Авторизация
 
  • 12:36 – Битва экстрасенсов 17 сезон выпуск от 3.12.2016: смотреть онлайн 14 серия на ТНТ 
  • 12:36 – Биатлон спринт женщины: смотреть онлайн гонку на 7,5 км 3 декабря 2016 
  • 12:36 – Битва экстрасенсов 17 сезон 14 серия смотреть онлайн выпуск от 03.12.16 
  • 12:36 – Шоу «Голос», 5 сезон 14 выпуск: смотреть эфир от 2.12.2016 

Региональные власти решат, как выбирать мэров и какие полномочия у них отобрать

162.158.78.151

Региональные власти решат, как выбирать мэров и какие полномочия у них отобрать

Реформа местного самоуправления (МСУ) приобретает завершенные черты — российские регионы смогут самостоятельно решать, оставлять ли прямые выборы глав городов и районов, а также забирать у муниципальных образований большую часть «денежных» полномочий, гласят поправки ко второму чтению законопроекта об МСУ. Власти и прокремлевские эксперты говорят о большей демократичности системы, критики закона предупреждают о возможных конфликтах между губернаторами и властями на местах.

Ко второму чтению в законопроекте, вносящем изменения в законы об МСУ, от первоначальной версии осталось появление двух новых типов муниципальных образований (МО) — городских округов с внутригородским делением (ГОВД) и внутригородских районов. В остальном законопроект сильно преобразился.

ИЗЪЯТИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Регионы смогут отбирать у местного самоуправления большую часть полномочий, гласят появившиеся поправки в законы об МСУ и о принципах организации региональных законодательных и исполнительных органов власти. Речь идет, к примеру, о дорожной безопасности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжении населения, вывозе мусора и т.д. — решение о том, забирать ли эти полномочия, региональные заксобрания смогут принять специальными законами. Впрочем, в случае ГОВД регион может и дополнить муниципальные полномочия «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств», однако список таких «дополнительных вопросов местного значения» в тексте не уточняется.

Среди тех полномочий, которые регион не сможет забрать себе, перечислены лишь те, без которых совсем уж не обойтись, указывает собеседник РБК, близкий к администрации президента. Их перечень дублирует Конституцию России. Кроме того, поправками из закона об МСУ изъято упоминание о части имущества, которое может принадлежать муниципалитетам: в частности, объекты ЖКХ, дороги, жилфонд для малоимущих, имущество для лечения населения, противопожарных мер, вывоза мусора и т.д., следует из изъятого списка.

ВЫБОРЫ НА УСМОТРЕНИЕ РЕГИОНОВ

Думский комитет по местному самоуправлению, одобривший вчера поправки, решил, что в России могут сохраниться прямые выборы глав муниципальных образований и депутатов всех уровней, но проводить выборы или нет должно решить по своему усмотрению заксобрание каждого региона. Ранее предлагалось отменить прямые выборов мэров крупных городов и депутатов гордум. «Главная новация заключается в том, что мы даем возможность именно в рамках каждого конкретного субъекта РФ определять способ избрания органов МСУ», — заявил вчера соавтор законопроекта, депутат-единоросс Вячеслав Тимченко.

Главы муниципальных образований любого уровня могут быть либо избранными на прямых выборах, либо назначенными из числа депутатов.

В первом случае глава МО может самостоятельно возглавить администрацию МО (то есть в случае городов сам стать сити-менеджером). При этом он может войти в состав собрания депутатов, но не может быть его председателем. Во втором случае глава МО становится председателем представительного органа.

Глава администрации (сити-менеджер), как в случае прямых выборов главы МО, так и в случае его назначения из числа депутатов, назначается специальной комиссией. В случае назначения главы администрации МО второго уровня (МР, ГОВД) комиссия формируется из представителей губернатора и заксобрания МО на паритетной основе. В случае МО первого уровня она состоит из представителей главы города или района, в состав которого входит само МО, и представителей местных депутатов.

РАЗНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ ОДИНАКОВЫХ ОРГАНОВ

Поправки гласят, что прямым голосованием избираются депутаты первого уровня, то есть городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, городских округов без разбивки на внутригородские районы, внутригородских районов, внутригородских районов городов федерального значения.

Депутаты второго уровня (муниципальных районов и ГОВД) могут либо избираться на выборах, либо делегироваться из входящих в состав МР глав поселений и депутатов первого уровня (в случае муниципальных районов), либо только из депутатов первого уровня (в случае ГОВД). Схема избрания депутатов также будет определяться региональным законом.

Регион может по своему усмотрению назначить разные схемы для однотипных муниципальных образований. К примеру, «дума Московской области может для всех городских округов определить форму избрания главы только из состава представительного органа, а для муниципальных районов — только прямые выборы главы, а может конкретно для Домодедова — прямые выборы, а для Химок — из состава депутатов», — говорил ранее РБК Тимченко.

РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Один из главных смыслов реформы — дать регионам возможность самим «собирать мозаику из возможностей», которые им предоставляет законопроект, говорит председатель совета директоров ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. «Фактически регион получает обширный набор инструментов тонкой настройки схемы местного самоуправления на своей территории, — считает он. — В дополнение к существующим моделям регионы теперь могут выбрать двухуровневую систему формирования городских дум. Так же и с полномочиями — регионы будут решать, кому дать дополнительные полномочия вместе с ресурсами на их исполнение. Но при этом у всех муниципальных образований есть неснижаемый объем полномочий, которые муниципалитеты получат в любом случае».

Бадовский говорит, что при таком подходе губернаторы не смогут уходить от ответственности и объяснять собственные недоработки отсутствием полномочий и неэффективностью муниципальной власти. По его словам, в законопроекте учтены многие предложения ИСЭПИ.

В результате реформы сфера местного самоуправления будет больше регулироваться региональной властью, считает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, следовательно, определение устройства МСУ на уровне субъекта РФ станет дополнительным рычагом во взаимоотношениях с местными элитами, в том числе в городах. «Здесь важно не поддаться соблазну и не начать зачищать неугодных лично губернатору глав муниципалитетов. Консенсус региональной и местной элиты и их лидеров должен быть «вежливым», не создающим политических тупиков». Как выглядит структура городской власти, должен решать не регион, а горожане, считает избранный от «Гражданской платформы» мэром Тольятти Сергей Андреев. «Современные горожане, по крайней мере жители крупных городов, вполне способны принять решение. Это можно сделать либо на референдуме, либо голосованием городской думы», — рассуждает он.

Исключение полномочий уведет деньги из муниципалитетов, сделав их просто статистами, не исключает близкий к Кремлю собеседник: регион сможет забрать себе те полномочия, которые приносят деньги МСУ. Политически это неэффективный инструмент: забрать полномочия у неугодного мэра означает снять с него ответственность за хозяйство и развязать руки для демагогии.

Законопроект в нынешнем виде — результат того, что федеральной власти не удалось согласовать интересы с регионами и муниципалитетами и навязать им единую для всей страны модель местного самоуправления, говорит политолог Ростислав Туровский. «Сейчас власти вряд ли будут спешить — для начала проведут эксперименты по введению этой модели в отдельных регионах. При этом реализация реформы может пройти непросто. Двухуровневая система несет в себе определенные риски, например может начаться дележ полномочий и конфликты между разными уровнями власти», — предполагает он.


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter