Авторизация
 
  • 03:31 – КВН 55 лет Кубок мэра Москвы 04 12 2016 смотреть онлайн 
  • 03:31 – ДТП под Ханты-Мансийском 4 12 2016: число погибших возросло до 12, в реанимации находится 21 ребенок 
  • 03:31 – «Синяя птица» конкурс 2016 выпуск 4 от 04.12.2016 смотреть онлайн 
  • 03:31 – Страшная авария в ХМАО, где погибли 10 детей, попала на ВИДЕО 

Белорусская компания может защитить гражданские самолёты от «Буков»

162.158.79.114

Белорусская компания может защитить гражданские самолёты от «Буков» 17 июля 2014 года стало черным днем в истории всей мировой гражданской авиации. В этот день в небе над Донецкой областью предположительно был сбит пассажирский самолет Boeing 777-200, принадлежащий авиакомпании Malaysia Airlines. Эта авиакатастрофа оборвала жизни 298 человек, погибли все, кто находился на борту воздушного судна. В настоящее время расследование данной катастрофы продолжается, ведется расшифровка черных ящиков «Боинга», а стороны конфликта на востоке Украины продолжают швыряться взаимными обвинениями. На этом фоне авиационные специалисты заговорили о том, как можно обезопасить гражданские воздушные суда от атак с земли — хотя бы в зоне продолжающихся военных конфликтов. Выяснилось, что над данной проблемой вот уже несколько лет работает компания «Оборонные инициативы» из Белоруссии, представившая систему «Аура». Стоит сказать, что в мире уже достаточно давно оценили угрозу, которую могут представлять гражданским самолетам различные средства ПВО. Однако до печальных событий на Украине речь главным образом велась о террористах, вооруженных переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Пассажирские самолеты всегда являлись очень важной целью для террористических атак. При любом раскладе предпринятого против воздушного судна теракта достигалось максимальное воздействие на мировую аудиторию и обеспечивался максимально возможный резонанс. О создании систем защиты гражданских самолетов заговорили в США, еще в 2004 году. Тогда американское правительство обнародовало список из трех компаний, которые должны были разработать системы защиты гражданских судов от попадания в них ракет. Сообщалось, что компании получат по 2 миллиона долларов на то, чтобы провести адаптацию существующих противоракетных систем армейской авиации под гражданские нужды. Скорее всего, тогда решение принималось под воздействием эффекта от атак 11 сентября 2001 года, а также от событий в мире. Так, в 2002 году при взлете из кенийского аэропорта был обстрелян из ПЗРК израильский пассажирский лайнер Boeing-757. 22 ноября 2003 года на взлете из аэропорта Багдада был поражен самолет DHL А-300В4, он был сбит ракетой ПЗРК на высоте 2,5 тысячи метров. Ранее 12 августа 2003 года в ходе совместной операции спецслужб РФ, Великобритании и США в России при попытке приобретения ПЗРК «Игла» был задержан Хемант Локхани. Все это подогрело интерес к защите гражданских судов. В США компания United Airlines совместно с предприятием Avisys из Техаса хотела представить систему, которая использовала бы тепловые ловушки, которые военные самолеты отстреливают в момент взлета и посадки. Две других компании — американское отделение BAE Systems и корпорация Northrop Grumman — предлагали лазерные устройства, которые могли бы полностью подавить систему наведения зенитных ракет. Оба этих подхода длительное время применяются военными. Тогда было подсчитано, что стоимость оснащения противоракетной системой одного гражданского лайнера составит около 1 миллиона долларов, без учета расходов на его обслуживание. При этом систему предлагалось устанавливать лишь на крупные реактивные аэробусы, которые наиболее часто подвергались бы опасности в начальной и конечной фазе своего полета. Принимался во внимание и тот факт, что весь парк американской гражданской авиации состоял примерно из 6000 самолетов, обеспечить противоракетной защитой каждый из них было бы очень затратно. Однако ситуация с Boeing 777-200, который предположительно был сбит с использованием достаточно серьезной системы ПВО ЗРК «Бук», серьезно меняет ситуацию. Здесь уже речь идет не об использовании обыкновенных ПЗРК, малазийский пассажирский лайнер был поражен на высоте более 10 тысяч метров. Со своим вариантом защиты судов гражданской авиации от современных угроз, которые подстерегают самолеты в зонах военных конфликтов, выступила молодая белорусская компания «Оборонные инициативы». ООО «Оборонные инициативы» было создано лишь 25 января 2011 года, это достаточно молодой коллектив. Основной целью компании является создание и реализация наукоемкой, инновационной, научно-технической продукции, предназначенной для использования как внутри Белоруссии, так и за рубежом. В настоящее время в активе компании уже есть несколько образцов бортовых комплексов обороны боевой авиации (Талисман), вертолетов (Амулет) и различных наземных подвижных объектов (Мираж). Однако нас с вами в свете последних событий интересует другой продукт компании — система «Аура». Данная система призвана защищать гражданские воздушные суда (самолеты и вертолеты) от атак террористов, несанкционированных пусков с использованием управляемого ракетного оружия, разнообразных авиационных ракетных комплексов перехвата, а также ЗРК, в том числе и ПЗРК. Полное название системы звучит так — Система предупреждения и предотвращения ракетной атаки «Аура». СППРА «Аура» может решать следующие задачи:
— обнаружение атакующей цель ракеты;
— измерение дальности до обнаруженной ракеты;
— определение углового сектора (направления) атаки;
— отображение всей полученной информации на пульте управления;
— автоматическое включение аппаратуры, противодействующей ракетной атаке;
— срыв наведения атакующей цель ракеты. В состав СППРА «Аура» включаются:
— АПРА-1 — аппаратура предупреждения о ракетной атаке;
— АПРА-2 — аппаратура противодействия ракетной атаке. Принцип действия СППРА «Аура». Система «Аура» включается экипажем воздушного судна перед совершением взлета и работает на протяжении всего полета. При этом аппаратура предупреждения АПРА-1 постоянно находится в режиме обнаружения атакующих воздушное судно ракет. Включение системы на излучение осуществляется одновременно с включением на излучение бортового радиолокационного оборудования воздушного судна (метеорологического радиолокатора, радиовысотомера) или по решению членов экипажа. По факту обнаружения атакующей гражданскую цель ракеты (по команде от АПРА-1) в автоматическом режиме, в зависимости от полусферы атаки, производится включение аппаратуры АПРА-2. При этом до момента обнаружения атакующей воздушное судно ракеты АПРА-2 не излучает никаких сигналов противодействия. По словам помощника гендиректора компании «Оборонные инициативы» Виктора Низовцева, физически разработка компании представляет собой набор блоков, общий вес которых составляет несколько десятков килограммов. Данные блоки устанавливаются внутри воздушного судна, с выводом наружу лишь нескольких элементов. Иногда говорят, что мы снабжаем гражданские самолеты военными системами, отмечает Виктор, но данные системы не военные, этому есть соответствующие подтверждения от компетентных организаций. К тому же нет необходимости специально обучать гражданских летчиков использованию данных систем. Включение СППРА «Аура» не сложнее процедуры включения стандартного метеорологического радара. По словам Низовцева, на том уровне, на котором сегодня находится разработка данной системы, в Белоруссии у компании конкурентов нет. Примерно та же ситуация в мире: в том направлении, в котором развивается белорусская «Аура», никто сейчас не работает. По его словам, реализованный в «Ауре» принцип защиты принципиально отличается от того, который сегодня продвигают на рынке крупные компании. Упрощая, можно отметить, что белорусская система обеспечивает радиолокационную защиту воздушного судна во всех диапазонах. При этом одна из самых важных характеристик «Ауры» заключается в том, что система является неактивной. В настоящее время подавляющее большинство систем, которые стоят на вооружении, можно назвать «грубыми» системами подавления сигналов — они глушат все вокруг, в том числе и свои сигналы. В то же время разработка «Оборонных инициатив» позволяет не образовывать помехи гражданским наземным системам и дружественным бортам, она никак не мешает воздушному движению. Если по воздушному судну «работает» РЛС управления оружием, «Аура» поставит необходимые помехи, если «работы» нет — система просто находится в режиме ожидания. По словам Виктора Низовцева, система может защитить воздушное судно от любого рода радиолокационных систем управления оружием. К примеру, от того же ЗРК «Бук», в 95% случаев ракета просто не сможет поразить защищаемый объект. Система уже проходила испытания, естественно, без пуска ракет по гражданским объектам, полученные результаты можно назвать убедительными. Система в состоянии защитить самолет в наиболее уязвимых зонах. Понятно, что проблему обычно представляют низкая высота полета, взлет и посадка. Логично, что чем выше летит самолет, тем безопаснее, но сегодняшние высоты полетов уже не могут гарантировать безопасности воздушному судну. Если говорить о стоимости СППРА «Аура», то в компании прекрасно понимают, что многие авиаперевозчики бьются над повышением рентабельности полетов и неохотно идут на дополнительные траты, но на фоне стоимости защищаемого объекта, стоимость «Ауры» является несущественной. Если говорить достаточно грубо и условно — это около 1-2% от стоимости. Данные цифры вполне сопоставимы с ценой обслуживания воздушного судна. При этом необходимо принимать в расчет возможные потенциальные потери, в том числе и людские, в которые может вылиться неиспользование подобных систем. Случаи атак гражданских самолетов, как пассажирских, так и транспортных, происходили и до трагедии малазийского Боинга, но это не вело к активному внедрению систем защиты. В компании «Оборонные инициативы» это также понимают. Оснащать системой, подобной «Ауре», каждый гражданский самолет или вертолет нет необходимости — это уже излишество. Скорее всего, нет смысла ставить систему «Аура» или ее аналог на воздушное судно, которое летает между Барселоной и Франкфуртом, по крайней мере, пока. О массовом внедрении системы пока речи не ведется. Однако не стоит забывать о том, что есть такие воздушные суда, которые совершают полеты над территориями, которые не отличаются стабильной военно-политической ситуацией. Также существуют особые VIP-борта, которые могут стать жертвой атак террористов. Помимо них, существуют самолеты Красного Креста, МЧС, которые очень часто оказываются в зоне интенсивных боевых действий и которые нуждаются в защите, отмечает Виктор Низовцев. Сегодня геополитическая обстановка в мире только накаляется, а значит, потенциальная сфера использования «Ауры» будет только расти. Некоторые компании, к примеру, израильская авиакомпания El Al, уже поняли это и оснастили свои самолеты похожими системами. Но в отличие от белорусских аналогов, их системы могут работать только против ракет с тепловым наведением на цель. В «Оборонных инициативах» считают свою разработку гораздо более эффективным решением. Источники информации:
http://defin.by (Оборонные инициативы)
http://people.onliner.by/2014/08/06/sam-11
http://lenta.ru/world/2004/01/07/antimissile
http://aviapanorama.su/2005/04/v-borbe-za-bezopasnost-grazhdanskoj-aviacii Читать больше на topwar.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter