Авторизация
 
  • 02:41 – Осколки счастья: смотреть 177-178 серию онлайн 
  • 02:41 – Голос 9.12.2016 5 сезон 15 выпуск: смотреть онлайн прямой эфир, как голосовать 
  • 02:41 – Юрий Тимченко: полковник МВД был пойман на крупной взятке 50 млн. рублей 
  • 02:41 – Фигурное катание Гран при женщины короткая программа 09 12 2016 смотреть онлайн 

Власть Украины работала на то, чтобы запугать крымских татар

162.158.79.137

Власть Украины работала на то, чтобы запугать крымских татар

Крымскотатарский общественный деятель считает, что кроме Меджлиса, есть другие организации, способные выступать от имени крымских татар

Директор Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма Айдер Асанов рассказал КАВПОЛИТУ о том, как власть Украины относилась к крымским татарам, и какие надежды крымскотатарский народ связывает с вхождением полуострова в состав РФ. Также руководитель фонда поделился мнением об Указе о реабилитации крымских татар и видением социально-экономической ситуации в Крыму.

- Вы являетесь директором Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма. Какие народы в этом регионе относятся к коренным?

- Наш фонд является Международной общественной организацией. У нас все, включая президента, возглавляющего нашу организацию, работают на общественных началах.

Говоря о коренных народах, необходимо знать два основополагающих документа. Это Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, [Конвенция 169] и Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.

Согласно этим международно-правовым документам, коренными народами в Крыму нужно считать крымских татар, крымских караимов (крымкарайлар), крымчаков (крымчахлар) и греко-татар (урумов) (выселенных из Крыма при Екатерине Второй в приазовские степи). Эти народы были сформированы здесь и не имеют другой Родины кроме Крыма.

- Какие задачи ставят перед собой коренные народы Крыма?

- Первостепенными задачами является решение многих проблем. Приведу несколько примеров. Исторические памятники крымских караимов эксплуатировались Украиной без учета мнения самого народа, и караимский народ полностью отстранен от контроля над своими национальными святынями и проведения там своих обрядов. Крымчаки – самый малочисленный коренной народ. За время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было уничтожено 80% крымчаков. В связи с отсутствием возможности возрождения генофонда крымчаков возникла острая необходимость в сохранении культурного наследия этого малочисленного народа. Греко-татары (урумы), проживающие на материковой Украине, в Приазовье, изъявляли желание вернуться на историческую родину — в Крым. Разработка программы по возвращению и обустройству урумов в места прежнего проживания, наряду с возрождением языка и возвращением культурных, исторических памятников, позволит возродиться одному из коренных народов.

К большому сожалению, ни Россия, ни Украина не поддержали при голосовании данную Декларацию. Положение коренных народов в этих государствах весьма плачевно по причине непризнания их прав. Хотя в России существует понятие малочисленный коренной народ, но существует количественный критерий, чтобы количество было не более 50 тысяч. Это немного странно, потому что, если народ будет развиваться и численность превысит эту цифру, то из списка малочисленных коренных народов будет вычеркнут.

Если быть кратким, то на сегодня задачей коренных народов Крыма является найти понимание РФ в вопросе признания их таковыми с правом на самоопределение, что вовсе не означает возможность посягательства на территориальную целостность государства. Необходимо обеспечение возможности участия представителей этих народов в принятии решений, касающихся их развития, а также обеспечение культурной идентичности.

- Как жилось крымским татарам на Украине?

- Были надежды на то, что независимая Украина, понимая чаяния депортированного народа, сделает все от нее зависящее для восстановления наших прав. Но тщетно. На сегодня результаты таковы. Первое — приватизация в Украине навсегда лишила нас земли. Второе – около 100 тысяч соотечественников остались в ссылке. Третье – возврата или компенсации незаконно отнятого не произошло. Четвертое – не решен вопрос с топонимикой. Пятое – не было условий для изучения родного языка по причине малого количества школ с крымскотатарским языком обучения. Шестое – не были возвращены культовые здания и сооружения. Седьмое – правовая система и власть в целом делали все возможное, чтобы крымские татары чувствовали себя дискомфортно. Перечислять можно очень много и долго.

Десятилетиями украинская власть использовала для подавления борьбы крымских татар за свои элементарные права следующие методы – сфабрикованные уголовные дела, формирование банд, избиение безоружных, похищения, пытки, бронетехнику, снайперов, спецназ, внутренние войска, запугивание обывателя «терроризмом» и «национализмом». Вся государственная система Украины от Президента и до глухого сельсовета, от центральных телеканалов и до местных газетенок, от школьных учебников и до торговой рекламы работала на то, чтобы запугать и подавить крымских татар, возбудить к ним недоверие и ненависть широких кругов населения.

Начиная с 2005 по 2010 годы, у крымских татар была надежда на то, что «оранжевая» власть, которую поддерживали в Крыму только мы, начнет решать наши проблемы. Но крах надежд не заставил себя долго ждать. Приведу несколько примеров и высказываний.

Экс-президент Ющенко: «Наша идея – единый народ, единый государственный язык, единая религия, единая нация». Этим видением украинской национальной идеи он дал понять всем нам, что из нас собираются лепить украинцев.

Глава ВР Украины Яценюк, будучи в Крыму, на встрече с местным парламентом и администрациями произнес «спич», из которого следует, что крымских татар следует наказывать за «захваты земли».

Экс-премьер Тимошенко ни разу за 100 дней не вышла к пикетчикам – крымским татарам, которые держали голодовку возле стен правительства Украины с целью добиться получения земли.

Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко с удовольствием позировал на фото во главе отряда милицейского спецназа, и с дубинкой в руке грозился сурово карать тех, кто будет «захватывать украинскую землю» и возводить незаконные постройки.

И это тоже далеко не полный перечень примеров истинного отношения к нам, однако Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров всегда старались замалчивать или оправдывать подобные выходки. Ведь именно лидеры «Меджлиса» в связке с этими правителями Украины призывали наш народ голосовать за эти национал-демократические силы, взамен получая властные портфели при условии не выдвигать требования всего народа.

- Сегодня много разговоров ходит о том, что крымские татары занимают антироссийскую позицию. Так ли это?

- Есть чувство глубокого разочарования в ассимиляционной политике Киева в отношении крымских татар. Безусловно, бытует также мнение, что сегодняшняя РФ является продолжателем имперской России, уничтожившей Крымское Ханство. Также на Россию, как правопреемника СССР, возлагают ответственность за депортацию. И если решение наших проблем оставить на усмотрение власти Крыма, то это очередной тупик.

- Как крымские татары голосовали на референдуме по вопросу вхождения в территорию России?

- Надо сказать, что референдум был организован так, что довольно трудно и почти невозможно установить, сколько людей приняло в нем участие. Для этого нужно было с утра и до вечера сидеть и вести учет, чем абсолютно никто не занимался. Судя по общению со многими людьми, я делаю вывод, что мнения разделились. Были те, кто с удовольствием пошел. А были такие, кто считал, что крымским татарам не следует вмешиваться в отношения между Россией и Украиной. Особенно в условиях, когда вот-вот могла начаться война. Потому и придерживались нейтралитета.

В любом случае, решение вопросов, связанных с восстановлением прав крымских татар, должно происходить не потому, что они принимали участие в референдуме или нет, а потому, что крымскотатарский народ — автохтон, коренной народ Крыма.

- По-вашему, какие первостепенные задачи стоят перед крымскотатарским народом на сегодняшний день?

- При диалогах с украинской властью мы озвучивали проблемы народа, надеясь, что она услышит и решит их. Позже становилось понятно, что этим самым мы обнажали свои уязвленные места, по которым Украина продолжала бить и дальше. То есть, всячески противодействовала в решении наболевших вопросов.

Тем не менее, приоритеты, на мой взгляд, таковы: 1. Физически выжить, развиваться и создавать семьи. 2. Не забывать и возрождать свои традиции, придерживаться морально-нравственных устоев предков. 3. Быть признанным коренным народом. 4. Вести диалог с российской властью, которая, в свою очередь, тоже должна придерживаться общепризнанных международных стандартов в деле обеспечения прав. 5. Стать более состоятельными. Опять- таки, это не полный перечень задач.

- Кроме «Меджлиса», есть ли в Крыму деятели и организации, способные вести от имени крымских татар диалог с российской властью? Что это за организации, и кто эти люди?

-Безусловно, есть! Сегодняшнее руководство «Меджлиса» всячески, нисколько не стесняясь, позиционирует себя как единственный и полномочный орган, представляющий волю крымских татар. Хотя, на самом деле, «Меджлис» не имеет права представлять интересы всего народа по той простой причине, что народ и не избирал его в таком качестве.

Курултай и Меджлис образца 1991 года были избраны крымскими татарами для отстаивания наших прав. Другое дело, что, начиная, примерно с 1998 года, верхушка Меджлиса стала получать взамен своей лояльности к игнорированию Украиной наших требований различные должности, депутатские мандаты и прочие привилегии.

Сейчас система контроля за так называемыми выборами сама находится полностью в руках самого Меджлиса. И цифра об участии 54% крымских татар выглядит полной липой, подогнанной под их «победу». Избирали Курултай не крымские татары, а избирательные комиссии меджлиса.

В идеале должны быть проведены честные, прозрачные выборы в представительный орган Курултай, в котором бы приняло участие абсолютное большинства народа.

Есть десятки общественных организаций, годами работающих на улучшение положения народа в разных сферах. А также депутаты местных советов, избранные самим народом не по партийным спискам, а по мажоритарной системе, которые знают ситуацию и могут являться экспертами в выработке решений по насущным проблемам. Поэтому на переходной к избранию нового Курултая народ могут представлять крымскотатарские общественные организации на паритетном основании.

- Какое сегодня социальное положение крымчан?

- В Крыму нет так называемого среднего слоя, люди достаточно или очень богаты, либо живут ниже допустимого предела. Экономически Крым развит слабо, процветающий бизнес принадлежит кланам и мультимиллионерам. Разумеется, не без покровительства властных структур. Проблема с газификацией, водоснабжением, малоразвитой инфраструктурой тому прямое подтверждение.

За последние несколько месяцев цены на продовольствие выросли более чем в полтора раза, зарплаты при этом у простых жителей Крыма остались прежними. Много предприятий, в том числе и частные, остановили свою работу, повысилась безработица. Поставка продовольственных товаров из Украины достаточно затруднительна, а из России еще не налажена. Возникло много бытовых и социальных трудностей. Замороженные средства и накопления в украинских банках не дают возможность крымчанам решать свои насущные проблемы.

Разочарование вызывает также тот факт, что все высокопоставленные лица мэрий, администраций и прочие местечковые правители остались в прежнем составе. А ведь о них только ленивый не писал в связи с фактами коррупции, присвоения и нецелевого использования средств. Достаточно взглянуть на наши дороги с пробоинами и прочие неудобства.

- Что вы можете сказать об Указе о реабилитации крымских татар? По-вашему, учтены ли в нем все права вашего народа?

- На различного рода встречах с коллегами из России меня часто поздравляют с этим Указом. Я молча достаю распечатанный документ и даю прочесть. После прочтения коллеги переходят на другую тему по причине того, что обсуждать в общем-то и нечего.

Представители армянского, болгарского, греческого, немецкого национальных меньшинств, меньшинств, отраженных в Указе, имеют за пределами Крыма независимые государства, народами в Крыму они никогда не были и не станут.

Права национальных меньшинств следует соблюдать и восстанавливать, если они нарушены. Но преднамеренно сводить права нашего народа к правам национальных меньшинств означает нарушать права крымскотатарского народа.

Важно то, что все эти нацменьшинства переехали в Крым в 70-90 – е годы, и только считанные проценты из них — это непосредственно депортированные из Крыма и их потомки. Остальные же вовсе не имеют отношения к депортации из Крыма! В Украине также до самого последнего времени крымских татар юридически гнули под статус национального меньшинства. В этом смысле указ в том виде, как он есть, для нас ничем не лучше.

Думаю и надеюсь, что Указ станет стартовой отправной точкой в деле восстановления наших попранных прав. Мы расцениваем его как первый неуклюжий шаг. Указ по содержанию очень рамочный. Люди ждут, что и как будет происходить на самом деле, а не на бумаге. Тем более, что местная крымская власть уже прямо вопреки указу, не боясь откровенно его нарушить, вместо того, чтобы организовать 70-летие депортации, нагнала сотни БТР м автозаков, десятки тысяч полиции. А это ударило не столько по крымской власти, сколько по имиджу России и Президента.

Несомненно, необходимо принятие дополнительных нормативно-правовых актов, решений и постановлений правительства для комплексной поддержки нашего народа. Думаю, что пришло время создания экспертного совета, в состав которого могут и должны войти специалисты в области международного права, для выработки необходимой концепции. Конечно же нужен ФЗ «О статусе крымскотатарского народа», в котором будут учтены все политические, социальные и культурные права.


Ася Капаева Источник: kavpolit.com


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter