• 13:06 – Жить здорово с Еленой Малышевой (06.12.2016) смотреть онлайн
  • 13:06 – Дом2 4593 дня Вечерний / Ночной (06122016) смотреть онлайн

Ученые нашли планету с "адской" атмосферой

162.158.78.242

Ученые нашли планету с "адской" атмосферой

Международная группа планетологов выяснила, что в атмосфере недавно открытой экзопланеты HD189733b царят условия, которые они назвали адскими: температура воздуха на ней превышает 3 тыс. градусов Цельсия, а скорость ветра – 1 тыс. километров в час.

За последнее десятилетие планетологи смогли обнаружить несколько тысяч экзопланет, в том числе несколько десятков "суперземель" и двойников Земли. Часть из них находится в так называемой зоне жизни, где может существовать вода в жидком виде.

Нахождение в этой зоне не гарантирует того, что на планете есть условия для зарождения жизни – у нее может быть парниковая атмосфера, разогревающая поверхность до невыносимых или даже адских температур.

Орельен Виттенбах из университета Женевы ( Швейцария ) и его коллеги нашли крайне экстремальный пример подобной планеты с "адской" атмосферой, изучая облака в воздушной оболочке недавно открытой экзопланеты HD 189733b по данным, собранным наземным спектрометром HARPS и орбитальной обсерваторией "Хаббл".

Данная планета является типичным газовым гигантом из класса "горячих юпитеров", который получил много внимания со стороны астрономов в последние годы из-за близости к Земле и необычной голубой окраски его атмосферы. За это время ученые успели получить ее фотографии в разных диапазонах частот, найти в ее атмосфере углекислоту, воду и кремний, а также выяснить, что звезда постепенно "сдувает" газовые оболочки этого гиганта.

Ученые давно знают о существовании облаков в атмосфере HD 189733b, однако их пока невозможно напрямую увидеть из-за недостаточных мощностей современных телескопов. Поэтому планетологи прибегают к разного рода хитростям для наблюдения за ними.

К примеру, Виттенбах обратил внимание на то, что облака HD 189733b содержат в себе чуть больше натрия, чем окружающие их газовые оболочки. Его группа воспользовалась этим фактом и использовала спектрометр HARPS для составления карты облаков и измерения их температуры и скорости их движения.

Как выяснилось, условия на этом "горячем юпитере" были еще хуже, чем предполагали планетологи – температура воздуха превышает 3 тыс. градусов Цельсия в верхних слоях атмосферы, а порывы ветра могут достигать скорости в 1 тыс. километров в час.

Данную методику изучения атмосферы, по мнению Виттенбаха и его коллег, можно применять и для изучения менее крупных и экстремальных экзопланет. С другой стороны, как признают сами исследователи, для этого потребуется новое поколение спектрографов, и одним из первых таких приборов станет инструмент ESPRESSO, который будет установлен на телескоп VLT в ближайшее время.