Авторизация
 
  • 05:11 – Илью Яббарова отправили в изолятор прямо с лобного места. Видео 
  • 05:11 – Бузова и Тарасов разводятся 2016: Дмитрий спел песню об Ольге 
  • 05:11 – Драка на открытии «Ашана» в Тюмени: вход в торговую зону тюменцы брали штурмом 
  • 05:11 – За живе-3: смотреть выпуск онлайн (эфир от 08.12.2016) 

Невидимки в погонах: на чем базируется стелс-технология

162.158.78.83

Начиная еще с первого конфликта в человеческом обществе началось развитие средств маскировки. До самой середины XX века, для того, чтобы противник не обнаружил твою технику и людей, достаточно было не создавать лишнего шума, соблюдать светомаскировку ночью и максимально сливаться с окружающей обстановкой. Однако появления радиолокаторов, приборов ночного видения, тепловизоров и т.д. заставило инженеров придумывать способы как сделать военную технику невидимой для такого рода устройств.

Технологии снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения при помощи специально подобранных геометрических форм и материалов и покрытий получили название стелс-технологий (от англ. stealth – "уловка" или "невидимый").

КТО СТОЯЛ У ИСТОКОВ

В 1962 году в издательстве "Советское радио" вышла книга Петра Уфимцева с мудреным названием "Метод краевых волн в физической теории дифракции". В ней ученый изложил теоретическую базу, впоследствии легшую в основу стелс-технологий. Согласно выкладкам Уфимцева, если придать летательному аппарату определенную форму корпуса, который в свою очередь изготовлен из специально подобранных материалов и покрыт особым веществом, то он будет минимально отражать сигнал РЛС. К тому же, будет отражать лучи совсем не в направлении принимающей антенны РЛС.

В СССР того времени наработки Уфимцева практической реализации не нашли. В 70-е годы самолетом такой чудовищной (пардон, революционной) формы не смог бы управлять самый подготовленный пилот – слишком неустойчив и капризен он был в полете. А о том, что можно будет рулить таким чудищем при помощи компьютеров, тогда еще не представляли. Кроме того, военным не нравились летные характеристики такого самолета (маневренность, скорость).
Но вот в США милитаристы идеями живо заинтересовались. И в 1971 г. в воздух поднялся-SR-71. При всех его "детских болезнях", самолет можно считать родоначальником всех машин-невидимок. А через несколько лет в обстановке полной секретности начались работы по созданию "стелсов" нового поколения.

Профессор Петр Уфимцев.

SR-71

Первый "стелс" в авиации

Стратегический сверхзвуковой самолет-разведчик ВВС США. Его эксплуатация была карйне дорога. Затраты лишь на один разведывательный полет такой машины составляли $8 млн. При этом из 32 построенных самолетов 12 было потеряно в результате различных несчастных случаев.

B-2

Самый дорогой самолет в истории авиации

Предназначен для прорыва хорошо организованной системы ПВО и доставки обычного и ядерного оружия. Строительство одной машины обходилось в $1,16 млрд. Впервые применен в бою в ходе операции НАТО в Югославии в 1999 г. В прессе время от времени всплывает недоказанная информация о том, что тогда ракетами сербов были сбиты два бомбардировщика В-2.

J-20

"Черный орел" из Поднебесной

Об этом истребителе известно немного. Первый полет совершил в 2011 г. На вооружение поступит в 2017-м. Специалисты отмечают, что в конструкции можно проследить множество аналогичных, а то и полностью скопированных элементов от русских и американских истребителей последних поколений.

La Fayette

Морской призрак

Француский фрегат, несущий ракетное вооружение. Пример того, что на флоте стелс-технологии также востребованы. Антенны спрятаны в обтекаемых мачтах, наружное оборудование скрыто под палубой. Надстройки изготовлены из радиопоглощающих композитов и покрыты краской, "смазывающей" радиолокационный сигнал. На экране радара фрегат выглядит как небольшой катер.

ИГРА В ПРЯТКИ: обмануть антенны локаторов

Основным средством обнаружения летательных аппаратов и судов являются радиолокационные станции (РЛС). Антенна посылает сигнал, который отражается от объекта во все стороны. В том числе и в сторону приемной антенны. По времени, за которое сигнал проделывает путь от РЛС объекта и обратно, вычисляется расстояние. После обработки информации об изменении других свойств сигнала (ослабление, изменение частоты и т.д.) вычислительный комплекс РЛС может выдать еще немало сведений об объекте. Радиолокационная малозаметность достигается ухищрениями, суть которых одна – отразить волны в сторону от РЛС или вообще убрать отражение.

ФОРМА. В поперечном сечении такие самолеты – почти плоские, с минимальным количество выступов. Плавных изгибов в конструкции "невидимок" мало. Вместо них – плоскости, острые углы, отражающие радиоволны куда угодно, но не в сторону радара. Для этой же цели служит V-образное хвостовое оперение.

ПОВЕРХНОСТЬ. Она покрыта особым составом. Падающее на такое вещество электромагнитное излучение заставляет намагниченные частицы, входящие в состав чудо-покрытия, менять свою ориентацию, на что и тратится энергия излучения. Оно поглощается и отражается по минимуму. Кроме того, максимально используются композитные материалы, плохо отражающие радиоволны.

ТЕПЛО. Самолет "светится" не только в луче радиолокатора. Раскаленные двигатель и шлейф газов прекрасно видны в инфракрасном диапазоне. Например, сколько ни старались конструкторы SR-71 (даже цезий добавляли в топливо для снижения температуры выхлопа), самолет отлично обнаруживался по потоку выхлопных газов и нагреву корпуса на высоких скоростях за счет трения о воздух.

Поэтому в дальнейшем применили двигатели, создающие широкий выхлоп с меньшей температурой. Плюс системы принудительного охлаждения.

В результате всех этих ухищрений "стелсы" приобретали все более впечатляющий вид, вскоре распиаренный Голливудом.

ВЫБОР: скрытность vs маневренность

Кинематограф создал летательным аппаратам с применением стелс-технологий этакий ореол сверхоружия. Специалисты же смотрят на этот путь развития вооружений более трезво. Да, скрытность нужна для высокоточных ударов, которые становятся основными в современных конфликтах. А дальше – череда "но". Генеральный конструктор НПО "Люлька- Сатурн " Виктор Чепкин рассказывал, что технология не являлась откровением еще для инженеров СССР. "Но тогда решили, что чрезмерное применение крайне дорогой технологии слишком сужает диапазон боевого применения самолетов. Чисто "стелсовские" самолеты можно применять только для специфических целей", – вспоминает Виктор Чепкин. Такая машина из-за формы и особенностей конструкции тихоходна и неповоротлива. Во-вторых, самолет можно обнаружить визуально и особыми радарами. Кроме того, при открытии бомболюков и на некоторых режимах полета "невидимка" виден даже обычным радарам.

Еще раз напомним, "чудо-оружие" очень дорого. Так, бомбардировщик B-2 стоит $1,16 млрд. Это самый дорогой самолет в истории, а примеров его эффективного использования не густо.

Поэтому наметился более сбалансированный подход – говорят не о "невидимках", а о малозаметных машинах. Причем внутри такого подхода тоже есть нюансы. США отдают все-таки предпочтение незаметности в ущерб маневренности, а вот РФ и Китай намерены иметь в арсеналах более верткие самолеты, но более заметные. В любом случае, стелс-технологии уже навсегда прижились в военной технике.

F-117: СЕРБСКИЙ КОНФУЗ

Трудности, которые сопровождают создание "невидимок", неплохо демонстрирует судьба стелс-бомбардировщика F-117 Night Hawk ("Козодой"). Негласное прозвище машины "Хромой гоблин" метко отражает ее летные характеристики и то, как на первых этапах эксплуатации намучились с ней что инженеры, что пилоты.

Первое боевое применение "козодоев" зафиксировано во время американского вторжения в Панаму в 1989 г.

F-117 немало повоевали в ходе операции "Буря в пустыне" на Ближнем Востоке. В медиа трубили о высокой эффективности "невидимок". Однако многие военные эксперты заявляют, что далеко не все (80-90%) из высокоточных бомб, сброшенных с F-117, попадали в цель.
Но самое интересное было еще впереди.

27 марта 1999 года в ходе наведения справедливости в Югославии посредством бомбежек самолетами США и НАТО городов и инфраструктуры Сербии, F-117 был "приземлен" сербским ПВО. И это всего лишь на третий день боевых действий! Американцы некоторое время даже отказывались признать факт (сегодня обломки того самолета экспонируются в Музее авиации в Белграде). Особенно досадным выглядел тот факт, что расхваленного "невидимку" засек довольно старый советский радар, а уничтожил отнюдь не новый зенитно-ракетный комплекс С-125 "Нева".

Фиаско. На месте падения.

Читать больше на segodnya.ua


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter