• 18:13 – "Межигорье" - три года после Майдана: что происходит в резиденции Януковича сегодня
  • 18:13 – У Юлии Ефременковой проблемы со своей подругой. Видео
  • 18:13 – Смешное видео про собак: китаец с армейским строем пуделей стал хитом сети
  • 18:13 – Результаты биатлон 24.02.17 всемирные военные зимние игры мужской спринт прямая трансляция из Сочи

Ученые предложили надежный способ предсказывания землетрясений

162.158.78.16

Ученые предложили надежный способ предсказывания землетрясений

О надвигающемся подземном толчке расскажут изменения в химическом составе грунтовых вод. Надежность таких прогнозов доказали шведские ученые, авторы статьи в журнале Nature Geoscience. Кратко об исследовании сообщается в интернет-издании New Scientist.

Аласдэйр Скелтон (Alasdair Skelton) из Стокгольмского университета и его коллеги в течении пяти лет каждую неделю брали на анализ пробы воды из глубокой скважины. За это время в регионе случилось два землетрясения (амплитудой 5,6 и 5,5 баллов), и за четыре-шесть месяцев перед ними сейсмологи наблюдали сдвиги в соотношении изотопов водорода и уровня ионов натрия. Поскольку за химическим составом воды ученые следили долго, имеются статистические основания утверждать, что зафиксированные изменения связаны с землетрясениями и не являются случайными.

Впрочем, пока Скелтон не может сказать, какие именно процессы вызвали эти сдвиги. Вероятно, из-за раскалывания или тряски подземных пород в скважину попала вода из других источников. Из-за непонимания всего процесса исследователи пока не готовы говорить о «прогнозе» землетрясений. Тем не менее, сейсмологическое сообщество восприняло исследование с осторожным оптимизмом.

Чтобы из таких наблюдений получить диагностические инструменты для прогноза вероятности землетрясений, потребуется немало времени. «Большинство геохимических показателей все время колеблются, так что некоторые сигналы неизбежно совпали с подземными толчками. Истинным доказательством эффективности метода станет прогноз будущего землетрясения в реальном времени, а не постфактум», — предупреждает сейсмолог Иэн Мэйн (Ian Main) из Эдинбургского университета.

В качестве предвестника землетрясений пытались рассматривать изменения в электромагнитном поле, выбросы радиоактивного газа радона и даже поведение животных — однако причинно-следственная связь между этими явлениями и подземными толчками так и не была убедительно доказана. В 1970-е годы ученые надеялись получить действенный метод прогноза землетрясений в ближайшее время, но к 1990-м провальные результаты всех предложенных инструментов заставили многих ученых утверждать, что предсказание подземных толчков невозможно в принципе.