Авторизация
 
  • 11:31 – Российский робот «ФЕДОР» прошел финальный цикл испытаний 
  • 11:31 – Российский робот «Федор» сможет сам себя отремонтировать 
  • 11:31 – Видео, где Лавров обозвал журналиста дебилом, распространяют в Сети 
  • 11:31 – Битва экстрасенсов выпуск от 10.12.16 17 сезон: смотреть онлайн 15 серия шоу ТНТ 

Политолог: глава МИД Беларуси еще умудряется учить ЕС

162.158.78.121

Политолог: глава МИД Беларуси еще умудряется учить ЕС

24-25 июля Минск посетил министр иностранных дел Линас Линкявичюс. Министр встретился с премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем, с которым говорил о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран и реализации совместных инвестиционных проектов.

25 июля литовский министр провел переговоры с белорусским коллегой Владимиром Макеем. Беларусь и Литва договорились, что должны развивать двустороннее взаимодействие, прежде всего в сферах торговли, инвестиций, транспорта и транзита.

Главы МИД двух стран обсудили подготовку очередного белорусско-литовского экономического форума, проведение которого планируется в Беларуси нынешней осенью. Говорили о транзитном потенциале двух стран и возможностях транспортных систем.

Стороны подробно обсудили практические вопросы улучшения пограничной инфраструктуры на совместной границе и ускорения процедуры выдачи виз.

Официальный Минск заявил, что Восточное партнерство «нуждается в переформатировании, чтобы избежать дискриминационного подхода к ее участникам». По итогам визита сказано вроде бы много, но на самом деле – ничего. Визит Линкявичюса поставил больше вопросов, чем дал ответов. И прежде всего - по чьей инициативе состоялся визит?

Вплоть до поездки Владимира Макея в Брюссель на встречу министров иностранных дел Восточного партнерства, которая состоялась 22 июля, никто и не заикался о возможном визите Линкявичюса в Минск. Значит, визит «родился» в Брюсселе. Тогда в каком статусе Линкявичюс приезжал в Минск – как министр иностранных дел Литвы или как посланник Евросоюза? Белорусские эксперты уверены в двойственном статусе Линкявичюса. Но какую миссию Евросоюза выполнял в Минске Линкявичюс?

«Белорусский партизан» попытался приоткрыть некоторые тайны визита министра иностранных дел Литвы вместе с политологом Витисом Юрконисом.

- Визит Линкявичюса в Минск 24-25 июля – второй визит министра иностранных дел стран Евросоюза после Площади 19 декабря 2010 года. Об этом визите никто не говорил вплоть до встречи министров иностранных дел стран – членов Восточного партнерства в Брюсселе. Какие события в Брюсселе породили этот визит?

- Второй раз – это не первый, правда же? Латышский министр Эдгарс Ринкевичс приезжал в Витебск в апреле 2013 года. Не секрет, что как раз латышей в последние годы многие в Брюсселе называют наиболее прагматичными по отношению к Беларуси. И эта страна будет председательствовать в Евросоюзе в следующем году.

Можно было бы назвать визит министра Линкявичюса в Беларусь почти ласточкой сближения Беларуси с ЕС, но это было бы не очень тактично, зная, что министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей и его заместитель Елена Купчина в последнее время довольно часто бывают в Европе.

Так что динамика отношений между Брюсселем и Минском далеко не новость. Можно сказать еще больше – министр Макей даже умудряется учить Евросоюз, что делать с инициативой Восточное партнерство. Во время своего последнего визита в июле он высказал мнение, что в Восточное партнерство важно включить третьи страны, особенно Россию, чтобы избежать новых линий водораздела в Европе. Или министр иностранных дел Беларуси проспал, или он цинично игнорирует события в восточной части Украины.

Сам визит Линкявичюса так не волновал, но факт, что он преподносится как визит в страну, которая якобы поддерживает Украину – это недоразумение и точно не соответствует действительности.

- Линкявичюс давно уехал, но белорусская общественность до сих пор гадает – а по чьей инициативе визит состоялся? В каком статусе побывал Линкявичюс в Минске?

- Это, несомненно, двусторонние интересы, хотя они и разные. Общее экономическое сотрудничество – одна из немногих проблем, которые интересуют как Литву, так и Беларусь. Литва, в принципе, и не скрывает, что часть вопросов посвящалась будущему Экономическому форуму. Вряд ли он пройдет на уровне президентов, но не исключено, что на уровне премьер-министров Мясниковича и Буткявичюса.

Еще один из общих интересов – визовый режим: наверняка это один из немногих вопросов, интерес к которому в контексте Восточного партнерства проявляет Беларусь. Но тем не менее малоe приграничноe движениe с Литвой и Польшей пока стоит. Насколько мне известно, в ближайшее время в Минск намечается и визит польской делегации – может, как раз эта проблема сдвинется с мертвой точки.

Уверен, что Литва постаралась поднять и вопрос по строительству АЭС в Островце, но успехов здесь никогда не было, и понятно почему – Лукашенко, а тем более Мясникович и Макей, вряд ли могут гарантировать что-нибудь существенное без согласования с Москвой, которая и финансирует проект.

Так что все это процесс. Официальный Минск сможет преподнести визит как некую попытку разговора – это хорошо для внутренней аудитории, копейка в копилку так называемого балансирования. Визитом Линкявичюса будут довольны некоторые бизнес-структуры и политики.

Визит прошел в сезон отпусков, чтобы журналисты не очень шумели. Все галочки себе поставили. Но нынешняя осень обещает быть очень интересной.

- В Беларуси заговорили о том, что министр иностранных дел Литвы приезжал с особой миссией, которую ему доверил Евросоюз. О чем может идти речь?

- Если бы Литва хотела играть большую роль во внешней политике Евросоюза, она бы пыталась поставить литовца на место еврокомиссара Штефана Фюле. В контексте попыток блокировать министра иностранных дел Италии и позицию баронессы Эштон такая игра показалась бы интересной.

Но будем откровенны, что Беларусь не является ключевой проблемой внешней политики Евросоюза. Только что состоялся и визит Макея в Брюссель. Так что визит Линкявичюса в Минск в качестве посланника Брюсселя я бы не рассматривал. За исключением того, что Литва, безусловно, пытается удержать инициативу в своих руках и не уступать соседним Латвии и Польше. А после второго визита менее стеснительными станут и другие страны – второй визит не первый, а кто считает третьего-четвертого? А перед президентскими выборами в Беларуси визиты делегаций Евросоюза на руку только властям Беларуси.

- После встречи с Линкявичюсом белорусская оппозиция высказала уверенность, что белорусский режим хочет вернуть отношения с Евросоюзом 2008-2010 годов – до кровавой Площади. А литовский министр привез из Евросоюза очередную оттепель. Возможно ли это, если белорусский режим до сих пор не освободил всех политзаключенных?

- Уверен, что литовские дипломаты это очень хорошо знают, так что оппозиции нужно задуматься над другим – как эффективнее использовать встречи с иностранными делегациями или находясь за рубежом. В искренности белорусского правительства не нужно убеждать и дипломатов Чешской Республики, Эстонии, Польши, стран Скандинавии, США. Понимаю, оппозиции нужна хоть какая видимость деятельности, но лучше идти к белорусам и общаться с ними, а не с еще одной делегацией иностранцев.

Некоторое продвижение в общении будет, и это не прогноз, а факт. Брюсселю и всем государствам ЕС обязательно нужно придерживаться красной линии относительно освобождения семи белорусских политзаключенных. Иначе в следующий раз Макей посоветует не только найти место для России в Восточном партнерстве, но и станет поучать, как не нужно «ущемлять права русскоговорящего населения в Европе». Если европейские политики не смогут отстоять свою согласованную позицию и держаться принципов здесь, то уважение таким институтам, как еврокомиссар по политике добрососедства, специальный представитель ЕС по правам человека или даже весь комитет иностранных дел в Европарламенте ставится под вопросом.

Более того, держаться только этой линии мало; есть ряд системных проблем со СМИ, с гражданским обществом и с правами человека. Любые попытки диалога должны иметь эти составляющие и конкретные пункты переговоров. К этому нужно готовиться, иначе европейские политики опять будут выставлены на посмешище, как в 2008-2010 годах. Вспомним, что тогда зарегистрировали движение Милинкевича, позволили распространять две независимые газеты, но не произошло никаких системных изменений. Те политики, которые искренне верили в возможность диалога, остались с носом.

- “Идет диалог с Россией, президенты разговаривают, ездят, встречаются в VIP-ложе в Бразилии во время футбола, разговаривают на встречах в Москве. Почему мы не можем разговаривать с Беларусью?” – задался риторическим вопросом Линкявичюс 16 июля на встрече с аккредитованными за рубежом литовскими послами. В Минске Линкявичюс повторил свой аргумент за сотрудничество с Лукашенко, высказанный еще 16 июля: “Беларусь все же не признала оккупацию Крыма, Южной Осетии, Абхазии. Это тоже определенное поведение. Это наш сосед и экономический партнер”. Означает ли это, что Литва и Евросоюз отныне будут оценивать демократичность режима Лукашенко в сравнении с режимом Путина и на этом основании выстраивать отношения?

- Насколько мне известно, никто о демократичности режима Лукашенко не говорил. И тезис, что Беларусь не признала оккупацию Крыма, неверный. Голосование на сессии Генеральной ассамблеи ООН относительно статуса Крыма и тот факт, что Беларусь голосовала против резолюции вместе с Сирией, Суданом, Зимбабве, Венесуэлой, Кубой, Южной Кореей и другими странами, это хорошо показывает.

Понимаю, что литовцы хотят общаться с соседями, но прятаться за таким аргументом – это как минимум неуважение к украинцам. Более того, такая риторика звучит странно от министра иностранных дел Литвы, страны, которая сейчас является членoм Совета безопасности ООН.


Источник: ru.delfi.lt


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter