Авторизация
 
  • 07:57 – Comedy Club на ТНТ последний выпуск (02.12.2016) смотреть онлайн 
  • 07:57 – Comedy Woman (ТНТ) 7 сезон 46 выпуск 02.12.2016 смотреть онлайн 
  • 07:56 – Вечерний Ургант. Кристина Орбакайте 02.12.2016 смотреть онлайн 
  • 07:56 – Голос 5 (02 12 2016) 14 выпуск смотреть онлайн 

Ученые разоблачили захват рынка научной литературы издательствами-гигантами

162.158.78.106

Ученые разоблачили захват рынка научной литературы издательствами-гигантами

Доля пяти крупнейших издательств на рынке научной литературы выросла с 20 процентов (на 1973 год) до 50 (2006). «Большая пятерка» (Reed-Elsevier, Wiley-Blackwell, Springer, Taylor & Francis, SAGE) к середине 2000-х добилась не только контроля над рынком, но и огромной маржи — почти 40 процентов. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Венсан Ляривьер (Vincent Larivière) и его коллеги из Монреальского университета проанализировали все научные статьи, опубликованные в 1973 — 2013 годах и проиндексированные в базе данных Web of Science. Чтобы разобраться в запутанной истории смены журналами владельцев, ученые исследовали пресс-релизы издательств, а также слияния и поглощения компаний, работающих в этой сфере.

Выяснилось, что журналы определенной направленности избежали поглощения крупными издательствами — это гуманитарные науки, физика, биология и медицина. Глобальные концерны не заинтересованы в гуманитарной тематике из-за того, что в этой сфере большую роль играют местные языки и культуры. На другом конце спектра — химия, психология, социальные науки: более двух третей журналов по этим дисциплинам издают крупные игроки.

Высокую маржу больших издательств можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, фирмам не приходится платить за статьи и контроль за их качеством — эту функцию взяло на себя научное сообщество. Во-вторых, издатели держат монопольное право на содержание журналов и продают доступ к их цифровым версиям множеству покупателей. Однако для самих журналов переход «под крыло» крупных издательств далеко не всегда дает рост аудитории и цитируемости, выяснили ученые.

Научное сообщество уже начало протестовать против агрессивной коммерческой политики издательств: Ляривьер указывает на кампанию бойкота Elsevier. Многие университеты просто перестают подписываться на журналы, цены на которые неоправданно, по их мнению, высоки. Однако возможности протестовать очень ограничены, так как статусные журналы остаются основным источником научного капитала для ученых. «Пока публикация в журналах с высоким импакт-фактором необходимо для карьерного роста, получения денег на исследования и признания со стороны коллег, крупные фирмы будут удерживать в своих руках систему научных изданий», — резюмирует Ляривьер.

Читать больше на lenta.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter