• 01:27 – Битва экстрасенсов 10.12.2016 (10 декабря 2016): 17 сезон 15 серия смотреть онлайн – покойник в доме
  • 01:26 – Биатлон гонка преследования женщины 10 12 2016 результаты, кто победил, смотреть онлайн
  • 01:26 – Очень караочен 10 12 16 с Бузовой: Арбузова и бриллиантик в детстве, почему поменяла цвет волос, успех в сольной карьере, за что ненавидят и откровенные фото
  • 01:26 – «Битва экстрасенсов» 10.12.16, смотреть онлайн: новая серия не для слабонервных

Пульсирующее излучение от черной дыры помогло оценить ее массу

162.158.79.137

Пульсирующее излучение от черной дыры помогло оценить ее массу

Астрофизики из США оценили массу черной дыры в галактике Сигара (M82). Результаты своего исследования авторы опубликовали в журнале Nature, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте Мэрилендского университета в Колледж-Парке.

Ученые проанализировали колебания рентгеновского излучения от M82 X-1 — самого яркого его источника в галактике Сигара, по которым и провели оценку массы предполагаемой черной дыры. Считается, что она составляет 428±105 солнечных масс. По другой оценке, следующей из модели релятивистской прецессии, масса источника M82 X-1 равна 415±63 массам Солнца.

Спиральная галактика Сигара находится в созвездии Большой Медведицы на расстоянии 12 миллионов световых лет от Солнца. В M82 проходят интенсивные процессы звездообразования, а в ее центре, как считается, находится сверхмассивная черная дыра (СЧД), масса которой достигает 30 миллионов солнечных масс.

Космический телескоп НАСА «Чандра» с 1999 года на расстоянии примерно 600 световых лет от активного центра M82 изучал источник переменного рентгеновского излучения M82 X-1. Исследования объекта с 2004 по 2010 года продолжила орбитальная рентгеновская обсерватория RXTE (X-Ray Timing Explorer), которая в течение этого времени около 800 раз наблюдала источник.

Ученые посчитали, что его наличие объясняется аккрецией вещества на черную дыру, которая, в отличие от СЧД в центре галактики, относится к классу объектов со средней массой (между небольшими черными дырами с массами до нескольких десятков масс Солнца и СЧД).

Исследователи в дальнейшем планируют продолжить поиск черных дыр со средними массами, а также найти теоретическое объяснение большому различию в количестве черных дыр со средними массами и СЧД.