• 20:09 – Великолепный век: смотреть 22 серию онлайн
  • 20:09 – Капитанша: смотреть 8 серию онлайн
  • 20:06 – СуперИнтуиция-4: смотреть 9 выпуск онлайн (эфир от 26.05.2017)
  • 19:56 – Школьник родом из Челябинска взял золото на Европейской олимпиаде по физике

Первопричиной вымирания динозавров назвали вулканы

172.68.65.54

Первопричиной вымирания динозавров назвали вулканы

Новая датировка Деканских траппов (базальтовых порода на западе Индии) позволила определить точное время начала одного из мощнейших вулканических извержений в истории Земли. Эти сейсмические процессы, выбросившие в атмосферу множество опасных летучих соединений, начались за 250 тысяч лет до падения чиксулубского метеорита и продолжалось полмиллиарда лет после него (в итоге излилось полтора миллиона квадратных километров лавы) — и именно они могли запустить процесс катастрофического вымирания динозавров в конце мелового периода. Результаты исследования представлены в журнале Science.

В декабре 2013 года американские геологи отправились в Индию на поиски вулканических пород с содержанием циркона — содержащий уран минерал, образующийся в магме вскоре после извержения. Циркон можно использовать как часы, для определения точного возраста породы. В зоне наиболее интенсивной вулканической активности исследователи собрали 50 образцов породы, причем циркон нашли на верхней и нижней границе вулканического слоя. Таким образом, появилась возможность датировать и начало, и окончание извержений.

Ученые провели независимый анализ материала в двух лабораториях (в Принстоне и Массачусетском технологическом институте) – для повышения объективности датировки. Возраст определили по изотопному соотношению урана к свинцу. Выяснилось, что в изученном районе траппов извержения начались за 250 тысяч лет до удара астероида в Мексиканском заливе и продолжались 500 тысяч лет после него. Однако осталось непонятно, изливалась ли лава беспрерывно, или нужно говорить о вспышках магматизма.

«История вымирания динозавров обретает новые сюжетные повороты. Возможно, их убила серия из двух ударов: вулканы и удар астероида», — заявил один из авторов статьи Сэм Бауринг (Sam Bowring).

Из-за мощных извержений в атмосферу попали сернистые газы и другие соединения в больших объемах, что могло привести к закислению океанов и вымиранию планктона (основы океанических пищевых цепочек). Ученые напоминают, что вулканические процессы сыграли важную роль в двух других массовых вымираниях в истории планеты — пермского и триасового.