Авторизация
 
  • 19:16 – Отель Элеон 9 серия от 08 12 2016 смотреть онлайн на СТС 
  • 19:16 – Анна-детектив сериал 39-40 серии смотреть онлайн 1 сезон 
  • 19:16 – Молодежка 4 сезон 25 серия 08.12.2016 смотреть онлайн 
  • 19:16 – Отель Элеон 9 серия сериал 2016 смотреть онлайн 

О ракетах и роботах – итоги 2014 года

162.158.78.78

О ракетах и роботах – итоги 2014 года

Рождество по Григорианскому календарю прекрасно подходит для подведения итогов – благо, что солнце как раз поворачивает с зимы на лето и дни начинают прибавляться, гоня отступающую ночь. И хорошо в этот время подводить технологические итоги года уходящего. Особенно – начиная с небесной сферы, которая старательно шлет нам свой свет.

Важнейшим событием для российской технологической сферы в этом году однозначно стоит считать удачные старты новой отечественной ракеты-носителя «Ангара». Они состоялись 9 июля 2014 года, когда с космодрома Плесецк на суборбитальную траекторию был выведен демонстратор технологий, носитель легкого класса «Ангара-1.2ПП», и 23 декабря 2014 года, когда с этого же космодрома был осуществлен испытательный пуск тяжелой версии ракеты-носителя «Ангара-А5».

Итак – что же такое «Ангара», и почему мы уделяем этому носителю такое внимание? Прежде всего, потому, что это редкий случай того, как отечественные наработки индустриального, советского, периода отечественной истории, успешно перенесены в современную, глобализованную постиндустриальную эру. Причем перенесены не с отказом от достижений промышленного прошлого – каковое мы наблюдаем в цехах и НИИ, переделанных в торговые да офисные центры – а с их развитием.

Начнем по порядку. Со старших мастей. Ими являются глобализация и деньги. Так вот – разработчики новой отечественной ракеты разыграли их абсолютно грамотно. Дело в том, что специалисты ГКНЦ имени Хруничева и НПО «Энергомаш» вели работы над «Ангарой» совместно – и частично на деньги – с Республикой Корея, в рамках их космической программы. Первая ступень южнокорейского носителя Korea Space Launch Vehicle #1, KSLV-1 является универсальным ракетным модулем системы «Ангара». Это позволило – после двух неудачных пусков в 2009 и 2010 годах – вывести на орбиту 30 января 2013 года первый искусственный спутник, сделавший Южную Корею одиннадцатой космической державой. (Ранее, 10 декабря 2012 года свой, наблюдавшийся иностранными станциями слежения, аппарат в космос отправила КНДР, ставшая десятой космической державой – то есть Страна Утренней Свежести является «дважды космической»!)

Ну а отечественные специалисты сумели выйти на глобальный рынок, привлечь зарубежное финансирование и получить за счет иностранного заказчика часть драгоценного опыта. Очень важный – хоть и очень редкий – прецедент! Дальше – конструкция и технология. Конструкция «Ангары» очень интересна – она модульна. Унифицированные ракетные блоки УРМ-1 и УРМ-2 позволяют собирать, как в детском конструкторе, носители, выводящие на низкую орбиту нагрузки массой от 1,5 до 35 тонн. Один модуль для легких носителей, три – для средних, пять – для тяжелых, которым является «Ангара А-5».

Модульность конструкции – очень важна. Она позволяет повышать серийность производства, что было императивом еще индустриальной эпохи, позволяло вылизав конструкцию и отработав технологию, понижать себестоимость и повышать надежность унифицированного изделия. Кроме того, модульность позволяет транспортировать ракету «россыпью» по железной дороге – наш работающий космодром Плесецк, и наш космодром строящийся – Восточный – изрядно далеки от промышленных центров, так что логистика весьма важна!

Кроме того – технологии. Прежде всего – двигателя. На новом российском носителе используются самые что ни на есть классические компоненты топлива – керосин и кислород. Они позволяют уйти от проблем, связанных с использованием весьма агрессивной и ядовитой «сладкой парочки» – несимметричного диметилгидразина и азотного тетраоксида, разбодяженного в азотной кислоте. Керосин ракетный тоже специфичен – что обусловлено необходимостью избежать коксования в двигателе – оттирать им грязь явно не стоит, но по сравнению с гептилом – сущая амброзия. А уж жидкий кислород живителен – очень хороша в среднеазиатскую жару охлажденная им вода…

И компоненты керосин-кислород весьма стары. Им наша страна обязана своими первыми космическими успехами. Но вот двигатели «Ангары» – принципиально новы. Это следующий этап развития космических технологий. Двигатели замкнутого цикла, предложенные советским конструктором Алексеем Исаевым – чей «редуктор …» – в 1949 году. В этих двигателях для создания тяги дожигается генераторный газ, который перед этим был употреблен для подачи в камеру сгорания огромных количеств топлива. Очень просто на словах – но крайне сложно в практической реализации. Работы растянулись на десятилетия…

Но результат того стоил – новый отечественный двигатель РД-193, работающий по закрытой схеме с дожиганием окислительного газа, имеет при весе чуть больше пары тонн тягу в вакууме в 212,6 тс, при удельном импульсе (в вакууме же) 337,4 с. Ну а «рабочая лошадка» отечественной космонавтики, РД-107 весом в 1300 килограмм, имеет тягу в 102 тс, при удельной пустотной тяге в 314 единиц. Рост, казалось бы, небольшой – РД-107 эксплуатируется с 1957 года – но крайне важный и достигнутый ценой огромной работы конструкторов и технологов.

В результате страна получила унифицированный носитель, способный закрыть всю гамму космических нужд. «Ангара А5» способна заменить «Протон», закидывая на геостационарную орбиту из Плесецка столько же, сколько «Протон» выводил из более низкоширотного Байконура. Ну а после ввода в действие Восточного и «Ангары А7» – с классификацией носителей предельно просто, номер соответствует числу УРМ в системе – транспортные возможности России существенно превысят имеющиеся ныне. «Ангара А3» заменит украинский «Зенит-2», «Ангара А1.1» – «Космос-3М». Серийность и унификация позволят добиться заметных экономических результатов.

Поволок тяжелую «Ангару» на старт работяга-мотовоз…

Итак, страна получила принципиально новую космическую систему со стартовой массой носителей от 149 до 760 тонн (у перспективной «Ангара А7» – 1154 тонн). Да, система эта наверняка будет нуждаться в достаточно длительной отработке. Будут болезненные этапы конкуренции с существующими системами, густо замешанные на конкретных людских интересах. Будут технические проблемы… Но вектор задан ясно – Россия остается мощной и передовой космической державой и на обозримый период истории.

Есть, правда, серьезные и непраздничные вопросы, которые абсолютно необходимо задать. Очень интересно, какова в бортовой цифровой электронике новой ракетно-космической системы доля отечественных компонентов? Именно отечественных – тут важны не микроны технологий, а национальный контроль над всеми этапами жизненного цикла кристалла, от разработки схемотехники и топологии до установки его в корпус и размещения на плате. Только это застрахует нас от конфузов, вызванных внезапным прилетом из центра Галактики тяжелых заряженных частиц.

И – системы автоматизированного проектирования. Системы автоматизации технологической подготовки производства. Какая доля в них отечественных? Что может оказаться жертвой санкций… И если слишком велика доля «импортного», то не следует поинтересоваться, по какой такой причине такое сложилось? Кто извлек из этого конкретные профиты (ну, сложно ли правоохранителям соотнести официальные доходы и наблюдаемые расходы лиц, причастных к закупкам…)? Как может объяснить свои решения нынче, в условиях санкций (тем, кто будет говорить, что о санкциях и помыслить не мог, нужно верить только в том случае, если предъявят справку о дементности…).

Россия имеет свои традиции развития информационных технологий, связанных с ракетно-космической тематикой. Начиная с работ московской школы небесной механики, созданной такими учеными, как В.В.Степанов, Н.Д.Моисеев, С.А.Казаков, Б.М.Щиголев, Г.Н.Дубошин и Н.Ф.Рейн… (Перу Г.Н.Дубошина принадлежат классические руководства по небесной механике.) Начиная с расчета траекторий первых советских ракет и применения для этих нужд первых ЭЦВМ. Начиная с успешных работ первых космических роботов, «луноходов», отборщиком проб лунного грунта. Хотелось бы надеяться, что эти традиции будут сохранены и развиты!

Читать больше на www.computerra.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter