Авторизация
 
  • 03:27 – Comedy Баттл. Новый сезон 36 серия 02/12/2016 смотреть онлайн 
  • 03:27 – Comedy Club на ТНТ последний выпуск (02.12.2016) смотреть онлайн 
  • 03:27 – Comedy Woman (ТНТ) 7 сезон 46 выпуск 02.12.2016 смотреть онлайн 
  • 03:27 – Вечерний Ургант. Кристина Орбакайте 02.12.2016 смотреть онлайн 

Недостатки танка Т-72Б, пути их гаражно-полевого исправления и тактика применения танка в современном бою

162.158.78.128

Недостатки танка Т-72Б, пути их гаражно-полевого исправления и тактика применения танка в современном бою

На сегодняшний день в российской армии имеется великое множество различных боевых бронированных машин (ББМ). По основным боевым танкам картина наблюдается такая. Самыми мощными являются танки Т-90А и Т-90. Однако количество их невелико. Имеется также какое-то количество довольно мощных танков Т-80У. В последнее время в войска начал поступать танк Т-72Б3, который представляет собой совершенно бестолковую попытку модернизации танков Т-72Б и Т-72БМ с целью доведения их боевых качеств до уровня Т-90А. По некоторым позициям это действительно удалось. По другим никаких улучшений не наблюдается. Ну и кое-где вообще произошел откат до уровня базового Т-72 «Урал» и Т-72А. Больше всего танков Т-72Б, Т-72БМ и Т-80БВ, из которых Т-72Б(М) является самым многочисленным. Вся эта техника 80-х годов на сегодняшний день, безусловно, устарела, хотя и считалась когда-то лучшей в мире. Также еще встречаются старые Т-72А(В), Т-80Б и даже ископаемые Т-55АМ(В) и Т-62М(В). В этой статье речь пойдет про Т-72Б.

Что делать его танкистам в случае «большой» войны? Когда придется на этом танке принимать участие в городском бою против вражеской пехоты, до зубов вооруженной самыми современными противотанковыми средствами? Или в поле/пустыне противостоять новейшим «Абрамсам» или, не дай бог, «Type-99A2»? Конечно, в большинстве случаев экипаж самостоятельно мало что сможет тут сделать. Но если он находится далеко от строгих начальственных глаз, а рядом имеется хоть какой-то машиностроительный заводик, то кое-что сделать все-таки можно…

Основной боевой танк Т-72Б хорошо всем известен. Он принимал участие практически во всех войнах с момента своего появления и зарекомендовал себя как надежная и мощная боевая машина. 45-тонный монстр продемонстрировал способность выдерживать десятки попаданий противотанковых ракет и гранат, сохраняя свою боеспособность и продолжая искать врага длиннющим дулом своей 125-мм пушки. В ее эффективности также нет никаких сомнений. Однако танк не лишен недостатков, некоторые из которых могут быть фатальными для него в условиях современного боя.

Недостатки Т-72Б

Компоновка. Очень тесное боевое отделение. Командир просто зажат между пушкой, командирским комплексом, спинкой сиденья и правым бортом с приборами и снарядами. У наводчика несколько просторнее. У механика-водителя вроде неплохо, но у него другая беда — пушка накрывает его люк и в случае если в момент поражения танка она окажется над люком, механику не вылезти. А вылезать надо быстро — почему, будет пояснено ниже. Конечно, в отличие от танков Т-80 в Т-72Б, механик может пролезть через боевое отделение и вылезти через один из башенных люков, но из-за той же тесноты, в случае пожара или ранения механика, всерьез на это рассчитывать не стоит. Львиную долю этой тесноты дают размещенные прямо в боевом отделении вместе с людьми топливные баки, а также 45 крайне пожароопасных артвыстрелов и ракет раздельно-картузного заряжания. Из них 22 размещены в АЗ. Остальные 23 рассованы буквально по всему периметру корпуса и башни. Часть из них вставлена в топливные баки-стеллажи. Они представляют собой наполненные топливом баки с гнездами, в которые вставляются снаряды и заряды. В случае пробития брони, чаще всего поражается именно эта — немеханизированная часть боеукладки. Самый пожароопасный элемент среди всей этой гремучей смеси — картузные заряды. Никакой локальной защиты, кроме тонких стенок баков-стеллажей и рубашки из огнеопасного топлива эти заряды не имеют, а загораются они даже от огня обычной зажигалки в течение нескольких секунд! Нетрудно представить, в каком аду может оказаться экипаж в случае пробития брони танка. Причем выбраться из него будет крайне затруднительно из-за той же тесноты. При воспламенении зарядов выделяется огромная энергия и температура. Если люки закрыты, то башню отрывает. Все это очень часто происходит внезапно, что не оставляет экипажу шансов на спасение. Он сгорает, испаряется, его разрывает на куски. Происходит это куда чаще по сравнению с западными и старыми отечественными танками. Эта ситуация, конечно, самым негативным образом действует на психику членов экипажа, заставляя их порой покидать еще вполне исправный и боеспособный танк.

Система управления огнем 1А40-1 считалась довольно простой еще в момент появления Т-72Б в 1985 году. На сегодняшний день она окончательно устарела. Например, американские и французские танки имели подобную СУО еще в 60-х годах XX века. СУО 1А40-1 имеет цифровой баллистический вычислитель и лазерный дальномер. СУО учитывает множество параметров, однако автоматически отрабатывается только дальность до цели и тип боеприпаса. Остальные параметры (угловая скорость цели и танка, ветер, температура воздуха, заряда и т.п.) надо вводить вручную. Естественно, что в бою делать это никто не будет. Прицел наводчика ТПД-К1 и прибор 1К13-49 имеют увеличение 8х, чего по современным меркам уже недостаточно. Ночной прицел ТПН-3-49 в пассивном режиме видит всего на 800 м. Если включить ИК-прожектор, то можно разглядеть врага и на 1200 м, но сам танк будет светиться в ночных приборах противника. У командира дела еще хуже. Его прибор ТКН-3М имеет увеличение всего 5х днем и 4,2х ночью. При этом дальность виденья ночью даже в активном режиме не превышает 500 м. О тактической обстановке на поле боя командир имеет весьма смутное представление, т.к. располагает только речевой информацией с радиостанции Р-173. В итоге стрельба даже днем на дальность свыше 2000-2500 м затруднена. Особенно с хода по движущимся целям. На расстоянии свыше 2000 м вся надежда в основном на ракеты комплекса 9К120 «Свирь», которые, к слову, не отличаются стабильностью полета. Эта ситуация делает решительный дневной бой на Т-72Б на расстоянии свыше 2000 м с современными ОБТ и колесными БРМ (АМХ-10, «Руикат» и т.п.), имеющими танковые пушки, весьма опасной затеей. И наличие ракет совсем не обязательно даст Т-72Б тут преимущество — их невысокая точность раз за разом подтверждается пусками в ходе соревнований по танковому биатлону. Не могут попасть в цель даже с 2000 м. Что касается ночного боя, то если жить еще хочется, в ночной бой на Т-72Б с современной импортной бронетехникой лучше просто не ввязываться. Также на Т-72Б очень легко «потеряться» в незнакомом месте. Во время новогоднего штурма Грозного 1995 года ужасная система командной управляемости российских танков обнаружила все свои недостатки. Город никто толком не знал. Нормальных карт не было. Боевики умышленно поменяли таблички с номерами домов и названиями улиц с целью запутать и усложнить ориентирование на местности. Как следствие, многие танки, часто по одиночке, катались по городу туда-сюда, не зная, где свои, где чужие и где выход. До тех пор, пока не становились жертвой удачного выстрела. Для сравнения: ТИУС танка М1А2 «Абрамс» под названием FBCB2 дает его командиру точную карту местности, координаты, расположение своих танков и расположение обнаруженного врага. Вплоть до текущих технических параметров каждой отдельно взятой машины.

Защита лобовой проекции. Тут в принципе вопросов особенно нет. Лоб танка Т-72Б, плотно обложенный элементами 4С20 КНДЗ «Контакт-1», действительно бетонный. Пробить его, даже современными противотанковыми средствами (ПТС), практически нереально. Но есть и ложка дегтя — нижняя лобовая деталь (НЛД). В отличие от ВЛД, НЛД — это всего лишь монолитная броневая плита толщиной 80 мм, расположенная под некоторым углом. Элементы КНДЗ «Контакт-1» у Т-72Б расположены на НЛД сверху, только в один ряд. Конечно, вероятность попадания в НЛД находится где то на уровне 1%, но таки неприятно. Тем более что эти самые ПТС год от года становятся все точнее и выцелить НЛД с небольших дистанций в общем-то реально.

Защита бортовой проекции. Характеризуется фразой: мощная, но ненадежная. Представляет собой монолитную броневую плиту 80 мм толщиной, от которой на расстоянии ширины гусеницы расположен 10-мм резинотканевый экран. На котором, в свою очередь, расположены элементы 4С20 КНДЗ «Контакт-1». Выглядит все это на вид серьезно и является, пожалуй, лучшей бортовой защитой среди всех отечественных серийно выпускаемых ОБТ. Однако тут есть серьезные недостатки:

— элементы 4С20 покрывают экран не на всю длину, а только до МТО. Далее идет голый экран + бортовая броня с пониженным уровнем защиты;

— бортовой экран в Т-72Б слишком короткий. Он не доходит до днища корпуса. В итоге вполне вероятно попадание ПТС в борт танка ниже экрана. Крупные опорные катки в известной степени экранируют борт, но в данном случае особой надежды на них нет;

— самый главный недостаток. 10-мм резинотканевый бортовой экран слишком хилый, да и крепление к корпусу у него слабое. Даже под весом элементов КНДЗ он гнется. Оторвать этот экран о какое-либо препятствие проще простого. В случае попадания ПТС он, как правило, просто отваливается. Частично или целиком. Контролировать состояние бортовых экранов в бою изнутри танка невозможно. Если потерять экран, то эквивалент защиты бортовой проекции танка становится равен толщине бортовой плиты — 80 мм. Аккурат как у немецкого танка «Тигр» времен 2МВ. Такую броню легко пробивают даже РПГ времен Великой Отечественной войны: «Базука», «Фаустпатрон», «Панцершрек». Сколько шансов в городском бою у танка Т-72Б с оторванными экранами, нетрудно себе представить. У «Абрамса» и «Меркавы» защита бортовой проекции куда мощней и надежней. Вечное стремление к экономии массы, причем за счет жизненно-важных элементов уже отправило на тот свет не один экипаж танков Т-72Б и других отечественных танков такой формации.

Защита кормовой проекции. Да-да, не всегда удается держать лоб танка повернутым к врагу. Особенно когда враг везде, что часто бывает в условиях городского боя при плохо налаженном взаимодействии с пехотинцами. Защита кормовой проекции у Т-72Б — никакая. Просто никакая. Расположенная под небольшим наклоном наружу бронеплита толщиной 45мм защитит разве что от ружейно-пулеметного огня. Даже БМП или БТР с малокалиберной автоматической пушкой, оказавшийся позади — это смерть для Т-72Б. Излишне будет говорить, что такая защита легко поражается из любого РПГ. Не надо думать, что экипаж спасет расположенный в корме двигатель. Во-первых, были случаи, когда удар ПТС с кормы пробивал все МТО насквозь прямо через двигатель и влетал в боевое отделение. Во вторых, даже если и защитит. Работать после этого он явно не будет, а вспомогательного энергоагрегата у Т-72Б нет. Поражение двигателя сразу превратит «Ящер» в неподвижную глыбу металла. Со всеми вытекающими последствиями. Защита кормы башни находится на мировом уровне, но мыслей о надежности и защищенности также не навевает. В общем, с кормы Т-72Б — неприлично легкая цель. Что впрочем, характерно для многих, даже современных танков.

Защита верхней полусферы. К защите верхней передней полусферы вопросов нет. Она лучше, чем у большинства современных танков. Защита верхней задней полусферы довольно слаба. Ничего с этим не сделать — это характерно практически для любого танка.

Огневая мощь. Претензий к артиллерийской части особенных нет. 125-мм пушка достаточно точная и очень мощная. Стабилизатор отличный. Однако в городском бою нужно быть осторожным — не стоит сбивать пушкой фонарные столбы. Это быстро прикончит стабилизатор. Претензии есть только к АЗ. Он не позволяет размещать выстрелы длиной более 700 мм, что накладывает ограничение на мощность БОПСов. Возможностей предельно возможного для стокового Т-72Б снаряда ЗБМ-44 на сегодняшний день еще хватает. Но хватает на пределе. Далее ракеты. Дальность их пуска невелика, а точность и стабильность не сильно хорошие. С другой стороны это уже пустые придирки, т. к. у большинства современных танков никаких ракет нет вообще. А вот ЗПУ «Утес» действительно можно критиковать. Дистанционного управления у нее нет. Броневое прикрытие также отсутствует. Это означает, что в городском бою про мощный 12,7-мм пулемет НСВТ можно забыть. Стоит открыть люк, как тут же получишь очередь из АКМ или «лимонку». А ведь НСВТ в городе нужен. Большой угол возвышения позволяет поражать живую силу противника на верхних этажах зданий, а большая мощность огня позволяет пробивать стены домов, поражая укрытых за ними врагов.

Суммируя все приведенные недостатки, с сожалением можно констатировать, что танк Т-72Б хорошо подходит для решительного танкового боя на встречных курсах и поражения одиночных объектов. Но довольно-таки плох в городском бою. Обвешанные множеством пулеметов и тупой тяжелой броней по кругу «Абрамсы» и «Меркавы» тут будут лучше. Не сказать что неуязвимей, чем Т-72Б, но как-то надежней, что ли.

Силовая установка. Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с. вкупе с семискоростной механической КПП позволяет достигать скорости в 60 км/ч, но не обеспечивают того удобства управления и ходовых качеств, какие имеют современные западные танки. Быстро развернуться на 180 градусов в узком переулке Т-72Б не сможет. С другой стороны, эта характеристика подвижности не имеет к чисто боевым качествам прямого отношения. Зато у Т-72Б хорошая проходимость и его много что может выдержать/поднять.

В остальном претензий к этому замечательному танку нет. Но в современном бою с этими недостатками надо что-то делать. Ведь пойти к начальству и попросить поменять на Т-90А (к которому многие из недостатков Т-72Б относятся точно так же) не получится.

Мероприятия

Меры по подготовке старика Т-72Б к бою с вражеским спецназом, вооруженным РПГ-29 «Вампир», а также танками М1А2SEP, Меркава-МК.4 и вертолетами АН-64D «Апач», могут быть такими:

а) начисто отмыть и почистить. Выкинуть весь ненужный хлам (тряпки, бутылки, гаечные ключи) изнутри;

б) тщательно настроить СУО. Провести юстировку приборов с целью исключения какого либо рассогласования осей пушки и прицелов. По механической части необходимо исключить даже малейшие люфты (особенно этим грешит 12,7-мм пулемет НСВТ), которые самым негативным образом влияют на точность. Добиться идеальной работы всех механизмов;

в) скорректировать боекомплект. Нет смысла гнаться в количестве снарядов за куда более громоздкими «Абрамсами». Боекомплект должен состоять из 22 выстрелов в АЗ + 2 (резервных) снизу в корпусе. Всего 24 выстрела. Состав: 10 — БОПС (предельно возможных по длине), 10 — ОФС, 4 — ракеты. От кумулятивных снарядов избавиться полностью;

г) переделать топливную систему так, чтобы имелась возможность залить в баки-стеллажи воду. Пустые гнезда под выстрелы заполнить красной кирпичной крошкой или керамзитом и закрыть заглушками. АЗ по углам получает локальную противокумулятивную «рубашку» с неплохим эквивалентом. Места внутри танка становится куда больше;

д) сходить в магазин и купить широкоформатный автомобильный GPS-навигатор с картами Navitel. Прибор закрепить на рабочем месте командира и подключить к нему GPS-антенну, смонтированную на крыше башни. Конечно, он не даст информации о том, где свои и где враги. Но данное устройство даст точные координаты местоположения, покажет, где какая улица, где что, какой кратчайший маршрут отхода/проезда. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. Одно лишь это может спасти жизнь;

е) все три забашенных ящика ЗиП вычистить и заполнить красным кирпичным ломом или керамзитом. К ним по контуру полумесяцем приварить аккуратную металлическую полосу. Нормально покрасить. К полосе с шагом в 50-70 мм прикрепить металлические цепи, по аналогии с «Меркавой». Цепи должны слегка касаться крыши МТО, но не волочиться по ней. Весьма серьезная защита (от кумулятивных ПТС) кормы и задней части бортов башни готова;

ж) проследить, чтобы все элементы 4С20 КНДЗ «Контакт-1» были снаряжены и их было полное количество;

з) спереди, на НЛД, ниже ряда элементов ДЗ, прикрепить два резинотканевых экрана по типу того, как сделано в танках Т-80. От них же эти экраны и подойдут;

и) снять и выкинуть бортовые резинотканевые экраны. Вернее, снять и отложить в сторону, предварительно демонтировав размещенные на них элементы ДЗ 4С20. Вместо этого извращения изготовить по чертежам или по шаблонам металлические экраны толщиной 15-20 мм на откидных петлях. Их можно сделать из обычной конструкционной стали ст.45. Сейчас почти на любом заводе есть т.н. машина термической резки (в простонародье «плазма»), на которой эти детали можно легко вырезать. В своей нижней части эти экраны должны опираться на упоры, сделанные из трубы Dy-40 с резиновым башмаком и резьбой под болт. Только приваривая к борту такие упоры, необходимо проследить, чтобы они не оказались в зоне динамического хода опорных катков. На эти, уже полноценные, ровные и блестящие от свежей краски экраны, следует монтировать элементы ДЗ 4С20. Монтировать плотно, без зазоров и до самой кормы. То есть элементами ДЗ должен быть закрыт весь борт целиком до самый кормы. К нижней части экрана крепим резинотканевую «юбку», вырезанную из старых экранов. Она должна опускаться как минимум ниже ступиц опорных катков;

к) переделать крепления задних бочек. Снимать их не нужно, т. к. лишнее топливо, учитывая воду в баках-стеллажах, не помешает. Но надо перенести их ниже — перед задним броневым листом корпуса. Во-первых, они не будут мешать пушке. Во-вторых несколько усилят защиту картонной кормы;

л) к ЗПУ «Утес» приварить крепление. К креплению на болтах прикрепить щит, вырезанный из металлического листа толщиной 5-7 мм. В этом щите должны иметься узкие амбразуры под тело пулемета и для его прицела;

м) не жалеть для танка самых лучших моторных и трансмиссионных масел. Использовать такие же, какие используют в современных импортных грузовиках. Постараться заменить старый глушак. Глушак лучше поставить от Т-90А. С ним двигатель будет «шептать».

Переделанный подобным образом Т-72Б превратится в монстра, способного одолеть любого противника. Стоимость подобной переделки вряд ли превысит 100-150 тыс. руб. По всеракурсной защите, живучести и надежности такой самопальный Т-72Б будет на уровне Меркавы-МК.4 и намного лучше, чем полураздетый Т-90А. Работа в основном сварочная и слесарная, а также электромонтажная и наладочная.

Тактика использования Т-72Б

А) В ночной бой с «Абрамсами», «Леопардами» и «Типами» не в коем случае не ввязываться. Это почти верная смерть.

Б) В дневном бою по возможности выбирать либо большие дальности (более 3000м) и работать ракетами, либо, наоборот, малые (ближе 1500 м). На средних дистанциях Т-72Б с его СУО ни то, не се. Стараться выбирать статичные цели.

В) Против пехоты, укрытой в домах, активно применять не только ОФСы, но и БОПСы, простреливая ими насквозь стены.

Г) Быть обязательно трезвым в бою. Алкогольное опьянение может привести к смертельной ошибке.

Д) Забыть про всякие огнеупорные костюмы. Во-первых, в них очень душно, что соответствующим образом скажется на работоспособности. Во-вторых, они настолько сковывают движения, что в случае пожара из тесного боевого отделения Т-72Б будет не выбраться. Быть в футболке и в спортивных штанах. На ногах либо кроссовки, либо ничего (босоногим). А костюм от горящих зарядов не спасет. Все равно или сгоришь, или спечешься там, как картошка.

Е) В случае атаки вертолетов пытаться в первую очередь спрятаться, поставив дымовую завесу. Применять против них УРО только в крайнем случае. Если это не отвлекает от процесса поиска укрытия.

Ж) 12,7-мм пулеметом НСВТ в городе пользоваться крайне осторожно. Даже несмотря на щитовое прикрытие, командир остается уязвим сзади и с боков.

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter