• 11:31 – Обратная сторона луны 2 сезон 1 и 2 серия смотреть онлайн
  • 11:31 – КВН. Кубок мэра Москвы 04/12/2016 смотреть онлайн

Физики научились читать поврежденные древним вулканом рукописи

162.158.78.178

Физики научились читать поврежденные древним вулканом рукописи

Итальянским физикам удалось расшифровать античные тексты в свитках, спекшихся во время извержения вулкана Везувий, погубившего римские города Помпеи и Геркуланум в 79 году нашей эры. Об этом рассказывается в журнале Nature Communications.

Ученые работали со свитками из знаменитой « Виллы Папирусов », которые пытались прочитать с XVIII века. Однако лава сделала рукописи настолько хрупкими, что любая попытка развернуть их приводит к полному разрушению. Кроме того, чернила в эпоху римской республики изготавливали из смеси угля и камеди, из-за чего они практически не видны на фоне обгоревшего папируса.

Вито Мочелла (Vito Mocella) из неапольского Института микроэлектроники и микросистем и его коллеги обратились к методу рентгеновской фазово-контрастной томографии (ФКТ), который обычно применяется в палеонтологии для изучения окаменелостей: он позволяет заглянуть внутрь объекта, не разрушая его. ФКТ работает на контрастах в скорости прохождения лучей сквозь различные вещества (в данном случае — папирус и чернила).

На электронном синхротроне в Гренобле физики расшифровали несколько букв на одном из свитков. Сравнив тип письма на нем с другими образцами, они заключили, что перед ними — труд Филодема из Гадары, философа-эпикурейца, умершего примерно за век до извержения Везувия. Дальше ученым предстоит сложная задача: ускорить и автоматизировать процесс расшифровки.

Вилла Папирусов (Villa dei Papiri) площадью 2790 квадратных метров была открыта в конце 1740-х годов. Самым важным сокровищем на вилле ученые считают единственную сохранившуюся библиотеку античности — 1800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Пока археологам удалось расшифровать преимущественно философские произведения (труды Филодема, Хрисиппа, Эпикура, Лукреция), однако на еще не раскопанной территории могут скрываться утраченные диалоги Аристотеля, пьесы Эсхила, Софокла и Эврипида, а также неизвестные книги римского историка Тита Ливия.