Слово журналиста и закон: как безопасно совместить эти понятия, рассказал Владимир Куранов
О новых законодательных нормах в сфере медиа на Медиасаммите рассказал кандидат юридических наук
мастер-класс Владимира Куранова “Новые законы: все, что важно медиа о них знать”. Фото: ИА PrimaMedia
В рамках образовательного блока Медиасаммита (12+) опытный юрист и член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Пермского края Владимир Куранов провел мастер-класс “Новые законы: все, что важно медиа о них знать”. В нем он рассказал о новых правилах регулирования рекламы в интернете, в том числе и среди блогеров, об особенностях работы с персональными данными, а также о рисках распространения фейков, сообщает ИА PrimaMedia.
Содержание
Реклама или нет?
Самый весомый блок мастер-класса был отведен под рекламу. Именно в этой сфере достаточно много нововведений и подводных камней для журналистов и рекламодателей. Сложности начинаются на самом старте, с вопроса: а что, собственно, является рекламой, а что — нет.
“Всегда важно иметь юридическое понимание того или иного термина. Оно может отличаться от привычного нам бытового. Когда мы говорим о рекламе, мы всегда подразумеваем, что это информация о товаре, услуге, компании или торговой марке, задача которой — привлечь наше внимание, сформировать интерес и побудить совершить конкретное действие, например, приобрести товар или услугу”, — говорит Владимир Куранов, ссылаясь на п.1 ст. Закона о рекламе.
мастер-класс Владимира Куранова “Новые законы: все, что важно медиа о них знать”. Фото: ИА PrimaMedia
Если все эти критерии присутствуют, то такая информация приобретает статус рекламы и должна соответствовать всем требованиям Закона о рекламе: иметь возрастную маркировку, быть добросовестной и так далее.
Однако, несмотря на наличие юридического определения рекламы, на практике, отмечает эксперт, отличить одного от другого бывает непросто ввиду некоего противопоставления Закона о рекламе Закону “О защите прав потребителей”. Так, например, последний обязует продавца, изготовителя или исполнителя, то есть оппонента покупателя, предоставить ему объемный набор информации о себе. В том числе наименование компании, ОГРН, ИНН, адрес, режим работы, информацию о товаре, работе, услуге. И именно на этой почве нередко и возникают споры. Является этой рекламой или же просто предоставлением данных для удобства потребителя?
Не считается рекламой:
— информация о товарах и услугах на официальном сайте или соцсетях производителя;
— обзор нескольких товаров в видеоролике или публикации блогера;
— органичная интеграция с публикации или видеоролике.
Однако во всех этих случаях предоставление данных может быть признано рекламой, если отдельному товару или услуге уделяется особое внимание, а информация о нем преподносится избыточно положительно. На такую рекламу распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе.
“В каждом конкретном случае,если дело дойдет до Федеральной антимонопольной службы (ФАС), правоприменитель будет вникать в конкретную ситуацию и исходить именно из нее”, — отмечает Владимир Куранов.
Особняком стоит вопрос правового регулирования социальной рекламы, которая остается вне коммерческой сферы, но все еще побуждает потребителя к каким-либо конкретным действиям. Так, например, ФАС заявила, что размещение информации о социальных предпринимателях на сайтах поставщиков не противоречит Закону о рекламе и рекламой не является. Размещение информации о проводимых вебинарах на сайте госоргана ФАС также сочла справочной и не подпадающей под действие закона о рекламе.
Нововведение в сфере рекламы и права
Из новшеств в сфере законодательного регулирования рекламы Владимир Куранов отметил законопроект, предложенный ФАС, но еще не внесенный в Госдуму РФ. Он предполагает расширение сфер, на которые не распространяется действие Закона о рекламе.
мастер-класс Владимира Куранова “Новые законы: все, что важно медиа о них знать”. Фото: ИА PrimaMedia
Все кто ждет победы переходим на сайт