• 11:14 – Видео с ремонтом дороги в Приморском районе возмутило петербуржцев
  • 11:14 – Тарас Шевченко в "Криминальном чтиве": Сеть восхитила украинская переозвучка
  • 11:14 – Шашлык в гранатовом соке от Николая Тищенко (рецепт)
  • 11:14 – Оптимисты 11 серия 12 серия 13 серия (28.04.2017) смотреть онлайн

Физики научились читать поврежденные древним вулканом рукописи

162.158.79.215

Физики научились читать поврежденные древним вулканом рукописи

Итальянским физикам удалось расшифровать античные тексты в свитках, спекшихся во время извержения вулкана Везувий, погубившего римские города Помпеи и Геркуланум в 79 году нашей эры. Об этом рассказывается в журнале Nature Communications.

Ученые работали со свитками из знаменитой « Виллы Папирусов », которые пытались прочитать с XVIII века. Однако лава сделала рукописи настолько хрупкими, что любая попытка развернуть их приводит к полному разрушению. Кроме того, чернила в эпоху римской республики изготавливали из смеси угля и камеди, из-за чего они практически не видны на фоне обгоревшего папируса.

Вито Мочелла (Vito Mocella) из неапольского Института микроэлектроники и микросистем и его коллеги обратились к методу рентгеновской фазово-контрастной томографии (ФКТ), который обычно применяется в палеонтологии для изучения окаменелостей: он позволяет заглянуть внутрь объекта, не разрушая его. ФКТ работает на контрастах в скорости прохождения лучей сквозь различные вещества (в данном случае — папирус и чернила).

На электронном синхротроне в Гренобле физики расшифровали несколько букв на одном из свитков. Сравнив тип письма на нем с другими образцами, они заключили, что перед ними — труд Филодема из Гадары, философа-эпикурейца, умершего примерно за век до извержения Везувия. Дальше ученым предстоит сложная задача: ускорить и автоматизировать процесс расшифровки.

Вилла Папирусов (Villa dei Papiri) площадью 2790 квадратных метров была открыта в конце 1740-х годов. Самым важным сокровищем на вилле ученые считают единственную сохранившуюся библиотеку античности — 1800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Пока археологам удалось расшифровать преимущественно философские произведения (труды Филодема, Хрисиппа, Эпикура, Лукреция), однако на еще не раскопанной территории могут скрываться утраченные диалоги Аристотеля, пьесы Эсхила, Софокла и Эврипида, а также неизвестные книги римского историка Тита Ливия.