• 13:10 – Битва экстрасенсов 17 сезон 19 выпуск: смотреть онлайн бесплатно 21 01 2017 на ТНТ
  • 13:10 – Биатлон 2016-2017, эстафета, женщины 22.01.2017: смотреть онлайн трансляцию из Антхольца
  • 13:10 – Биатлон, масс-старт, мужчины сегодня, 22.01.2017: смотреть онлайн прямую трансляцию из Антхольца
  • 13:10 – Матч всех звезд КХЛ–2017, Уфа: состав команд, лучшие моменты, смотреть онлайн трансляцию

Ученые выяснили, почему вымерли динозавры

162.158.79.59

Ученые выяснили, почему вымерли динозавры

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Сообщается, что новая датировка базальтовых пород на западе Индии (Деканских траппов) позволила определить точное время начала извержения. Эти сейсмические процессы, выбросившие в атмосферу множество опасных летучих соединений, начались за 250 тысяч лет до падения чиксулубского метеорита и продолжалось полмиллиарда лет после него (в итоге излилось полтора миллиона квадратных километров лавы). Ученые считают, что именно они могли запустить процесс катастрофического вымирания динозавров в конце мелового периода.

В декабре 2013 года американские геологи отправились в Индию на поиски вулканических пород с содержанием циркона – содержащего уран минерала, образующегося в магме вскоре после извержения. Циркон можно использовать как часы для определения точного возраста породы. В зоне наиболее интенсивной вулканической активности исследователи собрали 50 образцов породы, причем циркон нашли на верхней и нижней границе вулканического слоя. Таким образом, появилась возможность датировать и начало, и окончание извержений.

Ученые провели независимый анализ материала в двух лабораториях (в Принстоне и Массачусетском технологическом институте) – для повышения объективности датировки. Возраст определили по изотопному соотношению урана к свинцу.

Выяснилось, что в изученном районе траппов извержения начались за 250 тысяч лет до удара астероида в Мексиканском заливе и продолжались 500 тысяч лет после него. Однако осталось непонятно, изливалась ли лава беспрерывно, или нужно говорить о вспышках магматизма.

"История вымирания динозавров обретает новые сюжетные повороты. Возможно, их убила серия из двух ударов: вулканы и удар астероида", - заявил один из авторов статьи Сэм Бауринг (Sam Bowring).

Из-за мощных извержений в атмосферу попали сернистые газы и другие соединения в больших объемах, что могло привести к закислению океанов и вымиранию планктона (основы океанических пищевых цепочек). Ученые напоминают, что вулканические процессы сыграли важную роль в двух других массовых вымираниях в истории планеты – пермского и триасового.

Недавно стало известно, что пар на комете Чурюмова – Герасименко не похож на земной. Это поставило под сомнение теорию, что океаны были образованы после падения на Землю больших ледяных комет.