• 21:35 – Денис Вороненков убит по заказу СБУ, чтобы обвинить Россию: эксперты давно предупреждали об убийстве беглого депутата
  • 21:34 – ДТП в Киеве сегодня: на улице Донецкой сожгли Ауди и Акуру - фото, видео
  • 21:34 – Ольга Рапунцель «закатила» ужасную истерику. Видео
  • 21:34 – Трактор с hi-end музыкальной системой за 1800 евро рассекает по полям Турции

Ученые нашли ген уникальности человеческого мозга

162.158.79.77

Ученые нашли ген уникальности человеческого мозга

Немецкие ученые определили ген, делающий человеческий мозг уникальным: ARHGAP11B резко увеличивает количество нейронов в неокортексе — участке мозга, играющем важнейшую роль в мыслительных процессах, работе языка и восприятии. Этот ген присутствует у людей, неандертальцев и денисовцев (но не у шимпанзе). Об открытии рассказывается в журнале Science, а коротко о нем сообщает The Guardian.

За последние семь миллионов лет мозг человека почти утроил свой объем: сейчас в нем содержится около ста миллиардов нейронов, на которые приходится пятая часть от всех энергетических расходов человека. Наиболее активный период роста начался два миллиона лет назад, в эпоху человека прямоходящего.

Роль ARHGAP11B в развитии мозга подтвердили эксперименты на мышах: эмбрионы, получившие инъекцию гена, вырастали с более крупным мозгом. Более того, примерно у половины грызунов образовались характерные для мозга человека складки (они позволяют вместить в объем черепа больше тканей).

Сейчас группа Виланда Хуттнера (Wieland Huttner), директора Института молекулярной клеточной биологии имени Макса Планка, собирается вырастить мышей, у которых этот ген сохраняется во взрослом возрасте. Ученые хотят понять, усилится ли интеллект и память животных.

«Будут ли они лучше обучаться, или память станет лучше? Пока сказать сложно. Кстати, складки на коре головного мозга образовались только у половины мышей. Таким образом, ген является необходимым, но не достаточным условием для этого явления», — заявил Хуттнер.

Наиболее активен ARHGAP11B в стволовых клетках мозга человека, из которых возникают нейроны неокортекса. У животных стволовые клетки делятся только на два нейрона, а у человека они дают гораздо большей нервных клеток. Однако соавторы Хуттнера нашли 56 генов, влияющих на стволовые клетки в мозгу приматов — и примерно четверть их являются уникальными для человека. Скорее всего, они также влияют на развитие мозга Homo sapiens.

«Уникальность человека невозможно объяснить одним-единственным геном. Познание — это комплексный процесс», — заявила нейрофизиолог Марта Флорио (Marta Florio), соавтор статьи.

Также ученые предупреждают, что не следует ожидать появления разумных мышей в их лаборатории. Увеличения числа нейронов в неокортексе недостаточно: мозгу необходимо еще создать функциональные связи из этих клеток, и за это отвечают другие гены.