• 13:19 – Мужское / женское последний выпуск (28.03.2017) смотреть онлайн
  • 13:19 – Модный приговор сегодняшний выпуск (28.03.2017) смотреть онлайн

Ученые доказали пользу боли для сплочения коллектива

162.158.79.113

Ученые доказали пользу боли для сплочения коллектива

Несмотря на все неприятные ощущения, боль выступает спайкой, укрепляющим групповую солидарность и общественные связи, утверждают австралийские психологи. Новое исследование на данную тему представлено в журнале Psychological Science и в пресс-релизе Психологической ассоциации (США).

Ученые провели серию экспериментов со студентами. Разбив добровольцев на небольшие группы, исследователи попросили одних студентов вместе выполнить болезненное задание, а других — такое же испытание, но без болевых ощущений. Участников опыта попросили найти металлические шарики в ведре с водой и поместить их в специальный контейнер (в том же ведре). Вода могла быть ледяной или нормальной температуры. Во втором эксперименте часть студентов должны были присесть (но не до конца) и оставаться неподвижными в этом положении, а другая часть стояла на одной ноге, причем они могли переступать с правой на левую ногу и опираться о стену (что делает упражнение значительно менее болезненным). В третьем, наиболее страшном, по мнению ученых, эксперименте люди вместе поедали очень острые чипсы.

После упражнений добровольцев попросили пройти тест, измеряющий их отношение к другим членам группы. Вопросы в нем были сформулированы таким образом: «"Я чувствую себя частью группы" — оцените истинность этого высказывания по семибалльной шкале». Студенты, вместе прошедшие болезненные задания, высказали гораздо больше привязанности к «своей» группе. Они также стали гораздо более склонны к взаимопомощи и жертвам личной выгодой ради коллективной. Последнее наблюдение продемонстрировали их ходы в специальной игре с числами. Третий, самый мучительный, эксперимент только усилил их верность группе и готовность служить общим интересам.

Исследователи подчеркивают, что группы создавались случайным образом — их члены отличались по полу, возрасту, этнической принадлежности и социальному статусу. Единственным объединяющим фактором была пережитая вместе боль. «Наше исследование экспериментально доказало гипотезу о боли как “социальном клее”», — отметил руководитель проекта Брок Бастиан (Brock Bastian).