• 22:27 – Голос країни 7 сезон 6 выпуск 26/02/2017 смотреть онлайн
  • 22:26 – Главное Итоговая программа выпуск (26.02.2017) смотреть онлайн

Ученые сравнили процесс заживления ран с застежкой-молнией

172.68.65.96

Ученые сравнили процесс заживления ран с застежкой-молнией

Раны и порезы на коже затягиваются по принципу застежки-молнии. Этот процесс на снимках с электронного микроскопа смогли разглядеть немецкие биологи, изучившие заживление кожи на молекулярном уровне. Результаты исследования представлены в журнале Nature Cell Biology.

Заживление раны начинается с того, что клетки кожи с обоих сторон пореза начинают определять друг друга. После этого, используя особые органы (микроспайки, или филоподии ), клетки начинают накладываться друг на друга с помощью ламеллоподий. Потом эти элементы сокращаются, и таким образом закрывают рану подобно молнии. Главную роль на последнем этапе играют микротрубочки (полые цилиндры диаметром 25 нанометров) — они сдвигают оба края «застежки».

«Нас поразила высокая пластичность клеточных мембран. Закрыть рану удалось за очень небольшой срок. Когда пять-десять клеток нашли своих соседей, кожа уже вернулась в нормальное состояние», — рассказал руководитель исследования Ахиллеас Франгакис (Achilleas Frangakis).

Исследователи надеются, что обнаруженный ими сложный механизм поможет в разработке новых лекарственных средств, способствующих ускоренному заживлению ран.

Новые технологии соединения краев ран сейчас нередко опираются на опыт живых организмов. Так, в 2013 году американские биоинженеры позаимствовали принцип сцепления заплатки с поверхностью у кишечных паразитов.