• 16:21 – Голос 5 сезон 15 серия (09.12.2016) Первый Канал смотреть онлайн
  • 16:21 – Comedy Woman (7 сезон) 47 выпуск 09.12.2016 смотреть онлайн

Астрофизики впервые увидели Крест Эйнштейна от вспышки сверхновой

162.158.78.98

Астрофизики впервые увидели Крест Эйнштейна от вспышки сверхновой

Астрофизики из США, Дании, Франции, Италии и Австралии четыре раза наблюдали вспышку одной и той же сверхновой. Ее изображение сформировало так называемый Крест Эйнштейна. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Science, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте Калифорнийского университета в Беркли.

В ходе наблюдений в ноябре 2014 года, проводимым с космического телескопа Hubble, астрофизикам удалось получить размноженные изображения сверхновой, расположенной в одном из рукавов спиральной галактики. Это звездное скопление расположено на расстоянии 9,3 миллиарда световых лет от Земли.

На изображении видна размноженная в результате гравитационного линзирования сверхновая. В качестве гравитационной линзы выступило скопление галактик MACS J1149.6+2223. Оно расположено прямо перед наблюдаемой сверхновой на расстоянии 5,3 миллиарда световых лет от Земли.

Телескоп, гравитационная линза и галактика за ней

Свет от вспышки сверхновой был усилен (по яркости примерно в 20 раз) и размножен (на четыре изображения, сформировавших Крест Эйнштейна) в результате искажения траектории световых лучей сильным гравитационным полем MACS J1149.6+2223.

Как отмечают ученые, наблюдать световые лучи от сверхновой они смогут еще в течение нескольких лет. Компьютерное моделирование, проведенное специалистами, показало, что на Земле астрономы могли видеть Крест Эйнштейна от такой сверхновой 50 и десять лет назад.

Первая гравитационная линза была открыта в 1979 году. Однако до сих пор ученым ни разу не удавалось наблюдать Крест Эйнштейна именно от вспышки сверхновой (ранее он был зафиксирован для квазаров).

Исследованная сверхновая относится к типу la. Он объединяет группу звезд, возникших после термоядерного взрыва белых карликов и используется в астрономии для определения расстояний до галактик.

Кроме того, ученые полагают, что скопление MACS J1149.6+2223 и его окрестности могут содержать темную материю, а дальнейшие исследования этого участка неба в созвездии Льва помогут пониманию ее природы.