• 15:41 – Дом2 4592 Вечерний / Ночной (05 12 2016) смотреть онлайн
  • 15:41 – О самом главном сегодняшний выпуск 05.12.2016 смотреть онлайн

Ученые оживили древний вирус из фекалий северных оленей

162.158.78.144

Ученые оживили древний вирус из фекалий северных оленей

Ученые возродили древний вирус по его ДНК, сохранившейся в замороженных во льдах фекалиях северных оленей (Rangifer tarandus caribou). Оживленный вирус успешно заразил лабораторное растение Nicotiana benthamiana. О своих экспериментах исследователи рассказали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Изучение эволюции и древней истории вирусов очень затруднено из-за фрагментарности и недолговечности их останков. Исключением из этого правила являются РНК-вирусы, извлеченные из тканей легких жертв эпидемии «испанки» 1918-1919 года, попавших в вечную мерзлоту, бактериофаги из высушенных фекалий, обнаруженных при раскопках в бельгийском туалете XV века, и несколько других случаев. Теперь список пополнился канадской находкой: ученые восстановили два древних вируса из экскрементов северных оленей, обнаруженных в горах Сельвина на северо-западе Канады.

Животные мигрируют ко льдам высокогорья в жаркие летние месяцы, чтобы спастись от гнуса (кровососущих насекомых). Таяние льда в этом районе открыло взору ученых ископаемые фекалии возрастом до пяти тысяч лет. Из ледяного керна (цилиндрической колонки ледяной породы, полученной в результате бурения), возраст которого составляет 700-4420 лет (по данным радиоуглеродного анализа) ученые извлекли нуклеиновые кислоты древних вирусов.

Лабораторные эксперименты помогли назвать их: это небольшой ДНК-вирус (вирус, геном которого представлен молекулой ДНК) aCFV и фрагменты РНК-вируса aNCV. Филогенетический анализ указал на современных родственников этих организмов. aCFV оказался близок к заражающим растения геминивирусам и патогенам, атакующим грибы Sclerotinia sclerotiorum, а aNCV — к заражающим насекомых крипавирусам. Скорее всего, микроорганизмы попали в желудок оленей, когда те ели растения со случайно оказавшимися на них насекомыми.

Потом исследователи воссоздали геном ДНК-вируса методами реверсивной генетики и заразили им модельный организм — растение Nicotiana benthamiana. В пораженных и даже в новых листьях табака было зафиксировано размножение вирусной ДНК.

В заключении авторы подчеркивают, что из-за таяния вечной мерзлоты в условиях глобального потепления нуклеиновые кислоты и вирусные частицы древних патогенов могут бесконтрольно попадать в биосферу. Если они окажутся заразными, то разнообразие современных вирусных инфекций обещает вырасти еще больше.