• 00:49 – Говорим и показываем на НТВ выпуск 16012017 смотреть онлайн
  • 00:49 – Пусть говорят последний выпуск 16.01.2017 смотреть онлайн

Крупнейшие динозавры делили дефицитные пищевые ресурсы без конфликтов

172.68.65.60

Крупнейшие динозавры делили дефицитные пищевые ресурсы без конфликтов

Британские палеонтологи выяснили, как крупнейшим травоядным динозаврам- зауроподам удавалось жить вместе на одних и тех же территориях и делить скудные пищевые ресурсы. Оказалось, что особенности анатомии позволяли ящерам-соседям объедать растения разных видов. Результаты исследования представлены в журнале Proceedings of the Royal Society B и в пресс-релизе Бристольского университета.

Палеонтологи давно искали ответ на вопрос, каким образом травоядные динозавры весом до 80 тонн могли жить рядом друг с другом — о данном факте свидетельствуют, например, окаменелости американской формации Моррисон (поздний юрский период). Камаразавры, диплодоки и еще восемь видов зауроподов обитали в тесном соседстве в засушливом климате, тогда как сейчас даже плодородные африканские саванны поддерживают только один вид гигантских животных (слонов).

Дэвид Баттон (David Button) и его коллеги построили с помощью компьютерной томографии биомеханические модели шейных и челюстных мышц камаразавров и диплодоков — наиболее часто встречающихся в формации Моррисон зауроподов.

Выяснилось, что ни один из ящеров не мог жевать — они просто проглатывали растительную пищу. Массивный череп камаразавра позволял животному откусывать жесткие листья и ветки, в то время как диплодок мог питаться только мягкими растениями, прежде всего папоротниками. Однако диплодок обладал мощными шейными мышцами, позволяющими срывать листья и побеги резкими рывками головы. Таким образом, травоядные ящеры могли сосуществовать на одной территории благодаря различиям в рационе, заключают ученые.

Биомеханические измерения черепов других динозавров из формации Моррисон продемонстрировали множество функциональных различий. То есть, травоядные ящеры-современники адаптировались к определенным видам растений. Разделение экологических ниш утвердилось только к концу юрского периода: раньше зауроподы отличались могли выбирать из более обширного «меню».