Авторизация
 
  • 03:16 – Битва экстрасенсов 10.12.2016 (10 декабря 2016): 17 сезон 15 серия смотреть онлайн – покойник в доме 
  • 03:16 – Биатлон гонка преследования женщины 10 12 2016 результаты, кто победил, смотреть онлайн 
  • 03:16 – Очень караочен 10 12 16 с Бузовой: Арбузова и бриллиантик в детстве, почему поменяла цвет волос, успех в сольной карьере, за что ненавидят и откровенные фото 
  • 03:16 – «Битва экстрасенсов» 10.12.16, смотреть онлайн: новая серия не для слабонервных 

XX век. Триумф французской авиации

162.158.78.98

— Сколько нужно французов, чтобы защитить Париж?
— Никто не знает, им это ни разу не удавалось.

Французы воюют неважно - но хорошо воюет французская техника. Боевые самолеты «Дассо авиасьон» отличает одна важнейшая особенность – каждая из выпущенных моделей обладает поразительной победоносной историей!

Когда советские и американские производители авиатехники были вынуждены «продвигать» свой товар, используя громкие лозунги, политические рычаги, а то и вовсе поставлять союзникам раритетную технику в виде «братской помощи» и заведомо невозвратных кредитов, французские самолеты без лишних слов покупали десятки стран на всех континентах Земли.

Репутация не нуждалось в дифирамбах и стендах авиасалонов. По количеству выигранных войн и одержанных воздушных побед самолеты фирмы «Дассо» не имели конкурентов на протяжении всей второй половины ХХ века. Кто бы ни садился за штурвал «Мистэров», «Миражей» и «Ураганов» – победа была у него в кармане.

Реальная выгода оказалась дороже всех политических соображений: французы вооружали всех, кто был готов платить. «Миражи» покупали и просоветски настроенная Ливия, и проамериканская Австралия, и нейтральная Швейцария, и далекая Бразилия. И, конечно же, неспокойный Израиль – именно пилоты Хель-Авир сделали оглушительную рекламу французским самолетам.

5 июня 1967 года, за три часа боевых действий израильская авиация разгромила 19 аэродромов и вывела из строя свыше 300 арабских самолетов. Те из немногих, кто успел подняться в воздух, были вновь сброшены с небес на землю – Дассо Мистэр IV, Мираж-IIICJ и MD-450 «Ураган» захватили абсолютное господство в воздухе.

Главным героем, несомненно, стал легендарный «Мираж». Истребитель с треугольным крылом, ставший символом возрождения Франции из упадка и позора прошедшей мировой войны.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Советские военные советники рекомендовали использовать следующую тактику: молниеносный удар из выгодной позиции и немедленный выход из боя на форсаже, используя лучшую тяговооруженность МиГ-21. В противном случае, «производитель ответственности не несет» – Мираж-IIICJ мало уступал в маневренности МиГу, при этом имел мощнейшее пушечное вооружение (2х30 мм встроенные пушки DEFA против одной 23 мм ГШ-23). Меньшая тяговооруженность и ограничение по допустимой перегрузке (6,7g против 8,5g у МиГ-21) компенсировались грамотной тактикой, опытом и лучшей подготовкой пилотов ВВС Израиля.

Все это дало закономерный результат: 30 июля 1970 года, в ходе знаменитого боя над Синайской пустыней, израильские истребители сбили пять МиГов, под управлением советских пилотов, без потерь со своей стороны.

Мираж IIIСJ 101-ой эскадрильи ВВС Израиля с отметками о 13 одержанных воздушных победах

Сейчас это становится очевидным - конструкторам «Дассо авиасьон» удалось создать наиболее сбалансированный истребитель 2го поколения. В отличие от французов, янки поторопились сделать ставку на воздушный бой на дальних дистанциях с применением ракетного оружия – и проиграли. Уровень технологий 60-х годов оказался недостаточным для воплощения такой идеи в реальность. Тяжелым «Фантомам» приходилось нелегко в «собачьих свалках», где зачастую победителем становился легкий маневренный МиГ. В то же время, советский подход к созданию истребителя 2-го поколения также не может считаться рациональным: примитивный радиолокационный прицел РП-21 (позже – РЛС Сапфир) и всего две УР малой дальности – этого было явно недостаточно.

В отличие от легкого стремительного МиГа, «заточенного» для схваток на коротких дистанциях с использованием пушечного вооружения, французский истребитель оснащался эффективной системой ракетного оружия:

- радиолокационной станцией Томпсон-CTF «Сирано» с инструментальной дальностью действия 50 км (у радара РП-22 «Сапфир» - 30 км, при этом реальная дальность у обоих была раза в 2 меньше). Помимо обнаружения воздушных целей, РЛС «Сирано» имела режим «воздух-поверхность»: оповещение о препятствиях, превышающих заданную высоту и обнаружение радиоконстрастных объектов на поверхности земли.

- Мираж-III стал одним из первых истребителей в мире, получивших индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Система под обозначением CSF97 позволила уменьшить информационную нагрузку на пилота, которому теперь не приходилось периодически отрываться от слежения за воздушной обстановкой и переводить взгляд на приборную панель. Упростилось пилотирование истребителя, повысилась его эффективность в воздушном бою и при атаке наземных целей.

- три ракеты класса «воздух-воздух» - помимо двух стандартных «Сайдуиндеров» с ИК ГСН, на центральном подфюзеляжном узле подвешивалась «Матра» R.511 (или R.530) с полуактивной радиолокационной ГСН и мощной стержневой БЧ массой 30 кг.

Из других французских сюрпризов – в стандартный комплект «Миража» входил ракетный ускоритель многократного включения SEPR 841 (или 844), использовавший в качестве окислителя азотную кислоту (вторым компонентом служил обычный керосин). 80 секунд сплошного огня! – практический потолок «Миража» лежал выше 22 000 м, динамический достигал 29 000 метров.

Dassault Mirage IIIS военно-воздушных сил Швейцарии

Задачи многоцелевого истребителя не ограничивались перехватом воздушных целей – в течение получаса пятеро техников могли превратить «Мираж» в штурмовик или бомбардировщик, установив подвесной пушечный контейнер, дополнительный 340 л топливный бак (вместо ракетного укорителя), бомбы на подфюзеляжном пилоне и блоки НАР на подкрыльевых точках подвески.

Яркая победоносная история, высокие летные характеристики, совершенное БРЭО, широкая номенклатура боеприпасов, комплекты быстросъемного оборудования (вычислители, ПТБ, аппаратура для аэрофотосъемки) – все это способствовало бешеному успеху «Миражей» у зарубежных заказчиков. Некоторые самолеты по желанию заказчика могли оснащаться системой дозаправки в полете. Имелись специальные разведывательные модификации с индексом «R», в том числе наиболее совершенная модификация для ВВС Франции – Мираж-IIIRD с радаром бокового обзора. На базе стандартной конструкции была создана сверхзвуковая «вертикалка» Мираж-IIIV (впрочем, не нашедшая успеха у заказчиков).

Немаловажным был экономический фактор – Мираж-III был в два раза дешевле американского «Фантома» (≈1 млн. долл. против 2,4 млн. долл. в ценах 1965 года). Ко всему, он был проще в эксплуатации и менее требователен к качеству аэродромов (давление в шинах колес шасси составляло всего 5,6 - 9,5 кг/кв. см).

Французы специально позаботились о «братьях наших меньших». Для тех, кому не хватало ни ума, ни таланта даже для обслуживания простого, как табуретка, Мираж-III, была создана его более упрощенная версия «Мираж-5».

РЛС «Сирано» заменили примитивной станцией «Аида», тотальному упрощению подверглись другие узлы самолета. Большая часть «Миражей-5» поставлялись вообще без радара – на освободившееся место под носовым обтекателем перекочевали блоки радиоэлектронной аппаратуры из закабинного отсека, где в свою очередь разместился дополнительный топливный бак. Внутренний запас топлива увеличился на 32%, трудоемкость техобслуживания сократилась до смешных 15 чел.-ч на 1 час полета. В результате, получилось дешевое и сердитое средство для жестоких региональных «разборок». Под стать были и его покупатели – Заир, Колумбия, Габон, Ливия, Венесуэла, Пакистан…

Впрочем, Мираж-5 создавался не для стран третье мира – изначально интерес к данной машине проявили ВВС Израиля, которым требовался неприхотливый ударный самолет для действий в светлое время суток, в условиях безоблачного неба Палестины. После введенного в 1968 г. эмбарго, Израиль с помощью агентов «Моссада» выкрал техническую документацию на «Мираж-5» и наладил его нелицензионное производство под обозначением IAI Nesher. В конце 70-х израильские машины прошли капремонт и были проданы в Аргентину, сменив имя на Dagger. За свою долгую карьеру «Нешеры»/«Даггеры» еще успели покуражиться на Фолклендах, разбомбив с десяток кораблей британской эскадры!

Даггер (Нешер, Мираж 5) ВВС Аргентины. В носовой части заметен черный силуэт атакованного корабля

Первый предсерийный Мираж-IIIA поднялся в воздух 12 мая 1958 года. Серийное производство продолжалось 29 лет – с 1960-го по 1989 гг. Различные варианты истребителя стояли на вооружении 20 стран мира. Лицензионная сборка «Миражей» велась в Австралии и Швейцарии, нелицензионная - в Израиле (IAI Nesher и IAI Kfir).

Мираж-III был лучшим достижением «Дассо авиасьон». Но далеко не единственным шедевром французов!

Охотники за кораблями

Бывает, что поражение в войне стоит настоящей победы. За одного битого двух небитых дают – именно это продемонстрировали события в Южной Атлантике, когда аргентинская боевая авиация едва не разгромила флот англичан.

Фолклендский конфликт (1982 г.) стал новым триумфом французского оружия. И пусть на этот раз победа досталась противнику, но как красиво проиграли! Все мировые телеканалы обошли кадры горящего эсминца «Шеффилд» и обугленной громады вертолетоносца «Атлантик Конвейор».

У аргентинцев было всего пять исправных Dassault-Breguet Super Étendard и к ним – пять противокорабельных ракет «Экзосет». Пять выстрелов. Три попадания. Два трофея. Потери с аргентинской стороны отсутствовали.

Легко представить, как могли развиваться события, если бы в Аргентину успели прибыть все 14 заказанных «Супер Этендаров» и 24 ракеты AM.39 «Экзосет» - британская эскадра полегла бы в полном составе на просторах Атлантики.

За всеобщей истерией вокруг гибели «Шеффилда», никто не обратил внимания, что попавшая в цель ракета не взорвалась – впрочем, надежность взрывателей всегда оставалась больной темой для разработчиков боеприпасов. Фолклендские события вновь подняли до высот потускневший статус французского авиапрома - заказы на ПКР «Экзосет» посыпались, как из рога изобилия.

"Дассо-Бреге Супер Этендар" ВМС Аргентины

Не меньший интерес представлял сам носитель - сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик «Супер Этендар» («этендар» с французского – «боевое знамя»). Первый в мире специализированный носитель противокорабельных ракет среди самолетов тактической авиации. Мощный радар «Агава», сверхзвуковая скорость, система дозаправки в полете, наземное и авианосное базирование – козырей было предостаточно.

Истребители-бомбардировщики данного типа до сих пор стоят на вооружении военно-морских сил Франции и Аргентины. Французские «Супер Этендары» периодически действуют с палубы авианосца «Шарль де Голль»; последний раз они ходили в бой в 2011 г., во время операции НАТО против Ливии.

Увы, «Боевое знамя» не снискало особого успеха на международном рынке вооружений. Помимо вышеупомянутой Аргентины, замечательный истребитель-бомбардировщик заинтересовал только Саддама Хусейна - в вначале 80-х гг. ВВС Ирака взяли в лизинг пять французских «Супер Этендаров».

Причина слабого экспорта «Супер Этендаров» никак не связана с недостатками в его конструкции. Специализированный палубный ракетоносец был неплох. Но французская фирма «Дассо» могла предложить клиентам и кое-что поинтереснее.

Проверенный киллер

Гул авиационных моторов, хлещущая кровь, хрустящий на зубах песок и стрельба до посинения – война стала его родным домом.

Резня в Западной Сахаре, гражданская война в Анголе, Эквадоро-перуанский конфликт Альто-Сенепа, Чадско-ливийская война, восьмилетнее Ирано-иракское побоище, война в Персидском заливе, боевые столкновения греческих и турецких ВВС над Эгейским морем, и вновь – Ливия, где в ходе гражданской войны «Миражи F1» применялись уже обеими сторонами.

Таким был очередной шедевр фирмы «Дассо», вобравший в себя богатейший опыт французского авиастроения. Старый «Мираж-III» возродился в новом облике: классическая компоновка, новая модификация проверенного ТРД Atar-09C, современная версия радара «Сирано» (IV, IVM или IVMR) с новыми функциями и увеличенной дальностью обнаружения. Цифровое БРЭО, новое высокоточное оружие и большая тяговооруженность. Боевой радиус увеличился вдвое. Время дежурства в воздухе возросла втрое!

«Мираж F1» был принят на вооружение ВВС в 14 странах мира. К концу ХХ века многоцелевые истребители-бомбардировщики этого типа были постепенно вытеснены более современными «Мираж-2000», тем не менее, военно-воздушные силы пяти государств по-прежнему продолжают эксплуатацию этого легендарного воздушного киллера, с руками по локоть в крови.

Одним из наиболее сильных эпизодов в боевой карьере «Мираж F1» связан с событиями «танкерной войны» в Персидском заливе: 17 мая 1987 года одиночный истребитель-бомбардировщик ВВС Ирака расстрелял американский боевой корабль USS Stark.

Фрегат потерял 37 человек своего экипажа, общий ущерб от атаки составил 142 млн. долл. Иракский «Мираж» смог беспрепятственно уйти от возмездия, скрывшись от перехватчиков F-15 в воздушном пространстве своей страны. Vive la France!

В гламуре высоких технологий

За окном ХХI-ый век - фирма «Дассо» продолжает удивлять мир своими достижениями.

Французы не торопятся вступать в гонку на создание лучшего истребителя «пятого поколения». Вместо этого, они без лишних разговоров довели до совершенства конструкцию многоцелевого истребителя «Рафаль» и выиграли «тендер века» на поставку 126 истребителей для ВВС Индии.

Доподлинно неизвестно, является ли «Рафаль» самым изящным, среди всех современных истребителей – споры на этот счет ведутся уже ни один год. Но одно известно точно – французский истребитель-бомбардировщик является одним из самых высокотехнологичных серийных самолетов поколения 4+ (плюсы можно ставить до бесконечности).

Перед нами очередная реинкарнация Мираж-III – классическая французская «бесхвостка» с ПГО, выгодно объединяющая в себе высокие летных характеристики и современнейшее БРЭО.

Радар Thales RBE2 AA с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система голосового управления самолетом и встроенная оптоэлектронная прицельная система Optronique Secteur Frontal (OSF) – немногие из конкурентов «Рафаля» могут похвастаться таким оборудованием. Далее – «джентльменский набор» любого современного истребителя, выполненный на самом высоком технологическом уроне: система предупреждения об угрозах SPECTRA, сопряженная со станцией постановки активных помех; защищенные каналы обмена данными, подвесные прицельные контейнеры «Дамокл», контейнеры с разведывательным оборудованием AREOS и любое другое быстросъемное оборудование по желанию заказчика. 14 узлов подвески, масса боевой нагрузки до 9,5 тонн!

Широчайшая номенклатура вооружений – «Рафаль» способен нести и применять практически любое высокоточное оружие, созданное по обеим сторонам океана. Бомбы с лазерным наведением типа «Пэйвуэй», крылатые ракеты Storm Shadow, семейство высокоточных боеприпасов AASM, УР «воздух-воздух» MICA и Meteor, ПКР «Экзосет» - все, вплоть до ракет с ядерной БЧ ASMP-A. Не забыто пушечное вооружение – на истребителе штатно установлена 30 мм пушка с боезапасом 125 снарядов.

Молодой самолет успел приобрести солидный боевой опыт, которому позавидует любой из его ровесников: командировки в Афганские горы, бомбардировки Ливии, стрельба по чернокожим парням в африканских джунглях (операция «Сервал», Мали, 2013 г.).

Дала о себе знать прекрасная родословная: год назад в Интернет просочилось видео учебного боя «Рафаля» и (о ужас!) F-22 «Рэптор». На кадрах заметно, как француз уверенно висит на хвосте «Рэптора», результат 4:1 в пользу «Рафаля».

Старое правило по прежнему в силе – «Увидел «Мираж», не становись в вираж!»

P.S. Фирма «Дассо» получила название в честь одного из лидеров французского Сопротивления, Поля Блока - брата основателя фирмы Марселя Блока. Его подпольная кличка была Char d'Assault (фр. танк)

Палубная модификация Dassault Rafale M

Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter