Авторизация
 
  • 13:06 – Х-фактор-7: смотреть 16 выпуск онлайн (эфир от 10.12.2016) 
  • 13:06 – Битва экстрасенсов 17 сезон 15 выпуск ТНТ 10.12.16: тайны московского цирка 
  • 13:06 – Фигурное катание Финал Гран-при: произвольная программа у женщин, смотреть онлайн 
  • 13:06 – ДТП под Оренбургом 10 декабря 2016 (10.12.2016): 7 человек погибли, видео с места происшествия, последние новости 

Что притягивает восток Украины в России?

162.158.79.137

Что притягивает восток Украины в России?

Если верить кремлевским СМИ, угнетенное Киевом русскоязычное население в Донецке и на Украине проливает кровь, чтобы вернуться к матушке России. Но на самом деле это не так.

По последним данным Киевского международного института социологии, лишь четверть жителей Луганской и Донецкой областей высказывается за присоединение Восточной Украины к Российской Федерации. Более половины опрошенных однозначно против аннексии, а остальные полагаются на судьбу и ждут разрешения ситуации. Что любопытно, руководство института не скрывает своих пророссийских настроений, поэтому можно предполагать, что статистика не была приукрашена в сторону сторонников единства Украины. Хотя те, кто поддерживают аннексию остаются в меньшинстве, эта группа составляет около полутора миллионов человек. Что же их притягивает в России?

Исторический аспект: Донбасс, как трудовой лагерь

Собственно, из него проистекают все прочие аспекты. Прошлое восточной Украины неразрывно связано с Россией, оно позволило сформироваться тем связям, при помощи которых Путин сегодня привлекает граждан этого региона на свою сторону.

Но не весь восток говорит в один голос. Жители Сумской, Днепропетровской или Полтавской области, то есть территорий находящихся от России не дальше, чем Донецк и Луганск, не проявляют сепаратистского энтузиазма. Свои предпочтения они продемонстрировали, например, на прошлых выборах: если Донбасс был стабильным политическим тылом коммунистов и Януковича, то большинство жителей, допустим, Полтавы голосовали за проевропейских кандидатов, а в начале этого года поддержали Майдан.

Различия во взглядах населения Восточной Украины можно обнаружить уже в XIX веке, во времена Николая II. Тогда на неосвоенных территориях появился Донбасский угольный бассейн, который позже развивался за деньги СССР. «Темпы урбанизации и индустриализации в 30-е годы были очень высокими», - подчеркивает профессор Александра Гнатюк (Aleksandra Hnatiuk) из Центра исследований Восточной Европы Варшавского университета. Однако за модернизацию Донбасса пришлось заплатить большими жертвами. «В 30-е года после сталинских чисток, коллективизации и голодомора донбасские села обезлюдели. А территорию в духе социальной инженерии генералиссимуса заселили русские, - рассказывает Виталий Перкун из Академии наук Украины. - Постепенно это население стало субстратом для советского продукта без корней и национальной идентичности. Это ни русские, ни украинцы, а просто советский народ». Многие люди на востоке Украины чувствуют себя таковыми до сих пор.

После Второй мировой войны русско-украинский плавильный котел дополнили рабочие из других республик СССР. Их принудительно свезли в окрестности Донецка для послевоенного восстановления разрушенных заводов и шахт.

«Донбасс стал трудовым лагерем для всех, без разделения на национальности. В качестве пленных привозили также работников из Силезии. Важны были руки и квалификация, а не происхождение», - объясняет Александра Гнатюк. Кому довелось попробовать донбасской жизни, пытался оттуда сбежать, особенно в 80-е, когда СССР погрузился в кризис. Среди львовян, попадавших туда не по своей воле, была даже в ходу пословица «В сторону Донбасса - ладно, а обратно с голым з***» То есть уезжали ни с чем.

Национально-социальный аспект: Homo soveticus и тоска по коммунизму

По подсчетам советских ученых, в Донбассе жило 100 этнических групп, общим знаменателем которых стала советская идентичность и руководство Москвы. А еще профессия: большинство жителей региона происходили из рабочей среды, которой были близки социалистические лозунги и обещания приближения коммунизма. Была работа, и это было самое главное.

А после распада СССР работы не стало. «Люди были выброшены из общества, - говорит Александра Гнатюк. - У простого рабочего не было причин испытывать симпатии к Украине, как к новому государственному образованию».

Национальную независимость сопровождало резкое ухудшение экономической ситуации. «И это, несомненно, помешало принять украинское государство, как "свое собственное"», - заключает Нелли Бекус-Гончарова из Экстерского университета.

Согласно исследованию, которое в середине 90-х годов провел Ярослав Грицак из Львовского университета, на вопрос о национальности большинство жителей Донбасса отвечали «мы люди советские». Советская идентичность и украинское гражданство заместили ощущение принадлежности к русским или украинцам. «Вдобавок киевская власть при Кравчуке и Кучме ничего с этим не делала, - объясняет Виталий Перкун. - Не было программ по формированию самосознания или курсов, учащих патриотизму. Не объяснялось, что может следовать из общности культурных кодов».

Зато эти люди прислушивались к политическим лозунгам коммунистов и Партии Регионов во главе с Виктором Януковичем. Эти политики знали, как ответить на запросы советского народа. Они не заставляли быть украинцами, позволяли чувствовать симпатии к России, культура которой была населению ближе, чем культура вестернизирующейся киевской власти. Они изолировали Донбасс, как «собственный советский остров». И шли навстречу ностальгии по коммунизму.

Однако избирателями партии Януковича были не только русские (к этой национальности причисляет себя 30% населения региона) или пророссийские и русскоязычные жители. «Ошибочно отождествлять русское меньшинство с антиукраинскими течениями, - говорит Радзислава Горат (Radzislawa Gortat) из варшавского университета. - Многие русские не против Украины, они ассоциируют себя с этим государством. Но их решениями управляет пропаганда, военные действия».

Религиозный аспект: мы православные

Ощущение принадлежности к восточному культурному кругу и Украинской православной церкви Московского патриархата - это один из важнейших элементов, формирующих идентичность украинцев в восточных областях. Оно выражается в оппозиции к Грекокатолической церкви запада страны или Православной церкви Киевского патриархата. Это значит, что более 31% украинцев, преимущественно из района Донбасса, остается под влиянием связанных с Москвой иерархов.

«А они имеют большой вес на востоке Украины уже с конца XVII века, когда Московская церковь приняла управление над Киевской, постепенно ликвидировав независимость Православной украинской церкви, - комментирует Виталий Перкун. - Московская церковь старалась стереть культурные, религиозные и политические отличия украинцев, использовала лозунги "православной ойкумены", "православного мира". Доктрина "ойкумены" говорит о противостоянии "агрессивному Западу", который вместе с католицизмом планирует подчинить себе восточных славян. Homo soveticus оказывается очень восприимчивой почвой для лозунгов. Это показывают высказывания жителей Донбасса: "мы не позволим, чтобы нами, православными. Завладела киевская хунта"», - поясняет историк.

Московский патриархат делает акцент на «православной цивилизации» как единственном культурном коде Украины, России и Белоруссии. Это пересекается с планами Путина, который стремится восстановить советскую империю.

Аспект ощущения собственной значимости: мы кормим Украину

Долгие годы среди жителей Восточной Украины царило убеждение, что Донбасс содержит всю Украину: ведь у них находятся самая развитая добывающая промышленность и машиностроение, Донецкая и Луганская область производят вместе 17% ВВП страны.

«Жителям региона кажется, что они - стрелка весов на политических выборах на Украине, - говорит Александра Гнатюк. - Сложно сейчас им объяснить: дорогие, вы не самые важные. Их можно сравнить в какой-то мере с польскими шахтерами после смены политического режима, которые до этого привыкли к особому отношению властей. Только в Донбассе не было этоса труда, как у нас. Там есть дикий капитализм в советском исполнении».

Привилегии, которыми пользовался раньше рабочий класс в регионе, приучили его к мысли о самостоятельности и самодостаточности. Можно даже рискнуть сказать, что донбассовцы привыкли к собственному государству. «И в этом есть доля исторической правды. Когда в 1918-1920 годах была провозглашена Украинская народная республика, о независимости объявили Донецко-Криворожская советская республика, а рядом - Одесская советская республика, - говорит Нелли Бекус-Гончарова. - Это, конечно, не были настоящие государства, но само провозглашение независимости показывает неоднозначность вопроса границ и их расположения на этой территории».

Только в действительности угольная промышленность Донбасса получает большие дотации из Киева. «Регион приносит огромные убытки финансовой системе, - говорит Аркадиуш Сарна (Arkadiusz Sarna) из варшавского Центра восточных исследований. - Вопрос в том, учитывает ли этого Путин в своих решениях».

Экономический аспект: бизнес под столом

«В конфликте на востоке мало кто руководствуется рациональными аргументами, - рассказывает Аркадиуш Сарна (Arkadiusz Sarna). - Преобладают эмоции, которые направляет российская пропаганда и страх». «Люди не смотрят на ситуацию с перспективы плюсов дальнейшего пребывания в границах Украины или присоединения к России. Они заложники стереотипов, которые складывались десятилетиями», - добавляет Виталий Перкун.

Это не меняет того факта, что экономические отношения Восточной Украины с Россией имеют в игре решающее значение. Экономическая зависимость двух государств огромна. РФ - один из самых крупных инвесторов на Украине (7% прямых иностранных инвестиций). Более того, значительная часть продукции машиностроительной области находит рынок сбыта именно в России.

Но позади экономических отношений стоят олигархи со своей политикой, которую они осуществляют ценой среднестатистического «Вовы», сидящего у телевизора.

Активнее всего занимается разделом влияния в регионе Ринат Ахметов, которого называют «некоронованным королем Донбасса», - владелец компании «Метинвест», добывающей половину украинской железной руды и перерабатывающей 47% металлов. Олигарх оказался в море бизнеса во время стального бума 90-х. Вместе с Пинчуком, Януковичем и другими нуворишами периода трансформации они содействовали созданию мафиозно-клановых структур управления и разделили между собой экономический потенциал Донбасса.

«Полякам даже сложно вообразить, как функционировать в отношениях работодатель-работник, когда власть первого настолько велика», - говорит Александра Гнатюк. Этой властью активно пользовался Ахметов, который в своем послании 14 мая убеждал жителей Украины голосовать за изменения в Конституции и федерализацию страны. То есть того, к чему с самого начала стремится Россия.

«Отделение Донбасса Ахметову невыгодно, поскольку российские металлургические гиганты - это конкуренты "Метинвеста"», - делает вывод Аркадиуш Сарна. Поэтому олигарх высказывается за единство страны, но с федерализацией и в согласии с Киевом, чтобы избежать санкций со стороны Запада и иметь свободу для ведения бизнеса.

Пропагандистский аспект: страх перед бандеровцами

Российская пропаганда играет во вспыхнувшем на Востоке Украины конфликте ключевую роль. Как отмечает Радзислава Горат, бунты начались в результате поддержки мнений о дискриминации русскоязычных. А ведь раньше столкновений на этом фоне в регионе никогда не было. Разногласия искусственно созданы пропагандой. Как в Югославии, где сосед воевал с соседом, хотя до этого ходил к нему на кофе.

Все это становится возможным благодаря тому, что Донецк и Луганск находятся в сфере медиа-влияния России. «Украинские СМИ до них добираются, но люди, попавшие под действие политической пропаганды, уже мало ими интересуются», - говорит Виталий Перкун. К сожалению, большинство жителей Донбасса не хотят искать альтернативных источников информации.

Картина, которую рисуют российские СМИ, подогревает враждебность и исторические разногласия: они играют на ностальгии по коммунизму простого жителя, пострадавшего от трансформации режима, прельщают обещаниями вернуться к благосостоянию в прежней системе, апеллируют к стереотипам и тоске, создают искусственный мир врагов и друзей.

«Эти СМИ пугают, что если на выборах победит новая власть, под угрозой окажется идентичность русскоязычных жителей, - говорит Виталий Перкун. - Подпитывается страх перед Западом и бандеровцами с Майдана. Люди думают: "Может, в России не все так хорошо, а Янукович бандит, зато он наш бандит"».

Свою роль играет здесь также западноукраинский дискурс, не доминирующий, но доходящий до общественного сознания. «Это мнение, что восток страны - советский, что он обуза для запада, стоит на пути независимости государства», - поясняет Радзислава Горат.

«А донбассовцы думают: "Мы сильная и гордая область, мы кормим всю страну, а эти националисты хотят бросить нас на колени. Мы не поддадимся, не согласимся на оккупацию"», - добавляет Виталий Перкун.

Поэтому жители востока Украины возлагают надежды на Россию, хотя не до конца отдают себе отчет, что их там ждет, и смогут ли они после 22 лет формирования гражданского общества, свободы слова и возможности критиковать власти функционировать в авторитарном государстве. Суррогат они уже получили: квазиреферендум под дулами.

Страх и неуверенность

Для многих жителей Донбасса Россия - это единственная альтернатива. Новая власть, к сожалению, не помогает им поддерживать чувство уверенности и безопасности. Она кажется агрессивной (антитеррористическая операция) и враждебно настроенной к российской культуре.

«Присутствие вооруженных боевых отрядов, мародерство и кражи держат людей в страхе, - говорит Аркадиуш Сарна. - И пока в Донбасс еще идут дотации, население будет вести себя дисциплинированно. Но когда этот источник иссякнет, а люди столкнутся с нищетой, вспыхнут бунты. Вопрос, против кого они будут направлены».


Марта Станишевска Источник: inosmi.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter