Авторизация
 
  • 09:17 – Секрет на миллион с Лерой Кудрявцевой и Киркоровым, смотреть онлайн 
  • 09:17 – Финал Гран-при по фигурному катанию Танцы на льду: произвольная программа 10 12 16, смотреть онлайн-трансляцию 
  • 09:17 – Битва экстрасенсов 17 сезон на ТНТ выпуск от 10 декабря 2016 смотреть онлайн 15 серию: тайна старого цирка 
  • 09:17 – Шоу Битва экстрасенсов от 10 декабря 2016: 15 выпуск 17 сезон от 10.12.2016 – мертвец в квартире 

Борьба за Арктику

162.158.79.137

Борьба за Арктику

Северный морской путь, запасы углеводородов и других природных ресурсов, а также контроль над потенциальной зоной доставки боезарядов - делает северные широты новым фронтом геополитического противоборства.

В Илулиссатской декларации от 28 мая 2008 г. все пять прибрежных арктических государств (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания от имени Гренландии) обязались урегулировать территориальные претензии в рамках международного права, как это отражено в Конвенции ООН по морскому праву. Декларация подтвердила, что нормативно-правовая база обеспечивается Конвенцией ООН, чего достаточно для управления Северным Ледовитым океаном, и нет никакой необходимости в разработке нового международно-правового режима.

Таким образом, арктические воды признаны такими же, как и в других регионах Земного шара, с аналогичными правами на континентальный шельф, архипелаги, острова, внутреннее море и соответствующими компромиссными решениями, связанными с проходом судов через суверенные морские воды.

Однако для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, так как этот путь рассматривается как исторически сложившаяся транспортная коммуникация России. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции. Следовательно, все преимущества в эксплуатации данного направления находятся у России. Очевидно, из-за этого и не прекращаются попытки пересмотра некоторых положений Конвенции со стороны ряда государств и, более того, даже высказываются предложения приватизировать моря! Такая идея исходит из мирового центра глобализма - Совета международных отношений, чьи штаб-квартиры находятся в Нью-Йорке и Вашингтоне. Свои выводы он подкрепляет экспертными статьями в издании «Foreign Affairs» и его дочерних структурах (между прочим, в России такой «просветительской» рукой этого Совета является издание «Россия в глобальной политике»).

Кроме того, несмотря на установленные нормы, ряд стран продолжают оспаривать свое право на те или иные участки в арктических широтах. Самым известным, в виду его обширной территории, является хребет Ломоносова, открытый в 1948 году советскими экспедициями. Россия неоднократно подавала заявки в Комиссию ООН по внешним границам шельфа. Предлагала установить новые границы континентального шельфа РФ на основании проведенных исследований хребтов Ломоносова и Менделеева, но Комиссия в 2002 г. лишь порекомендовала продолжить исследования, что подстегнуло и другие страны к борьбе за расширение собственной экономической зоны.

Первой в арктическую борьбу включилась Дания в 2004 г., начав исследования Северной Атлантики. Очевидно, что целью датских экспедиций являлось получение доказательств принадлежности хребта Ломоносова к Гренландии.

Тем не менее, в 2007 г. Россия провела новые исследования, которые дали основания утверждать, что спорный хребет является продолжением континентального шельфа России.

Но альянс западных стран не собирался сдаваться. На арену вышла Канада, потратив до 2013 г. примерно 200 млн долл. на соответствующие исследования. Поскольку хребет Ломоносова тянется до Канадского арктического архипелага, то Канада, вопреки фактам, сделала заявление о принадлежности хребта к своей территории. Естественно, что обе страны не признают претензий друг друга и намерены продолжать оспаривать свое право в ООН.

Причиной столь пылкого интереса к полярным широтам являются богатые природные ресурсы Арктики. По оценкам Геологической службы США от 2008 года, 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов природного газа находятся за Полярным кругом. Учитывая растущий энергетический голод промышленно развитых стран, можно понять такое большое рвение в освоении углеводородных ресурсов. Кроме того, промышленный вылов рыбы и других морских обитателей также является дополнительным фактором в перекраивании морских пространств.

Но для обоснования своего права на территорию (акваторию) нужны весомые аргументы. Россия их будет получать двумя путями. Первый - научный. Как уже было сказано, в регион неоднократно отправлялись экспедиции. А на лето 2014 года запланированы походы российских судов в район Земли Франца Иосифа, Северной Земли, к Новосибирским островам и острову Врангеля. Второй путь - наиболее результативный, но с вероятной критикой со стороны других стран. Это - военная мощь. Не случайно в России была создана Арктическая группировка вооруженных сил и уже проведены маневры с высадкой десанта в критически низких температурных условиях.

Кроме всего прочего, через Арктику пролегает самый удобный маршрут из Европы в Азию.

Расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, тогда как Северным морским путём он вдвое короче - 5770 морских миль! А это значительно уменьшает все транспортные затраты.

В 2012 году 46 судов прошло по Северному морскому пути, который идет вдоль северного побережья России. Эти суда перевезли в общей сложности 1,3 млн тонн грузов. В 2011 г. на 34 судах было перевезено около 820 000 тонн. И в марте 2013 года Россия создала Администрацию Северного морского пути. Наиболее потенциальный клиент нового маршрута - Китай. Между прочим, у Китая есть свой ледокол, хотя эта страна и не имеет выхода к холодным морям.

Очевидно, что нам без специального флота не обойтись. «Балтзавод», согласно проведенному недавно конкурсу, выиграл право построить два ледокола. Корабли должны быть построены до 25 декабря 2019 года и 25 декабря 2020 года, соответственно. Цена госконтракта - около 84,4 млрд рублей. Один атомный ледокол ЛК-60 уже в процессе изготовления и должен будет сдан в 2017 году. Он станет самым большим и мощным в мире. Ширина корпуса составит 34 метра (у предыдущего класса «Арктика» было 30 метров), он один (из-за чего его и называют головным) сможет проводить по трассам Северного морского пути танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн.

В отношении Арктики у многих государств выработана собственная стратегия. Некоторые из них работают в альянсе как, например, члены НАТО - Норвегия, Канада и США, они координируют свою деятельность в отношении рассматриваемого региона. И в этих государствах недавно был принят ряд документов - от доктрин до плана действий, именуемый в этих странах «дорожной картой».

Крайне любопытными представляются разработки военных ведомств. Барак Обама 10 мая 2013 года утвердил Национальную стратегию в Арктическом регионе, где сформулированы связи между событиями в Арктике и устойчивыми национальными интересами США. До этого была издана Национальная президентская директива страхования (2009 г.), второе название которой - Национальная президентская директива безопасности. Министр обороны США Чак Хайгель в предисловии к оборонной доктрине (издана в конце 2013 г.) указывает, что «Арктика находится в критическом моменте своего преобразования от относительно изолированной области до той, где отступающий лед позволяет увеличить доступ человеку... Арктика становится все более важной, и, независимо от уровня и масштаба изменений, мы должны быть готовы способствовать национальным усилиям в преследовании стратегических целей в данном регионе». Таким образом, военная стратегия США в Арктике заключается в создании безопасной и стабильной области, где американские национальные интересы гарантированы, и работа стран ведется совместно для того, чтобы устранить возникающие проблемы.

Интересы и проблемы - это ключевые слова данной доктрины. Очевидно, что США под обеспечением своих интересов понимают нарушение интересов других стран и «проблемы» напрямую связаны с ответной реакцией на эти нарушения, прежде всего, России.

В Стратегии Пентагона указано, что «интересы национальной безопасности включают такие вопросы как противоракетную оборону и дальнее обнаружение; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, морского присутствия и морских операций по безопасности; а также обеспечение свободы мореплавания. Сохраняя свободу мореплавания в Арктике, которая включает все права, свободы, и использование морей и смежного воздушного пространства, включая свободу навигации и перелетов, поддерживается национальная способность осуществить эти права, свободы и использование моря и воздушного пространства во всем мире, включая стратегические проливы». Здесь уже просматривается вызов России, ведь что такое стратегическое сдерживание в Арктическом регионе?

Это развертывание ракет-перехватчиков, а также комбинированных сил для нанесения быстрого удара по Российской Федерации. Стратегия сдерживания хорошо известна по холодной войне, когда США создавали «кольцо Анаконды» вокруг СССР, располагая по периметру советских границ свои военные базы. Понятно также, что арктическое направление является наиболее кратким путем для доставки боезаряда со стороны России в США и наоборот. Кстати, в доктрине, подписанной Обамой, говорится об «арктическом регионе, который стабилен и где нет конфликта, где страны действуют ответственно в духе доверия и сотрудничества, и где экономические и энергетические ресурсы развиваются стабильным путем, который также направлен на уважение хрупкой окружающей среды, интересов и культуры местных народов».

Крайне интересна и военно-стратегическая концепция Канады, которая выступает фактическим проводником интересов США и НАТО в регионе, но, все же вступает в спор по некоторым моментам.

В январе 2014 года Институтом иностранных дел и обороны Канады была подготовлена директива по арктическому вопросу, где выделены основные проблемы, с которыми придется столкнуться. Первая - это баланс экологии и нефтедобычи. Согласно директиве, Канада намерена противодействовать неизбежным протестам экологам, которые будут организованы против любого разведочного бурения в канадских водах. С другой стороны, в документе отображается необходимость сохранения равновесия в отношении защиты окружающей среды.

Необходимо отметить, что Канада ведет добычу сланцевой нефти в зоне своей ответственности, что опасно для окружающей среды в отличие от традиционной добычи, которую использует Россия. Кстати, в докладе отмечается, что США сильно противились созданию Арктической стратегии по охране окружающей среды, предшествовавшей созданию Арктического Совета, а Канада, наоборот, выступала за концепцию создания и организацию политически более мощного международного юридического лица, которое могло бы работать как по проблемам защиты окружающей среды, так и иным вопросам, стоящим перед приполярным регионом.

В анализе потенциальных конфликтов между экологами и государствами отмечен и случай с платформой «Приразломная». При этом авторы канадского документа пишут, что в связи с претензиями к России теряется из виду тот факт, что датский военно-морской флот обязан был использовать применение силы для ареста протестующих из Гринписа, когда они высадились на нефтяную платформу у западного побережья Гренландии в 2011 г.

«Протестующие, используя тактику, которая была идентична используемой против русских, протестовали против проведения нефтеразведки в водах, окружающих Гренландию. Два члена Гринписа, которые высадились на нефтяной платформе, были обвинены в нарушении границы и запретной зоны вокруг буровой установки. Они были оштрафованы на 20.000 датских крон и высланы из Гренландии, им запретили повторный въезд в страну в течение одного года. В обоих случаях (российском и гренландском) вооруженный спецназ захватил и арестовал людей», - указано в директиве.

В конечном счете, Россия, Канада и США, будут использовать войска, чтобы защитить свое право на ресурсы в арктической области. Канадцам кажется маловероятным, что Арктический совет будет в состоянии решить проблему нефтяного развития в Арктике.

Кстати, Арктический совет является одним из наднациональных органов, курирующих регион Арктики. Он был создан в 1996 г. странами, имеющими территории за Полярным кругом, - это США, Канада, Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия. Основная цель данной структуры состоит в охране окружающей среды и проведении соответствующих исследований этими странами. В мае 2013 г. на министерской встрече в Швеции Арктический совет предоставил шести новым странам (Китай, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур) статус наблюдателей, что указывает на повышенный интерес к этому органу и региону со стороны многих государств. Что и понятно: Арктика представляет собой лакомый «кусок», богатый нефтью и газом.


Савин Леонид Источник: communitarian.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter