Авторизация
 
  • 11:56 – На ножах 24 выпуск в Нижнем Новгороде 07.12.2016 смотреть онлайн 
  • 11:56 – Пусть говорят с Андреем Малаховым выпуск 07.12.2016 смотреть онлайн 
  • 11:56 – Давай поженимся! на Первом выпуск (07 12 2016) смотреть онлайн 
  • 11:56 – Время покажет выпуск (07.12.2016) Первый Канал смотреть онлайн 

Неизбежные последствия "военно-технического развода"

162.158.78.178

Неизбежные последствия "военно-технического развода"

Протесты, разрывающие Украину, могут погубить военно-техническое сотрудничество с Россией и серьезно усложнить жизнь украинским оборонным предприятиям. Первый вице-премьер Украины Виталий Ярема заявил, что "западные партнеры" требуют, чтобы новое правительство страны разорвало все военно-промышленные связи с Россией. При этом, по его словам, правительство Украины уже готовит меры по компенсации потерь предприятий ОПК и космической отрасли, которые будут неизбежными.

Ситуация осложняется тем, что среди производителей военной техники на Украине есть днепропетровский Южный машиностроительный завод (Южмаш), который в советское время производил самую мощную стратегическую ракету в мире - РС-20 "Воевода" (или, как ее называют в НАТО - "Сатана"). Эта ракета способна доставить восемь мегатонных ядерных зарядов (каждый в 50 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму) на расстояние 16 тыс. км от места запуска.

Ракета настолько мощная, что сейчас снятые с боевого дежурства РС-20 вместо утилизации используют для запусков космических спутников - вместо ядерных зарядов устанавливают космические аппараты и меняют траекторию полета. Чтобы не пугать партнеров, - в основном, западных, - модифицированную под спутники "Сатану" назвали "ракета-носитель "Днепр". При этом запуски производят те же офицеры Российских войск стратегического назначения (РВСН), которые в случае войны точно также запустят и боевые ракеты.

Специалисты Южмаша отвечают за техническую сторону процесса - "перепрошивку" ракет и замену боевой третьей ступени на гражданскую. Кроме того, Южмаш участвовал в техобслуживании "Воевод", которые с советских лет все еще стоят на боевом дежурстве в России. В случае разрыва отношений, Россия перестанет получать и техническое обслуживание от производителя, и столкнется с необходимостью утилизировать все ракеты или срочно налаживать собственное производство необходимых для поддержания летной годности деталей.

Однако, это не самое страшное, что может произойти. В конце концов, у России есть и другие стратегические ракеты - "Тополь-М", "Ярс", УР-100, которые в совокупности вполне заменят потенциал "Сатаны". Зато у Южмаша в отсутствии контрактов с Россией могут появиться другие партнеры, мечтающие заполучить технологии производства этих ракет.

Ядерная Украина

В СМИ уже просочилась информация, что Южмаш ведет переговоры с Турцией и Китаем о продаже технологий по производству "Сатаны". И хотя сам Южмаш категорически опровергал эти сообщения, МИД России выступил с официальной просьбой к украинскому руководству не распространять эти технологии. А МИД, как известно, оперирует данным не только из СМИ, но и из других, менее публичных источников.

Кроме того, после отделения Крыма, украинские политики намекнули, что Украина может возобновить ядерный статус. И тогда РС-20 вполне может стать востребована в самой Украине.

Главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин пояснил «Миру и политике», что Южмаш технически способен производить "Сатану"/"Днепр" без участия российских партнеров, однако отметил, что задачи делать столь тяжелую ракету перед ним сейчас не стоит.

- У них и без этого много работы. Я там был в начале апреля, они процветают. У их инженеров самые большие зарплаты на Украине. Южмаш работает с США, делает первые ступени для ракеты Antares. У них есть хорошая ракета "Циклон". Они надеются возобновить работы по программе "Морской старт", готовят сейчас следующий пуск, хотя, конечно, он будет зависеть от РКК "Энергия", - пояснил Дворкин.

Он подчеркнул, что с технической точки зрения, чтобы наладить полный цикл производства ракеты-носителя "Днепр" (гражданский аналог РС-20), Южмашу придется освоить производство системы управления ракеты, а также полностью восстановить производственный цикл.

- Производство будет отлаживать сложно. Они сейчас не производят эти ракеты, а используют те, которые были изготовлены в Советском Союзе. Но если власти решат нарушить безъядерный статус страны, - а я бы не рассматривал такой вариант чисто теоретически, потому что это приведет к санкциям и возмущению всего мирового сообщества. Но если это произойдет, то, конечно, на Украине возможно производство этой ракеты. Они полностью не делали систему управления - здесь нужна кооперация с Россией, - пояснил Дворкин.

При этом он подчеркнул, что сейчас никаких признаков сворачивания кооперации с Россией на Южмаше не наблюдается.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов пояснил «МП», что из 308 изначально стоявших на боевом дежурстве СССР ракет РС-20, сейчас "в строю" остались около 30. И, чтобы продлить их срок службы, требуется помощь Южмаша.

- Каждый год для продления ресурса приезжала сервисная группа Южмаша, которая подписывала соответствующие акты. После разрыва отношений, они приезжать, по всей видимости, не смогут. Конечно, это неприятно, но поскольку РС-20 уже доживают свой век, скоро эта проблема в любом случае отпадет, а так это произойдет немножко раньше, - отметил Коновалов.

Он добавил, что сейчас под вопросом другой проект - заказ у Южмаша третьей ступени для перспективной российской тяжелой ракеты, которую разрабатывают на замену "Сатане".

- У нас принято решение на замену "Воеводы" на другую тяжелую ракету, и была идея заказывать третью ступень для нее на Южмаше. Сейчас, скорее всего, этот вариант будет пересмотрен, - отметил Коновалов.

Вертолет без винта

Разрыв отношений с Южмашем станет не самой большой проблемой, в случае, если военно-техническое сотрудничество между Россией и Украиной будет заблокировано. Намного серьезнее обстоит ситуация с вертолетными двигателями, которые в России самостоятельно не производятся - все российские вертолеты комплектуются украинскими моторами производства запорожского концерна "Мотор-Сич" (в советский период - Запорожское производственное объединение "Моторостроитель").

В первую очередь это один из самых популярных двигателей - ТВ3-117 различных модификаций, которые ставят на практически все модели вертолетов "Миля" и "Камова" - Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-27 и другие машины, в том числе новейшие Ми-28 "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор", а также Д-136, разработанный для тяжелого транспортного вертолета Ми-26. Часть двигателей ТВ3-117 собирает российское ОАО "Климов", но из украинских же комплектующих). Создание автономного производства потребует времени и денег, подчеркивает украинский военных эксперт, доцент Харьковского национального университета имени Каразина.

- Под Питером (на заводе "Климов") идет, в основном, сборка двигателей из украинских комплектующих. Теоретически, при вложении определенных средств, можно добиться производства этих двигателей полностью в России. Но это вопрос времени - насколько это все затянется, - и цены, потому что развертывание этого производства все эти годы откладывалось из-за того, что запорожские двигатели получались существенно дешевле российских. Соответственно, даже когда производство будет налажено, вертолет с российскими двигателями будет дороже, - пояснил Целуйко.

Он отметил, что при цене двигателя около $1 млн., разница в стоимости может достигать 50%. Поэтому покупатели российских вертолетов вполне могут столкнуться с необходимостью отдельно заказывать вертолеты в России, и отдельно - двигатели на Украине.

При этом Целуйко подчеркнул, что в отличии от Харькова и Донецка, в Запорожье поддержка России существенно меньше, поэтому даже в случае изменения геополитической обстановки в стране, этот регион останется подконтрольным Киеву.

- В любом случае ключевые украинские предприятия, которые важны для военной промышленности России, остаются за пределами досягаемости России в случае прекращения военно-технического сотрудничества, - пояснил Целуйко.

Он добавил, что кроме "Мотор-Сич", ключевую роль в ВПК России играет и украинский «Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря" — "Машпроект"» из Николаева, который производит газотурбинные двигатели для новейших российских кораблей.

Разрыв с Украиной по линии ВТС может ослабить ВПК России, считает Александр Коновалов. При этом он исключил, что Европа на этом фоне начнет менять военно-промышленную политику в отношении России.

- Европа и так настроена пацифистски, поэтому снижать уровень вооружения там, фактически, некуда. Вероятно, из-за ослабления России будут замедлено развертывание каких-то перспективных программ и проектов, но отказа от них, безусловно, не будет, потому что Россия, по мнению европейцев, склонна разрушать систему международной безопасности, - пояснил Коновалов.

Он подчеркнул, что на фоне антироссийской полемики США сможет развернуть в Польше и Чехии элементы глобальной системы противоракетной обороны, спор о создании которой ведется последние несколько лет.


Николай Громов Источник: mir-politika.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter