Создать аккаунт
Главные новости » Наука и технологии » Археологи впервые нашли доказательства возможности создания высокой моды до появления иглы

Почти 40 000 лет назад некоторые из первых современных людей, поселившихся в Испании, хотели щеголять в красивых облегающих нарядах, демонстрирующих их очарование. Об этом пишут исследователи, основываясь на результатах необычайного открытия: инструмента, который, возможно, помог сшить одежду по размеру за тысячи лет до изобретения иглы. Их работа была опубликована в журнале Science Advances.

Эта утварь была фрагментом кости бедра травоядного, возможно, лошади или тура. Исследователи смогли различить на артефакте неровные следы от проколов. Образец, возраст которого составляет около 39 600 лет, был обнаружен не в какой-то удобной пещере, а на площадке под открытым небом у дельты ручья, который, возможно, во время сильного дождя превратился в настоящий поток. Другие находки в Гаве включают шесть каменных орудий труда; то есть практически ничего.

«Заселение этого участка людьми было довольно спорным», — пояснил один из авторов исследования профессор Люк Дойон из Университета Бордо. «В этом контексте обнаружение самого раннего известного инструмента для прецизионного пошива одежды перед иглой было просто чудом», -  добавил он.

Поскольку это место под открытым небом с несколькими подсказками, как мы можем узнать, кто сделал артефакт — последний из неандертальцев в Испании или первый из Homo sapiens там?

«Исходя из возраста объекта и других материальных культур, обнаруженных в ассоциации, это должен быть Homo sapiens, один из первых Homo sapiens, который обосновался в Европе примерно за 40 000 лет до настоящего времени», — говорит Дойон.

Считается, что возраст одежды составляет более 120 000 лет. Ранняя одежда, по-видимому, включала снятие шкуры с обеда и набрасывание шкуры. Артефакты, которые считаются ранними иглами, были найдены в Южной Африке 61 000 лет назад, в Денисовой пещере Сибири 50 000 лет назад и в Китае 45 000 лет назад.

В Испании эта технология, кажется, возникла 26 000 лет назад, говорит Дойон. Возможно, у них были иглы, которые еще не были найдены, но то, что нашли исследователи, похоже, является следующей лучшей вещью — перфоратором для шкур животных.

То есть вы кладете кожу на доску и проделываете в ней отверстия с помощью шила или чего-то еще. Уже известно, что неандертальцы умели делать веревки, а у сапиенсов в Гаве, вероятно, тоже была технология шнуров. Используя эти методы, можно создавать прямые швы и сделать облегающую одежду.

Но как ученые узнают, что это такое? Когда вы находите модифицированную ископаемую кость древности, возникают три основные гипотезы, говорит Дойон.

Во-первых, отверстия проделала гиена или какое-то другое клыкастое животное. Взять, к примеру, «неандертальскую флейту» из Словении, которую некоторые эксперты считают костью, модифицированной музыкальными гоминидами, в то время как другие подозревают, что это остатки пищи пещерного медвежонка.

В нашем случае команда подтвердила, что отверстия в бедренной кости не могли быть сделаны гиеной, медведем или другим плотоядным животным, поедавшим мертвое травоядное. «Следы от зубов плотоядных другие», — говорит Дойон.

Другая гипотеза состоит в том, что модифицированная кость была просто формой искусства или для записи информации. Кто-то видит дырки в кости, кто-то видит изначальный лунный календарь и так далее.

«Проблема с этой гипотезой заключается в том, что из 28 проколов, которые мы видим на образце, только 10 выровнены, а остальные 18 очень беспорядочны и едва видны, некоторые только под микроскопом», — говорит Дойон.

Зачем делать дырки для записи информации, если дырок не видно? И не было никакого организованного шаблона, так что это, вероятно, не было искусством.

Исследователи смогли определить, что кость демонстрирует шесть событий модификации. Отверстия были сделаны по той же базовой технике, но с использованием шести разных инструментов.

Следующий вопрос заключался в том, для какой цели это служило, и после экспериментов, включая попытки проткнуть современную кожу камнями и костями, исследователи поняли, что «мы можем производить точно такие же модификации. Итак, мы сделали выводы», — говорит Дойон.

В своих экспериментах они воспроизвели следы на фрагменте кости длиной 10 сантиметров, используя различные инструменты для давления на кожу, наложенную на ребра коровы. Исследователи даже предполагают, что люди использовали резцы, инструмент для гравировки с острым наконечником, чтобы проколоть шкуру, которая отметила лежащую под ней кость и в конечном итоге проткнула ее.

Сравнив репродукции с артефактом, исследователи пришли к выводу, что группы проколов должны были быть сделаны во время разных сеансов. Некоторые из них были намеренно выровнены и расположены на равном расстоянии друг от друга, и в них должны были быть отверстия для сшивания кусков кожи.

«Свидетельства из Каньярса [в Испании] указывают на то, что эффективная техника уколов была хорошо известна в Южной Европе в начале верхнего палеолита», — пишут авторы. «Мы утверждаем, что это новшество документирует ранее незарегистрированный переломный момент в культурной адаптации, способствующий расширению ниши современного человека».

«До сих пор было неясно, как была сделана одежда, просто она была сделана. У нас тут и там есть несколько шильев или заостренных каменных инструментов, но в основном мы все еще в неведении относительно методов изготовления облегающей одежды», — говорит Дойон. «Теперь мы впервые документируем технику, которая используется традиционными обществами и сапожниками по сей день».

Вывод исследователей, конечно, не окончательный, но отдельная работа показала, что ранние современные люди в регионе, ориньякцы, имели целый набор инструментов для создания произведений искусства и украшений, которые могли быть символом статуса. Или, может быть, они действительно заботились о том, как они выглядели.