• 04:11 – Осколки счастья: смотреть 177-178 серию онлайн
  • 04:11 – Голос 9.12.2016 5 сезон 15 выпуск: смотреть онлайн прямой эфир, как голосовать
  • 04:11 – Юрий Тимченко: полковник МВД был пойман на крупной взятке 50 млн. рублей
  • 04:11 – Фигурное катание Гран при женщины короткая программа 09 12 2016 смотреть онлайн

Крупнейший хищный динозавр оказался плодом эволюционного эксперимента

162.158.78.101

Крупнейший хищный динозавр оказался плодом эволюционного эксперимента

Отлично сохранившиеся окаменелые останки позволили палеонтологам разобраться в анатомии и образе жизни спинозавра (Spinosaurus aegyptiacus) — крупнейшего плотоядного ящера (15 метров в длину), по размерам превосходившего тираннозавра и гигантозавра. Новое исследование представлено в журнале Science.

Жили спинозавры в меловом периоде на территории нынешней Северной Африки. Останки ящеров впервые нашел немецкий палеонтолог Эрнст Штромер в 1915 году, однако во время налета британской авиации на Мюнхен в 1944 году местный палеонтологический музей, где они хранились, был уничтожен. Низар Ибрахим (Nizar Ibrahim) и его коллеги создал трехмерную цифровую модель ящера на основе сравнительно полного скелета, обнаруженного в геологической формации Кем-Кем в Марокко: череп, позвоночник, тазовый пояс, нижние конечности.

Ученые утверждают, что Spinosaurus aegyptiacus вел полуводный образ жизни, подобно некоторым крокодилам. По этой причине его анатомия была во многом необычной для динозавра: ноздри сдвинулись к середине черепа (чтобы не погружаться под воду), огромные зубы конической формы ушли в переднюю часть морды (это помогало хватать рыбу), центр тяжести сдвинулся вперед, из-за чего спинозаврам было трудно ходить и легко плавать. Как и у первых китообразных, небольшой таз и мускулистые бедра помогали ящеру плавать, а широкие перепончатые лапы были приспособлены не к хождению по суше, а к тому, чтобы передвигаться по грязи (на четырех лапах) и грести в воде.

Наконец, характерный «парус» на спине динозавра был покрыт кожей и был виден всем, даже когда спинозавр погружался в воду. Палеонтологи предполагают, что он выполнял декоративную функцию (привлекал особей противоположного пола) и не играл никакой роли в терморегуляции.

Хотя в фильме «Парк Юрского периода III» спинозавр побеждает тираннозавра, эти ящеры жили в разные эпохи на разных континентах. Питались эти динозавры акулами, пилорылыми скатами и двоякодышащими рыбами. Переход к такой пище, и вообще к земноводному образу для динозавров был чем-то исключительным — и спинозавры были редчайшим эволюционным экспериментом, подчеркивают ученые.