Авторизация
 
  • 05:32 – Аферисты в сетях 2 сезон 2 выпуск (02.12.2016) Пятница смотреть онлайн 
  • 05:32 – Comedy Баттл. Новый сезон 36 серия 02/12/2016 смотреть онлайн 
  • 05:32 – Comedy Club на ТНТ последний выпуск (02.12.2016) смотреть онлайн 
  • 05:32 – Comedy Woman (ТНТ) 7 сезон 46 выпуск 02.12.2016 смотреть онлайн 

Античность с интернетом: что происходит с медиа

162.158.78.229

Античность с интернетом: что происходит с медиа

Почти в каждом российском регионе не менее трети граждан сталкиваются с монополией одной точки зрения в СМИ.


Последние три года в ноябре наша система массовой информации сталкивается с острым кризисом доверия. В 2013 году он был связан с массовым отзывом лицензий у банков: успокаивающим заявлениям в официальных медиа не верили, ЦБ по традиции не комментировал работу действующих банков, а вкладчики за считанные дни «выносили» их, реагируя на сомнительные смс и посты в социальных сетях. Год назад место банков занял рубль. Теперь же пришло время «Платона» – не античного философа, а системы сбора денег за проезд тяжелых грузовиков по дорогам.


Дальнобойщики протестуют по всей стране. Их требования и масштабы акций игнорируют федеральные телеканалы и официальная пресса в регионах. Зато активно освещает сопоставимая с ними по аудитории социальная сеть «Вконтакте». Уровень обсуждения в сети – на любой вкус. Кто-то пишет, что «Платон» противоречит ст. 74 Конституции (запрещает необоснованные сборы на перемещение товаров внутри страны – Forbes) и пророчит сильный рост цен в магазинах. Другие изучают состояние владельцев системы в рейтинге Forbes и сравнивают их с запрещенной в России организацией.



Все эти люди делают работу вместо журналистов, в том числе оплачиваемых из государственного бюджета: в этом году только на прямые субсидии СМИ выделено почти 130 млрд руб.


Если бы все медиа выполняли свою работу, обсуждение было бы более спокойным, взвешенным.


Журналисты отсеяли бы очевидную чепуху и достучались до чиновников, которые недоступны «диванным аналитикам». Но этого не происходит – институт массовой информации не выполняет функцию.


Условия для комфортной работы этого института – даже не в период кризиса, а в повседневном режиме – исследовал фонд «Медиастандарт», составляя рейтинг регионов по уровню развития медиасферы. Созданы ли в регионах условия, чтобы ситуация, подобная «Платону», была невозможной? Могут люди получать интересующие их новости из средств массовой информации, или как во времена Платона вынуждены узнавать их от друзей и глашатаев на рыночной площади?


Ответ такой: положение более чем в половине регионов этому не способствует.


Рейтинг на удовлетворительном уровне и выше (А и В) получили лишь 39 регионов из 85, в лидерах с большим отрывом – Москва и Санкт-Петербург. В 46 регионах (рейтинги C и D) институт работает неудовлетворительно, а в девяти из них и вовсе критическая ситуация.


Как правило, неудовлетворительный рейтинг совпадает с низкими запросами населения на получение разноплановой, в том числе критической информации из медиа, проблемами с доступом к разным СМИ (в том числе интернету и прессе). Но в семи регионах обнаружена ситуация, когда запрос жителей на качество информации и возможности ее получать высок, но не удовлетворяется. Такая ситуация в Смоленской, Владимирской, Ивановской, Магаданской области, Еврейской и Чукотской автономной области, Северной Осетии.


Другая крайность – запросы аудитории на качественную информацию велики, а региональный контент слабый (Камчатский край, Карелия). Либо доверие аудитории к местным медиа высокое, а контент все равно слабый, как в Ямало-Ненецком автономном округе. Последний, кстати, в лидерах по расходам бюджета на поддержку СМИ – 4500 руб. на каждого жителя или 2,46 млрд руб. (данные за 2014 г.). На эти деньги каждому жителю можно купить по две годовых подписки на журнал Forbes, а общие расходы сопоставимы с бюджетным финансированием агентства ТАСС. С такой поддержкой нетрудно повысить контент хотя бы до уровня Пермского края, бюджет которого поддерживает медиа из расчета 15 рублей на одного жителя.


То, что вопрос доверия – не праздный, показывают результаты массового опроса. В исследовании участвовали от 300 до 500 респондентов в каждом регионе. Среди вопросов – критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, особенно интернету и ТВ, доверие к местным и региональным медиа.


Оказалось, что в любом регионе большинство населения доверяет СМИ: от 76% в Чечне до примерно 60% в столицах. Наименьший уровень – в Ингушетии (52%) и Дагестане (58%), который кстати стал одним из центров протестов дальнобойщиков. С другой стороны, в более трети жителей практически в каждом регионе регулярно сталкиваются с обманом, навязыванием одной точки зрения в медиа. Больше всего таких людей в Санкт-Петербурге (48% респондентов), Москве (46%) и Калининградской области (44%). И это регионы с рейтингом А, то есть с относительно комфортными условиями для работы, реальной конкуренцией между редакциями.


Впрочем, те, кто сталкиваются с манипулированием, научились защищаться.


Критически настроенную часть граждан уже не так просто обмануть: в разных регионах от 71% до 87% респондентов в случае недоверия станут проверять информацию в других медиа, искать альтернативные точки зрения. Многие отметили, что искать альтернативу будут в интернете. И это прежде всего молодая аудитория, для которой телевизор стал дополнительным медиа. Это видно из графика.


Античность с интернетом: что происходит с медиа
http://news-rbk.ru/uploads/posts/2015-12/news-rbk.ru_antichnost-s-internetom-chto-proishodit-s-media_2.png


Здесь распределены ответы 27 800 человек из 34 000, которые ежедневно читают интернет более часа или смотрят телевизор более двух часов (либо и то, и то другое сразу). Если мы посмотрим респондентов, которым 18 лет, то среди них чистая интернет-аудитория составляет более половины – 50,4%. Остальные относятся к смешанной аудитории, которые как относительно много читают в интернете, так и смотрят телевизор. В группе с 18 до 25 лет только интернет-аудитория стабильно высока – более 45%, с 25 до 35 лет – в диапазоне 30–40%. При это количеством людей в этом возрасте, которые ежедневно получают новости только из телевизора, как правило находится в пределах статистической погрешности (1–2%). Чистая телеаудитория начинает доминировать лишь среди людей старше 47 лет.


Дмитрий Казьмин


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter