Авторизация
 
  • 05:21 – Аферисты в сетях 2 сезон 2 выпуск (02.12.2016) Пятница смотреть онлайн 
  • 05:21 – Comedy Баттл. Новый сезон 36 серия 02/12/2016 смотреть онлайн 
  • 05:21 – Comedy Club на ТНТ последний выпуск (02.12.2016) смотреть онлайн 
  • 05:21 – Comedy Woman (ТНТ) 7 сезон 46 выпуск 02.12.2016 смотреть онлайн 

Иракский разлом. Страна оказалась под угрозой полного распада

162.158.78.229

Иракский разлом. Страна оказалась под угрозой полного распада

Ирак как государство оказался под угрозой полного исчезновения. После того, как боевики "Исламского государства Ирака и Леванта", близкие к "Аль-Каиде", провозгласили свое государство на большей части суннитской территории Ирака, 1 июля президент Автономного региона Иракский Курдистан Масуд Барзани заявил о намерении провести референдум о независимости своего полу-государства. С учетом парламентского и правительственного кризиса в Багдаде, в стране нет сил, которые могли бы сохранить ее единство.

Июнь стал самым кровавым месяцем для Ирака с 2007 года – очередного всплеска суннитских волнений. В этом году все началось с наступления понесших ряд военных неудач на территории Сирии боевиков суннитской радикальной организации "Исламское государство Ирака и Леванта", основанного в Сирии в 2012 году в результате слияния более мелких структур, подконтрольных "Аль-Каиде". Поход исламистов оказался успешным вследствие присоединения к боевикам суннитской оппозиции шиитскому правительству Нури Аль-Малики, а также отставных офицеров саддамовской армии и чиновников его администрации, изгнанных со своих должностей в результате чисток после свержения режима Саддама Хусейна. Американцы, формируя политическую систему современного Ирака, допустили ключевую ошибку – оттеснили суннитское большинство, поддерживавшее Хусейна, на второй план, выдвинув на ключевые посты угнетавшихся прежним режимом шиитов и курдов. В результате сунниты стали бомбой замедленного действия для разрушения Ирака, что в полной мере проявилось в ходе нынешнего кризиса.

Главный союзник Багдада – Америка – в нынешних условиях оказалась связана по рукам и ногам и не может помочь правительству Аль-Малики. Во-первых, прямая военная помощь или авиаудары – это фактически возвращение США в Ирак, чего очень опасается президент Барак Обама, добившийся своего переизбрания на второй президентский пост благодаря обещаниям свернуть региональные войны в мусульманском мире, развязанные прежней администрацией Белого дома. Во-вторых, неясно, кому помогать. Шиит Аль-Малики оказался очень близок к Ирану, что не отвечает интересам Соединенных Штатов, рассматривающих Тегеран в качестве своего главного оппонента в регионе. Суннитские боевики в силу своей принадлежности к "Аль-Каиде" также не подходят на роль союзников, потому что неизвестно, против кого затем будет повернуто их оружие. Курды – исключительно региональная сила в Ираке, которая сразу после начала конфликта заявила о своем нежелании выходить за границы автономии.

В итоге американцам остается надеяться только на помощь Саудовской Аравии. Эр-Рияд, видя бедственное положение Багдада и понимая катастрофические последствия для Ближнего Востока глобальной перекройки границ в результате развала единого Ирака, решился на оказание финансовой помощи гибнущему режиму в Багдаде. Саудиты намерены выделить США полмиллиарда долларов на перевооружение армии и стабилизацию социально-экономического положения в Ираке. В условиях деморализованной и наполовину дезертировавшей армии это позволит стабилизировать ситуацию и вооружить отряды самообороны местных шиитов. Тем самым Эр-Рияд пытается не допустить военно-политического союза Багдада и Тегерана, который подтянул к границе крупные войсковые подразделения, уже вступившие в стычки с исламистами-суннитами.

Ситуацию усложняет позиция премьер-министра Нури Аль-Малики, которую он занял в ходе кризиса. Несмотря на международное давление, в первую очередь со стороны США, с целью сформировать "правительство национального согласия", включающее представителей суннитского большинства, премьер отказывается идти на компромисс, что заводит в тупик попытки мирного разрешения кризиса. Похоже, премьер-министр потерял связь с реальностью и не может адекватно действовать, когда отряды исламистов находятся в нескольких сотнях, если не десятках километров от столицы.

Вслед за правительством кризис поразил парламент. На днях Совет представителей на смог избрать нового спикера, которым должен стать депутат-суннит, из-за отсутствия большинства депутатов на месте. Многие из них просто сбежали из столицы, не надеясь на то, что коррумпированные и морально разложившиеся войска смогут защитят Багдад от исламистов.

В этих условиях курды с начала обострения ситуации заняли оборонительную позицию. После подхода суннитских боевиков к границе автономии правительство мобилизовало вооруженные отряды курдской самообороны, которые обеспечили безопасность территории Иракского Курдистана, а также частично – спорных с остальным Ираком территорий, включая крупнейший пункт нефтедобычи в Северном Ираке – город Керкук. Некоторые представители суннитов заявили, что курды – не враги суннитским боевикам. В свою очередь, курды обозначили свою исключительно оборонительную позицию, не желая участвовать в операциях за пределами автономии и спорных территорий.

Заявление президента автономии Масуда Барзани о возможном отделении – реакция на паралич власти в Ираке. Курды вынуждены самоопределяться на фоне безуспешных попыток правительства подавить суннитское восстание. Барзани – осторожный политик, который не стал бы делать соответствующее заявление, не видя перспективы раскола Ирака на суннитскую и шиитскую части, что автоматически ставит вопрос о будущем иракских курдов. На фоне гражданской войны в соседней Сирии переформатирование Ирака произведет эффект разорвавшейся бомбы и спровоцирует автономизацию и раскол других нестабильных регионов – в первую очередь, Ливии и Сирии.

Вместе с тем, выделение Курдистана в качестве самостоятельного государства не означает начало строительства "Великого Курдистана", включающего в себя часть территорий Турции и Ирана, на которых проживают курды. С Анкарой у Барзани сложились прагматичные отношения, завязанные на экспорте курдской нефти через территорию Турции. С Ираном курдов связывают тесные отношения со времен ирано-иракской войны 1980-х годов, когда Тегеран поддерживал движение сепаратистов. И сейчас иранские войска готовы поддержать стабильность в соседнем Ираке и помочь курдам в случае обострения конфликтов с исламистами-суннитами.

Дальнейшее обособление Иракского Курдистана все равно невыгодно государствам региона, так как создает слишком много проблем и прецедентов. Чтобы сохранить единство государства, Багдаду и внешним союзникам необходимо переделать всю политическую систему, созданную американцами в 2003 году – то есть расширить политическое участие суннитов, автономию курдов и прекратить преследование "бывших людей" – чиновников и офицеров саддамовской администрации и армии, инкорпорировав их в государственную систему. В ином случае развал Ирака приведет к тому, что суннитская часть подпадет под влияние самой мощной суннитской державы региона – Саудовской Аравии, а шиитская – Ирана. Это автоматически сделает Ирак полем боя между двумя соперничающими государствами.


Олег ГОРБУНОВ Источник: novopol.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter