Авторизация
 
  • 17:41 – Наедине со всеми последний выпуск 08 12 2016 смотреть онлайн 
  • 17:41 – Прямой эфир выпуск (08.12.2016) Россия1 смотреть онлайн 
  • 17:41 – Мужское / женское на Первом выпуск 08.12.2016 смотреть онлайн 
  • 17:41 – Весь коллектив собрался взглянуть на компромат на Илью Яббарова. Видео 

Армения: конституционная борьба за власть?

162.158.78.78

Армения: конституционная борьба за власть?

Модель управления в новой Конституции Армении подозрительно смахивает на советскую, считают эксперты.


На сайте Министерства юстиции Армении опубликованы первые семь глав проекта новой Конституции республики, предполагающего переход от полупрезидентской формы правления к парламентской.


Власть от президента к премьеру


Работа над новой Конституцией началась еще в сентябре 2013 года, когда президент Армении Серж Саргсян своим указом создал специальную комиссию по конституционным реформам. И вот спустя почти два года по итогам обсуждений с экспертами Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы) был представлен проект первых семи глав Основного закона.


Согласно проекту, президент Армении является главой государства, воплощает национальное единение и следит за соблюдением Конституции, но фактически никакой власти у него нет – лишь церемониальные функции.


Президент избирается на семь лет вместо нынешних пяти, причем не общенациональным голосованием, а собранием выборщиков, состоящим из депутатов парламента и избранных представителей органов местного самоуправления, равных по численности количеству парламентариев. Президентский срок предусмотрен всего один, при этом кандидаты должны быть беспартийными.


Высшим органом исполнительной власти становится правительство, которое разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику на основе своей программы. Президент обязан назначить премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. Вооруженные силы подчиняются правительству, а верховным главнокомандующим ВС во время войны является премьер-министр.


При этом если парламентские силы не смогут договориться по кандидатуре главы правительства, Национальное собрание будет распущено.


Плавающая численность мандатов


Согласно проекту новой Конституции, устанавливается очень запутанный механизм выборов в однопалатный (как и сейчас) парламент. Вместо нынешнего количества депутатов (131 человек) в Национальном собрании будет как минимум 101 депутат, избираемых на 5 лет по пропорциональной избирательной системе (по действующей Конституции из 131 депутата 41 избираются по мажоритарной системе).


И хотя власть уступила давнему требованию оппозиции (выборы исключительно по пропорциональной системе), однако все же ввела механизм для сохранения власти в руках правящей Республиканской партии Армении (РПА).


Теперь при отсутствии по итогам выборов у одной из партий или избирательного блока стабильного большинства в парламенте предлагается провести второй этап голосования, в котором участвуют две партии (или блока), набравшие максимальное число голосов. Победитель второго тура получит бонусные мандаты, которые обеспечат ему стабильное большинство в парламенте.


Другим новшеством проекта Конституции является закрепление нескольких депутатских мандатов за национальными меньшинствами республики. Перепись населения Армении 2011 года показала, что на долю нацменьшинств приходится примерно 2,3% населения. Согласно ратифицированной Арменией Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, языками меньшинств в Армении признаны езидский, русский, ассирийский, курдский и греческий.


По словам члена профессиональной комиссии по конституционным реформам, экс-министра юстиции Грайра Товмасяна, хотя теоретически число депутатов может достигать 198, на практике, по расчетам комиссии, в парламенте будет примерно 130 депутатов.


Товмасян также добавил, что второго тура и увеличения количества депутатов можно избежать, даже если ни одна из партий (или партийных блоков) не получит больше 50% голосов:
«Возможен вариант, что если после первого тура две партии, преодолевшие проходной барьер в парламент, заявят, что они вместе уже имеют это абсолютное большинство, и объявят имя своего кандидата на пост премьер-министра, то необходимости в проведении второго тура уже не будет».


Товмасян также отметил, что при парламентской системе правления проблема партийной дисциплины является одной из наиболее важных. По его словам, новая Конституция предусматривает положения, призванные урегулировать данный вопрос: например, если кто-либо покидает фракцию, он не может претендовать на руководящую должность в структуре НС или быть избранным в какую-либо другую фракцию.


Разворот на 360 градусов


Однако самым интересным в процессе принятия новой Конституции является то, с каким рвением представители правящей РПА доказывают ее необходимость и несовершенство действующей Конституции. Хотя всего несколько лет назад в ответ на предложение оппозиции перейти к парламентской форме правления и полностью пропорциональной системе выборов в парламент республиканцы с таким же рвением убеждали, что нынешняя Конституция удовлетворяет всем нуждам Армении, и нет никакой необходимости в ее изменении.


Видимых проблем с внедрением новой Конституции у действующих властей нет, даже несмотря на то, что из ведущих политических сил Армении реформу поддерживает лишь партия АРФ «Дашнакцутюн». Они были фактически ликвидированы с разгромом взявшей на себя роль лидера оппозиции и главного противника конституционной реформы партии «Процветающая Армения», после ухода ее лидера Гагика Царукяна из большой политики.


Однако общественное мнение очень негативно относится к конституционной реформе. Люди уверены, что ее целью является сохранение власти в руках действующего президента Сержа Саргсяна по истечении срока его президентских полномочий (в Армении действует конституционный запрет на избрание в главы государства больше двух сроков подряд).


Поэтому президенту и возглавляемой им РПА все время приходится оправдываться, что целью конституционной реформы не является воспроизводство власти Сержа Саргсяна. Глава республики еще год назад заявил, что в случае принятия новой Конституции не собирается становиться ни президентом страны, ни премьер-министром.


Как заявил по итогам заседаний Исполнительного органа и совета «Республиканской партии Армении» министр-руководитель аппарата правительства Давид Арутюнян, президент сообщил однопартийцам, что не претендует и на должность спикера Национального собрания.


Грайр Товмасян подчеркнул, что Саргсян даже при желании не может стать спикером парламента. «Полномочия президента республики Сержа Саргсяна истекают 9 апреля 2018 года. Выборы в Национальное собрание состоятся в мае 2017 года. Система выборов пропорциональная. Теперь вы мне скажите, как при этой комбинации он станет председателем Национального собрания?» – спросил Товмасян журналистов.


Однако подобные заверения президента и его однопартийцев лишь увеличивают негатив в обществе относительно новой Конституции. Будучи уверенными в том, что Саргсян не собирается уходить из политики (он и сам об этом говорил), люди понимают, что он планирует руководить страной через свой пост главы РПА.


Новая система власти в Армении будет сильно смахивать на модель управления СССР, где реальная власть была у генсека КПСС


А глава правительства, спикер парламента и президент (не имеющий при новой Конституции никакой реальной власти) будут чисто техническими фигурами, вынужденными все свои шаги согласовывать с Саргсяном. Это будет сильно смахивать на модель управления в СССР, где реальная власть была у генсека КПСС, а не у государственных чинов. Есть большие сомнения, что подобная модель управления способна помочь в решении стоящих перед страной проблем. Скорее, может добавить новых.


Айк Халатян


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter