене №2 боевое отделение двухместной башни с более мощным вооружением, например с 57-мм пушкой С-60 или «спаркой» из 100-мм 2А70 и 30-мм 2А72. К тому же, двухместная башня должна иметь мощную бронезащиту на уровне защиты корпуса, что неизбежно утяжелит как саму башню, так и всю машину в целом.

В отличие от двухместной обитаемой башни, комплекс вооружения опытной БМПТ с условным названием №2 может обеспечить сразу несколько преимуществ:

+ дополнительная защита крыши десантного отделения в месте расположения вооружения;
+ две разные цели, поражаемые одновременно, например, если ДБТР-Т попадет под одновременный обстрел с двух противоположных сторон;
+ возможность поражения одной цели (или скопления целей) из 2-х пушек и 2-х пулеметов одновременно;
+ в случае выхода одного орудия из строя, есть второе;
+ вынесенное наружу вооружение уменьшает загазованность десантного отделения.

Недостатки этого варианта:
- пушки перекрывают друг другу сектор обстрела при определенных углах поворота,
- отсутствие современной СУО и ограниченные возможности в борьбе с сильнозащищенными целями (танки, ДОТы, ДЗОты и др).

Рисунок 3. Модификация ДБТР-Т1 с двумя боевыми модулями от прототипа БМПТ

Благодаря своему мощному бронированию ДБТР-Т1 в случае необходимости может быть использован в качестве полноценной БМПТ, или сопровождать танки одновременно выполняя задачи БТР и БМПТ. По своему вооружению ДБТР-Т1 может полноценно заместить две машины пехоты БМП-2 или две БМД-2.

Звено №2 боевая модель ДБТР-Т2. Перспективный комплекс вооружения.

В данном случае автором предусматривается установка полностью автоматической башни, которая не будет «съедать» полезный объем десантного отделения. Управляют башней командир и оператор, которые «стационарно» сидят под башней и получают информацию на мониторы. Вооружение такого модуля состоит из 37-мм зенитного автомата 2А11 от ЗСУ «Енисей» с воздушным охлаждением ствола и соответственно меньшей скорострельностью (200-300 выстр./мин). Питание пушки двух ленточное. С пушкой спарены 7,62-мм пулемет ПКТ и 40-мм гранатомет АГС.

Почему калибр 37-мм? Считается, что для перспективных артсистем 30-мм уже недостаточно, для 57-мм нужно объемное подбашенное отделение. Автор считает 37-мм «золотой серединой», вернее «временной» серединой, пока нет автоматической пушки калибра 40-45-мм.

Даже в существующем виде 37-мм ОФ снаряд имеет почти в два раза большую массу, чем 30-мм ОФ снаряд. Вдобавок, по различной информации – 35…37-мм минимальный калибр, который уже целесообразно оснащать дистанционным взрывателем.

Выигрыш 37-мм БПС перед 30-мм снарядом в толщине пробиваемой брони заметен только на расстоянии до 1000 м.

В качестве управляемого вооружения используется комплекс управляемого вооружения БМПТ «Терминатор-2» из четырех ракет «Атака-Т».

Рисунок 4. Модификация ДБТР-Т2 с перспективным боевым модулем

Преимущества такого вооружения: современный комплекс вооружения и СУО, полностью автоматический боекомплект, возможность поражать более сложные цели такие как танки и боевые вертолеты противника;
Недостатки: громоздкая башня, которой невозможно придать уровень бронезащиты, аналогичный корпусу самого бронетранспортера. Башня теоретически будет сильно уязвима даже от мелкокалиберных автоматических пушек.

7. ТРАНСМИССИЯ ДБТР-Т

Рассматриваемый вид трансмиссии для ДБТР-Т – электромеханическая трансмиссия. С одной стороны, применение такой трансмиссии противоречит основной концепции ДБТР-Т – бюджетная и простая машина, сделанная на базе старых танков Т-55. С другой стороны, ее наличие существенно расширяет возможности ДБТР-Т, в результате чего, он должен значительно превосходить все существующие тяжелые БТР по проходимости, функциональности и другим эксплуатационным показателям.

Рисунок 5. Схема трансмиссии ДБТР-Т

Рисунок 6. Схема разборки трансмиссии ДБТР-Т

Представленная на эскизе трансмиссия одинаковая для звеньев №1 и №2. На звене №1 она устанавливается «классически» в задней части МТО, вместо старой механической трансмиссии танка Т-55. Звено №2 – аналогичный блок установлен в передней части, так как в кормовой находятся две двери для спешивания десанта.

Какие преимущества может дать дорогая ЭМТ двухзвенному бронетранспортеру:
+ Возможность быстрого расцепления звеньев для погрузки/разгрузки ДБТР на авто- или ж/д транспорт.

Длина каждого расцепленного звена составляет не более 6000-мм. Расцепление производится силами экипажа. Оба звена самостоятельно заезжают на платформы/тягачи/вагоны и т.д. при помощи специального силового кабеля длиной 10-15 м, через который подается электроэнергия от ведущего звена (№1) на ведомое звено (№2). Для управления ведомым звеном механик-водитель переходит в звено №2, на место командира, где имеются непосредственные органы управления трансмиссией звена №2. В момент маневров звена №2 звено №1 неподвижно работает в режиме генератора электроэнергии.

Рисунок 7. Погрузка звеньев ДБТР-Т на ж/д платформу

+ Эвакуация поврежденных звеньев по отдельности со сложных участков дороги (горные дороги, узкие улицы, лес и т.д.) за счет возможности разъединения звеньев и возможности буксировки этих звеньев при помощи внешнего генератора или другого ДБТР-Т.

+ Применения различных типов двигателей без изменения трансмиссии. Автором предложены два варианта ДБТР-Т с дизельными двигателями серии «В» танка Т-90 и с газовыми турбинами (ГТД) танка Т-80.

В перспективе, по ходу развития и доступности альтернативных видов топлива и источников энергии возможна интеграция силового энергоблока на основе топливных элементов, вырабатывающих электроэнергию за счет химической реакции топлива.

Рисунок 8. Три степени свободы двухзвенной машины

+ «Гибкость» ДБТР-Т. Как известно, двухзвенные сочлененные машины имеют три степени свободы движения относительно друг друга, соответственно и три диапазона ограничений этого движения. Например, двухзвенный транспортер ДТ-30П «Витязь» (с механической передачей – карданным валом) имеет следующий диапазон степеней свободы движения:
– углы поворота звеньев относительно продольной оси: +/– 38 град;
– углы подъема звеньев относительно друг друга: 35 град;
– угол «скручивания» звеньев относительно друг друга: 8 град.

Отсутствие жесткой механической передачи крутящего момента (карданного вала) двигателя ДБТР-Т от звена №1 на трансмиссию звена № 2, может позволить увеличить диапазон этих ограничений. Учитывая функциональное предназначение ДБТР-Т, наиболее важным будет увеличение диапазонов углов поворота звеньев относительно продольной оси (№1 на схеме), в этом случае, гибкий силовой кабель ЭМТ не будет каким-либо ограничением этой степени свободы движения. Эскизная компоновка ДБТР-Т нарисована с учетом максимального диапазона углов поворота звеньев: ±45…50 град.

+ Движение задним ходом. Большая длина ДБТР-Т (11 000-мм) существенно ограничивает его подвижность в боевой обстановке в сравнении с другими боевыми машинами (ТБТР, БМПТ, БМП), длина корпуса которых не превышает 6 500–7 500-мм. Таким образом, ДБТР-Т практически полностью лишается возможности разворота на горных дорогах или на улицах городов и населенных пунктов.

Данный конструктивный недостаток можно частично компенсировать увеличением максимальной скорости движения задним ходом до значения максимальной скорости движения вперед – 50 км/час (для сравнения, скорость движения задним ходом БТР-Т на базе Т-55 составляет всего 5 км/час).
Увеличение скорости заднего хода для ЭМТ ДБТР-Т не представляет особых сложностей. В отделении управления машиной предусматривается видеомонитор заднего обзора и видеокамера заднего хода, установленная на кормовом броневом листе звена №2.

+ Тяговые характеристики. Основным уникальным преимуществом ДБТР-Т является его повышенная проходимость при «тяжелой броне».

Учитывая то, что все наиболее сложные препятствия (окопы, противотанковые рвы, стенки, крутые подъемы, лесополоса, бездорожье, грунты с низкой несущей способностью и т.д.) ДБТР-Т будет преодолевать на малой скорости, ему необходим наиболее высокий показатель крутящего момента на этих низких скоростях. Известно, что ЭМТ обеспечивает высокий крутящий момент на малых скоростях движения, что и является ее основным преимуществом.

Из истории. Еще во время Великой Отечественной Войны ЭМТ применялась на самых тяжелых танках и САУ: серийно устанавливалась на немецкой тяжелой САУ «Фердинанд», весом в 68 тонн, прототипе сверхтяжелого танка «Маус», весом 180 тонн, на советском экспериментальном тяжелом танке ЭКВ (версия КВ-1) и послевоенном тяжелом танке ИС-6

+ Буксировка техники. Принимая во внимание предполагаемые высокие характеристики проходимости ДБТР-Т, на него будет возлагаться задача буксировки поврежденной техники или просто застрявших боевых машин на труднопроходимой местности. В любом случае буксировка будет производиться на малой скорости, на которой также будет необходим высокий крутящий момент.

+ Возможность подключения 3-го звена. Для отдельных модификаций ДБТР-Т теоретически возможно подключение 3-го облегченного звена (аналогично транспортеру ДТ-30П).

В случае, если ДБТР-Т будет использоваться в качестве ремонтно-эвакуационной машины или высокопроходимого транспортного средства для перевозки пехоты и вооружения/боеприпасов возможно добавление звена №3 (с аналогичной трансмиссией), которое будет находиться между звеном №1 и №2.

8. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДБТР-Т

Перспективный ДБТР-Т автор предлагает создавать на базе шасси танков Т-55 с дизельными двигателями серии «В», как следствие, в качестве базового силового агрегата также предполагается силовая установка на основе двигателя серии «В», только модели: В-92С2Ф2, мощностью 1130 л.с., танка Т-90СМ.

Рисунок 9. Двигатель «стандартной» модификации ДБТР-Т

Применение самой «топовой» версии двигателя этой серии удорожает потенциальное производство ДБТР-Т, но именно такая мощность необходима для обеспечения высокой подвижности довольно тяжелого ДБТР-Т, броня которого эквивалентна танковой.

В качестве альтернативного силового агрегата без кардинального изменения трансмиссии (в случае применения ЭМТ), может быть использована газовая турбина ГТД, танка Т-80. Вполне очевидно, что применение более дорогой газовой турбины может быть оправдано лишь для специальных машин, например, предназначенных для постоянной службы в более холодных регионах, где необходимы «зимние» преимущества ГТД.

Можно рассмотреть две модификации ДБТР-Т по видам силовой установки:
– «Стандартную» модификацию ДБТР-Т с танковым двигателем В-92, мощностью 1130 л.с.;
– «Северную» модификацию с газотурбинным танковым двигателем, мощностью 1250–1400 л.с.

Некоторые параметры двигателей для сравнения:

По массогабаритным характеристикам двигатели практически идентичны, помимо высокой стоимости газовой турбины и большего расхода топлива, необходимо еще будет решить вопрос с отводом горячего воздуха системы охлаждения и выхлопа, который нельзя будет направить назад, как это сделано на танках Т-80.

Рисунок 10. Компоновка МТО ДБТР-Т

Вероятно, что если ДБТР-Т и будет производиться, то преимущественно в одной более «бюджетной» стандартной модификации с двигателем В-92С2Ф2 так как проблемы, связанные с одновременным наличием в армии основных танков с принципиально разными силовыми установками (Т-80 и Т-72/90) всем хорошо известны.

Еще одним аргументом в пользу В-92 может быть его не до конца использованный потенциал увеличения мощности. Применение улучшенных топливных систем, современных систем очистки воздуха, более эффективной системы охлаждения, присадок снижающих трение и т.д. теоретически могли бы повысить мощность этого двигателя до 1200 л.с. а может и более…

Двигатель В-92С2Ф2 располагается поперечно продольной оси корпуса (то есть аналогично танкам Т-44 / -54 / -55 / -62 / -72 / -90). Крутящий момент от двигателя передается электрогенератору через промежуточную передачу, аналогичную используемым на танках Т-44….90. Мощность электрогенератора – 900 кВт (1215 л.с) на случай возможного форсирования дизеля с 1130 л.с. до 1200 л.с. Суммарная мощность 4-х тяговых электродвигателей составляет 4 х 250 = 1000 кВт, чего достаточно как для стандартного двигателя танка Т-90СМ так и для хорошо форсированного (в перспективе) до 1350 л.с.

9. КОМПОНОВКА ДБТР-Т

Рисунок 11. Звено №1 в разрезе

Звено №1. Для максимального упрощения переделки исходного Т-55 звено №1 имеет классическую «танковую» компоновку. Экипаж из трех человек находится в передней части корпуса, его расположение полностью идентично расположению экипажа БМПТ «Терминатор-1» (мехвода и двух операторов АГС). При переделке стандартный корпус Т-55 укорачивается на 1 каток, общая длина укороченного корпуса примерно 5000-мм. Тут возможен вопрос читателя «зачем укорачивать?», попробую ответить со своей точки зрения:

«Изначально автор нарисовал два сочлененных полноразмерных 5-катковых шасси Т-55 – визуально, ДБТР-Т получился сильно длинным и соответственно менее маневренным, да и по массе, при нормальной броне (уровня БТР-Т) его масса с такой длиной составила бы 70-75 тонн. Понятно что, «топовый» В-92 в 1130 л.с. вряд ли потянет эту махину со скоростью более 30-35 км/час…».

За отделением управления находятся внутренние топливные баки, они отделены от экипажа усиленной бронеперегородкой, которая повышает жесткость конструкции отделения управления, которое, по сути, становится похожим на бронекапсулу. Сидения механика-водителя и двух членов экипажа крепятся к крыше отделения управления. Для посадки-высадки экипажа имеются три люка в крыше корпуса и один аварийный в днище корпуса за сидением механика-водителя между сидениями двух других членов экипажа.

Наружные топливные баки находятся на правой и левой надгусеничных полках.

Внутренние топливные баки изолированы от экипажа и МТО двумя бронеперегородками. В отделении МТО находится двигатель В-92С2Ф2 (поперечно продольной оси корпуса) параллельно двигателю расположен электрогенератор-стартер. Передача усилия двигателя на генератор осуществляется через промежуточную передачу («гитару»), аналогичную используемой на Т-54…90. Вентилятор системы охлаждения приводится в движение от вала основного генератора через вариатор, меняющий частоту вращения рабочего колеса вентилятора в зависимости от нагрузки двигателя. За генератором находится 1-й блок ЭМТ и гидросистема приводов поворотного механизма звеньев.

Во всех комплектациях ДБТР-Т на НЛД звена №1 находится стандартный танковый отвал для самоокапывания. При необходимости предполагается установка бульдозерного отвала с гидроприводами.

Для форсирования водных преград по дну предусматривается установка двух труб ОПВТ – по одной на каждом звене 1-м и 2-м.

Рисунок 12. Компоновка ДБТР-Т, вид сверху

Звено №2. Звено №2 также переделывается из корпуса танка Т-55, укороченного до четырех опорных катков на борт (длина примерно 5000 мм). Блок ЭМТ звена №2 аналогичен блоку ЭМТ звена №1 только расположен он в передней части звена №2. В трансмиссионном отделении находится вспомогательный дизель-генератор, мощностью 10–15 кВт для автономного энергообеспечения двух звеньев. В этом же отделении предполагается размещение кондиционера.

За трансмиссионным отделением расположено боевое и десантное отделение, рассчитанное на 10 человек. Высота звена №2 в районе БО и десантного отделения немного выше звена №1.

Посадка/высадка экипажа может осуществляться через две кормовые двери и 4 верхних люка.

Сидения экипажа размещены вдоль бортов (по 5 с каждого борта) звена и крепятся к крыше отделения. Баков с топлива в десантном отделении нет. Наружные топливные баки располагаются на надгусеничных полках, топливо из них передается через гибкие шланги в звено №1.
В каждом звене находится индивидуальная ФВУ, которое отличается производительностью в зависимости от количества экипажа.

10. ЗАЩИЩЕННОСТЬ ДБТР-Т

Лобовая проекция. Стойкость брони ДБТР будет предположительно на уровне существующего российского БТР-Т. Стойкость лобовой брони против КС – эквивалентна 600-мм гомогенной брони (в перспективе – 1000 мм). ВЛД корпуса звена №1 «прикрыта» встроенной ДЗ «Контакт-5». НЛД корпуса состоит из гомогенного броневого листа толщиной 100-мм наклоненного под углом 55 град (аналогично танку Т-55) и дополнительно «прикрыта» отвалом для самоокапывания. Лобовая броня звена №1 должна обеспечивать защиту от:

– кумулятивных реактивных гранат гранатомета РПГ-7;
– БПС пушек калибра 100-105-мм на расстоянии от 1000 м и более;
– БПС 57-мм пушки на любой дистанции.

В отличие от БТР-Т десант нового двухзвенного бронетранспортера ДБТР-Т защищен значительно лучше, так как весь фронтальный удар будет принимать на себя звено №1 прикрывая своим корпусом десантное отделение. Даже в случае поражения и выхода из строя звена №1 десант может беспрепятственно покинуть звено №2 а также вести огонь из вооружения, установленного на нем.

Бортовая броня. Защита машины с боков обеспечивается бортовой броней, толщиной 80-мм (толщина бортовой брони Т-55), дополнительно устанавливаются боковые съемные экраны с элементами ДЗ. Комплекс бортовой брони должен защищать борт ДБТР-Т от:

– реактивных гранат гранатомета РПГ-7 с тандемной кумулятивной боевой частью;
– бронебойных снарядов (БПС) автоматических пушек калибра 30-37-мм на любом расстоянии;
– БПС 57-мм пушки С-60 на расстоянии от 1000 м и более.

Расстояние между боковыми экранами и внутренним боковым бронелистом составляет примерно 600-650 мм. Наружные протектированные топливные баки находятся между съемным экраном и основной броней, обеспечивая дополнительную защиту от КС.

Крыша. С учетом того, что отделение управления звена №1 будет под прицелом гранатометчиков, крыша отделения управления дополнительно защищена ДЗ и люки имеют дополнительную защиту, аналогичную защите люков операторов гранатометов БМПТ «Терминатор-1».
Крыша десантного отделения звена №2 также дополнительно защищена блоками ДЗ.

Днище в районе отделения управления звена №1 дополнительно усилено приварным бронекоробом с внутренним наполнителем. Из-за усиленного бронирования днища в районе отделения управления клиренс уменьшен на 100-мм. Внутренняя бронеперегородка с дополнительными распорками за местами механика-водителя и двух членов экипажа являются ребром жесткости между днищем и крышей корпуса, что увеличивает стойкость днища в районе отделения управления от взрывного действия мин и фугасов.

Корма. Толщина кормовых бронелистов звеньев №1 и №2 составляет 45-мм, они обеспечивают защиту от бронебойных пуль калибра 14,5-мм выпущенных «в упор» и БПС калибра 30-мм на расстоянии 500 м и далее. Кормовые двери десантного отделения оснащены противокумулятивными решетчатыми экранами, установленными на расстоянии от двери для преждевременного срабатывания зарядов кумулятивных боеприпасов.

Автоматическое быстродействующее ППО установлено в каждом звене и работает независимо друг от друга. Дополнительное ППО размещено в МТО звена №1.

На крыше звена №1 и звена №2 установлены датчики оповещения о лазерном облучении машины для автоматического отстрела дымовых гранат.
Система активной защиты КАЗ автором пока не предусмотрена, так как это уже отдельная работа.

Новые возможности защиты. Наконец, новая тяжелая гусеничная машина получает уникальную возможность самостоятельно эвакуироваться из-под обстрела при разрыве гусеницы. В случае поражения и разрушения какой либо из гусениц звена №1 ДБТР может самостоятельно эвакуироваться за счет рабочего движителя звена №2, трансмиссия которого может снимать с основного двигателя-генератора до 500 кВт мощности (675 л.с.).

11. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДБТР-Т

Преимущества:
+ высокая проходимость;
+ удельное давление на уровне 0,8 кгс/см2 при массе в 60 тонн;
+ повышенная защита экипажа звена №1, который фактически находится в мощной бронекапсуле;
+ большое десантное отделение на 10 человек;
+ возможность десанта спешиваться через задние двери;
+ мощное вооружение;
+ многофункциональность ДБТР-Т и потенциал создания семейства машин на его базе;
+ топливо и ГСМ вынесены из отделения управления и десантного отсека, что снижает пожаро- / взрывоопасность машины;

Недостатки:
– высокая стоимость машины (приблизительно в 3 раза дороже БТР-Т);
– большая масса машины (60 тонн);
– скорость движения вперед – 50 км/час, что может привести к отставанию ДБТРов на марше от других, более быстрых боевых машин;
– отсутствие боковых амбразур в звене №2;
– отсутствие серийно выпускаемой военной версии ЭМТ, которую можно было бы использовать в ДБТР-Т;
– необходимость использования самой мощной версии двигателя «В», что исключает возможность использования старых двигателей мощностью 580 / 620 / 780 / 840 и 1000 л.с.
– необходимость дополнительной системы охлаждения тяговых электродвигателей и генератора;
– механик-водитель и два стрелка, при покидании машины через верхние люки попадают под обстрел;
– необходимость установки двух систем ППО, ФВУ и двух кондиционеров;
– боковой выхлоп повышает заметность машины.

Возможные перспективы последующей модернизации:
• установка перспективного Х-образного дизель-генератора, мощностью от 1200 л.с.;
• увеличение скорости движения до 60-70 км/час за счет использования более мощного двигателя;
• установка КАЗ для повышения защищенности машины;
• установка перспективной 40-45-мм автоматической пушки вместо «временной» 37-мм 2А11 для модели ДБТР-Т2;
• применение более простой механической или гидромеханической трансмиссии для удешевления и облегчения машины. При этом ДБТР-Т потеряет некоторые преимущества в проходимости, но и выиграть пару тонн веса, которые можно пустить на увеличение брони или на увеличение удельной мощности при прежнем уровне бронирования;
• установка в кормовой части звена №2 двух ДУ пулеметных установок, калибра 5,45–7,62-мм для дополнительной защиты машины с бортов.

12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении данной статьи правильным будет еще раз вернуться к вопросу «нужен ли армии ДБТР-Т по цене трех БТР-Т?», так как в ходе моделирования возможных характеристик ДБТР-Т идея бюджетной переделки старых танков Т-55 практически сошла на нет что, пожалуй, является главным минусом этой машины.

Из других «плюсов»/«минусов» машины, не учтенных выше:
+ Один ДБТР-Т по количеству десанта (10 человек вместо 5 человек) уже равняется двум БТР-Т, причем у десанта есть больше шансов безопасно покинуть машину через задние двери, которых нет на БТР-Т.
+ Подрыв ДБТР-Т на противотанковой мине или мощном фугасе также дает десанту гораздо больше шансов на спасение – основной удар принимает на себя звено №1, которое не имеет жесткой связи со звеном №2.
+ При разрыве гусеницы на мине ДБТР самостоятельно может выйти из засады задним ходом, сохранив при этом жизни экипажу и десанту.
+ Пробитие лобовой брони современными боеприпасами будет губительным для всего экипажа БТР-Т (7 человек) в то время как десантный отсек звена №2 ДБТР-Т (10 человек) останется неповрежденным.
+ Если считать по критерию выживаемости экипажа (если такой критерий существует), получается:

При полной комплектации машин экипажами и фронтальному поражению:
• один ДБТР-Т будет равен 2,33 БТР-Т, если в 1-м звене будет находиться 3 человека (7/3 = 2,33);
• один ДБТР-Т будет равен 3,5! БТР-Т, если в 1-м звене будет находиться 2 человека (7/2 = 3,5);

– В случае бокового или кормового поражения звена №2 ДБТР-Т (10 человек) пропорция, к сожалению, меняется в обратную сторону: 1 ДБТР-Т = 0,7 БТР-Т.

+ По вооружению, модель ДБТР-Т1 полноценно превосходит сразу два БТР-Т, как по количеству стволов, так и по количеству одновременно поражаемых целей.

Несмотря на последний пункт, получается, что приведенные выше сравнения не могут в полной мере оправдать высокую стоимость и целесообразность ДБТР-Т.

Пожалуй, остается главный козырь – один ДБТР-Т пройдет там, где не пройдет и три и более БТР-Т!
И если этот аргумент станет решающим – есть шанс, что аналогичные машины все-таки будут разрабатываться и производиться.

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter