Авторизация
 
  • 13:31 – СМИ: аубвотс с дьтеми в ХАМО птналоирраи зснлотые бтарья-наиешулрти (ВДЕИО) 
  • 13:31 – Вечер с Владимиром Соловьевым выпуск 05.12.2016 смотреть онлайн 
  • 13:31 – 60 минут последний выпуск 05.12.2016 смотреть онлайн 
  • 13:31 – Пусть говорят с Андреем Малаховым выпуск 05.12.2016 смотреть онлайн 

Игры президентов

162.158.78.167

Игры президентов

Накануне встречи в Москве Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев нанесли визиты Петру Порошенко.

Именно в такой последовательности – вначале прибыл Лукашенко, потом Назарбаев – и состоялись эти вояжи в Киев. Оба визита – по приглашению Петра Порошенко, который приезд высоких гостей назвал событиями своевременными, важными и символическими. Добавим: и политически знаковыми, так как проходили они накануне очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и встречи в рамках стартующего с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Разные оценки получили эти визиты на Украине и в России, в Европе и в Америке, но, по странному совпадению, лейтмотивом большинства таких оценок стала идея о «тройственном союзе» и непременной «дружбе против кого-то» (против России, естественно). Только, думается, вряд ли это совпадение такое уж и странное, тем более – случайное.

Украина рвется в НАТО. Исключительно ради реализации этой давней мечты «национально-сознательных» атлантистов Верховная Рада приняла законопроект об отказе от политики внеблоковости. Добавим, что этот проект закона был внесен в Раду президентом Петром Порошенко, он же и должен подписать его теперь, превратив тем самым проект в закон.

При этом главной причиной развязанной Киевом гражданской войны на юго-востоке страны и добровольного ухода Крыма из Украины в Россию П. Порошенко считает понижение уровня обороноспособности государства, как сообщает его пресс-служба. В то же время, по словам Порошенко, сейчас ситуация в корне изменилась - на оборону государства направлены максимальные ресурсы. В частности, на последнем заседании СНБОУ было принято решение выделить на военные нужды (то есть на войну против части собственного народа!) 5% от ВВП страны. Ранее сообщалось, что в 2015 г. эта сумма составит 86 млрд грн., что намного превышает установленные для стран НАТО 2%.

Чем не открытая демонстрация активных пронатовских усилий? И это в то время, когда Украине катастрофически не хватает денег, а Европа не имеет ни желания, ни возможности найти крайне необходимые для спасения страны финансы.

Похоже, что без России решить проблему надвигающегося дефолта Украине не удастся. (Лукашенко и Назарбаев, повторим, побывали в Киеве перед встречами в Москве глав государств ОДКБ и ЕАЭС.)

А перед Украиной явственно замаячил финансово-экономический крах. Этот прискорбный факт признала и влиятельная международная компания «Standard& Poor’s» (S&P), понизившая на днях долгосрочный рейтинг проблемной до крайности страны с ССС до ССС–, присвоив ему «негативный» прогноз. В компании также указали, что Украине срочно нужна финансовая поддержка, если же она денег не найдет, то уже в ближайшие месяцы ее может ждать дефолт.

По оценке S&P, стране нужно порядка 11 млрд долл. Впрочем, в МВФ называют более внушительную цифру – 15 млрд, и не долларов, а евро. Причем, эта организация обещала Украине 17 млрд евро до 2016 г. и даже начала давать эти деньги (не даром, конечно, под солидные проценты, даром никто ничего не дает). С начала текущего года Украине было направлено 4,5 млрд долл., однако это значительно меньше, чем необходимо. А другие транши неизвестно когда поступят на украинские счета: побывавшая недавно в Киеве комиссия МВФ так и не приняла решения, когда же Украине выплатят оставшуюся сумму или хотя бы следующий ее транш. Как отмечают в S&P, «высок риск того, что транши будут выплачены с задержками или не выплачены вовсе».

В контексте столь явной бедности украинского государства странно звучат благодарности Петра Порошенко в адрес США «… за введение дополнительных ограничений на торговлю и инвестиции с организациями в Крыму и подписание президентом США акта «О поддержке свободы на Украине» (Ukraine Freedom Support Act 2014)», — говорится в сообщении Белого дома, распространенном по итогам телефонного разговора между вице-президентом США Джо Байденом и лидером Украины Петром Порошенко. Кстати, этот трансатлантический диалог состоялся сразу после киевского визита Александра Лукашенко (информация к размышлению). Как было указано в том же сообщении, стороны обсудили также ситуацию на востоке Украины и дипломатические усилия по поддержке минского процесса урегулирования кризиса (sic!) и «финансовую ситуацию на Украине». Но денег США не дают! И сколько не говори «халва»…

Вместе с тем, представитель американского госдепа Мари Харф заявила, что позиция США относительно конфликта на Украине является самым большим успехом американской дипломатии в 2014 г. Чем и вызывает вполне закономерный вопрос: а в чем же заключается этот самый успех?

Харф уверена, что американская сторона продолжает давить на Москву и намерена в этом направлении двигаться дальше. Как там звучит набившая оскомину реклама про автомобили? «Движение – это успех»? Очень похоже. Но зачем это ей надо, американской стороне «продолжать давление», есть ведь и более важные составляющие успеха? Все просто как пареная репа: по мнению Харф, «такая» политика ощутимо влияет на российскую экономику, а со временем воздействие санкций станет еще более эффективным. Если перевести эти словесные выверты с английского на русский, то по всему выходит, что чем нам хуже – тем американцам лучше. Прямо-таки какая-то изуверская логика, впрочем, вполне в духе американской внешней политики последних двухсот лет.

И в этой ситуации президенты двух близких нам государств устремляются в несколько, мягко говоря, недружественную России страну, где общаются с первыми лицами. Делают многообещающие заявления, чем повергают в предшоковое состояние многих экспертов.

Все цитируют «каприччио», которое прозвучало из уст белорусского президента: «Петр Алексеевич, надо будет от Беларуси что-то - скажи, мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет впредь». Лукашенко подчеркнул при этом: «Для нас это не игра. Не только потому, что товарооборот, а потому, что мы соседи, мы рядом живем, мы родные люди. Мне говорят: вот Лукашенко там чего-то боится. Я не боюсь. Давайте это делать непублично. Давайте вообще никому говорить ничего не будем, а будем делать тайно, но только, чтобы был прогресс в этом направлении».

Дальше – больше: в ходе переговоров президенты Порошенко и Лукашенко договорились о том, что один из украинских телеканалов будет осуществлять вещание на территории Беларуси. В свою очередь, П. Порошенко предложил помощь в развитии отношений Беларуси со странами Европейского Союза в рамках инициативы «Восточное партнерство» (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина). Речь идет о механизмах взаимовыгодного использования технологий, законодательства, финансовых ресурсов на разных уровнях партнерства, отметил глава украинского государства (блажен, кто верует!). Стороны также обсудили ряд вопросов сотрудничества Украины и Беларуси в топливно-энергетической сфере, сферах безопасности, межрегионального сотрудничества, в области машиностроения. Украинский президент отметил, что Украина заинтересована в том, чтобы экономические, политические и другие отношения с Беларусью развивались с максимальной интенсивностью.

Кто ж против? Россия – так нет. Ей нужен экономически сильный, процветающий сосед, а не голодный и злой, но до зубов вооруженный и агрессивный.

В русских сказках ведь прямо говорится: ты вначале меня напои, накорми, в баньке попарь, а потом и выспрашивай – в смысле «а поговорить?..» И какие могут быть возражения против того, что в ходе визита президента Нурсултана Назарбаева (с делегацией, заметьте), Украина договорилась с Казахстаном о поставках угля, в котором испытывает острейший дефицит. Назарбаев сообщил, что пригласил Порошенко посетить Казахстан и организовать там форум бизнесменов для того, чтобы они нашли точки соприкосновения. Стороны договорились о возобновлении экономического и военно-технического сотрудничества. Порошенко выразил надежду на то, что украинская продукция будет использоваться для строительства энергетических объектов на территории Казахстана. А Казахстан рассчитывает на восстановление объемов товарооборота с Украиной до уровня 4 млрд долл.

Таким образом, в экономическом плане каждый из президентов получил пока своего «журавля в небе». Потому, думается, гораздо важнее, что президент Казахстана призвал Украину и Россию найти компромисс для решения конфликта на Донбассе и отметил, что готов всячески содействовать восстановлению экономического сотрудничества между странами, а также мирному урегулированию ситуации в формате, в котором ранее проводились переговоры в Минске. По словам казахского президента, он одинаково относится к Украине и РФ.

Но самое главное: президент Казахстана публично заявил Петру Порошенко о том, что события на востоке Украины считает гражданской войной и подчеркнул, что конфронтация и санкции – это тупик и дорога в никуда. И сделал это в Киеве, где подобные заявления руководителей государств еще не звучали.

Таким образом, создан прецедент для совершенно откровенного диалога. (Кого и с кем – это следующий вопрос.)

Именно потому авторитетный киевский политолог Кость Бондаренко считает, что президенты Беларуси и Казахстана Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев предоставили свои варианты решения военного конфликта в Донбассе. Известный политолог Виталий Бала (Киев) полагает, что отказ Украины от СНГ и Таможенного союза побуждает Беларусь и Казахстан строить двусторонние отношения с Украиной, в частности, поднимать и улучшать уровень как торговых, так и политических отношений.

Вместе с тем, политолог Владимир Фесенко из Киева уверен, что говорить о визитах Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева в Киев как о сигнале краха Таможенного союза, крайне преждевременно. Надо также сказать, что политолог не отрицает и личный интерес Лукашенко и Назарбаева. По словам эксперта, Беларусь и Казахстан стараются максимально дистанцироваться от «агрессивной» политики Кремля, чтобы не попасть под горячую руку Запада и обезопасить себя от санкций (типичная риторика укро-патриотов). Однако высокий уровень профессионализма все-таки взял верх, и Фесенко заявил: «Я не исключаю и возможности, что одна из задач Лукашенко и Назарбаева - донести до Петра Порошенко альтернативные варианты компромисса по вопросу Донбасса, которые по каким-то причинам не может озвучить сам Владимир Путин. Некоторые варианты он может попытаться подать через третьих лиц, чтобы не показаться слабым или же чтобы эти предложения не были отвергнуты сразу же». В этом высказывании, кажется, есть немалая доля здравого смысла.

Не остались в стороне от происходящего и западные политики. Так, уловив якобы возникшую напряженность на линии Москва—Минск, заместитель госсекретаря Виктория Нуланд сделала несколько преждевременное, с моей точки зрения, заявление об улучшении американо-белорусских отношений.

Она напомнила Лукашенко, что Вашингтон открыт для диалога. «… Нам удалось сделать несколько маленьких совместных шагов: мы теперь вновь выдаем там визы на взаимной основе», — сказала Нуланд. (Серьезное улучшение, однако!).

И добавила, просто не могла не добавить: дескать, США ожидают, что руководство Беларуси будет двигаться по пути большей защиты прав человека и демократичности. И как-то вполне естественно «забыла», что еще в 2006 г. США ввели санкции, которые предусматривают блокирование собственности и активов десяти руководителей правительства Беларуси, включая президента страны Александра Лукашенко. С тех пор указ американского президента ежегодно обновляется. В 2007 г., например, были введены санкции в отношении концерна «Белнефтехим», в 2010 г. — в отношении двух банков иранского происхождения, работающих в стране. Вряд ли чего хорошего следует ожидать Беларуси от американской стороны и в дальнейшем.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский резонно, с его точки зрения, полагает, что «поведение Лукашенко объясняется его ожиданием, что Европа смягчит или даже отменит санкции против него и части его команды». А Назарбаев, по словам эксперта, приехал в Киев, так как готов выступить посредником в урегулировании военного противостояния на Востоке. «Он не конфликтует с Москвой, ведет себя приличнее и интеллигентнее, чем Лукашенко. Но Назарбаев понимает, что украинские проблемы, которые уже отразились на российской экономике, больше ударяют по Казахстану. Он заинтересован решить кризис или хотя бы его смягчить, поэтому и предлагает свою помощь в урегулировании. Он дал понять Порошенко, что может поговорить с Путиным, а Порошенко должен двигаться к компромиссу», — отметил Погребинский

Кстати, в начале декабря президент Франции Франсуа Олланд во время переговоров с Нурсултаном Назарбаевым в Астане отметил, что Казахстан играет важную политическую и дипломатическую роль в отношении крупнейших политических событий, в том числе в вопросах урегулирования отношений России и Европы. Президент Франции выразил также надежду на разрешение напряженности в отношениях между Россией и Европой и указал на особую роль Казахстана в этом процессе. Напомним, что Олланд после того визита в Казахстан совершил незапланированную остановку в Москве, где имел встречу с президентом России Владимиром Путиным. И, согласитесь, одно дело общаться по телефону, и совсем другое – встретиться лично. Понятно, что мнение В. Путина он донес до европейских руководителей. (Остановка в Москве была совершена по инициативе президента Франции.)

В Киеве Нурсултан Назарбаев эдак ненавязчиво подчеркнул свою возможную роль в разрешении украинского кризиса. «Я тот честный менеджер, который никакую сторону не поддерживает, нейтральный, и может какую-то лепту внести. Это добрая воля», - сказал он.

На последовавшей за киевским визитом встрече президент Н. Назарбаев и президент В. Путин самым детальным образом обсудили вопросы сотрудничества Москвы и Астаны, углубления интеграционных процессов в рамках ОДКБ и ЕАЭС, содействия мирному урегулированию украинского кризиса. По итогам встречи они подписали документ, согласно которому вскоре будет ратифицирован договор «О добрососедстве и сотрудничестве» между нашими странами. И, что было вполне ожидаемо, одной из основных тем переговоров стала именно украинская проблематика. Владимир Путин, в частности, сказал: «Знаю, что вы приехали к нам через Киев – будет возможность рассказать о встрече в украинской столице».

В свою очередь, Назарбаев напомнил, что впервые встретился с Путиным как с главой государства 15 лет тому назад. И отметил: «За эти годы вы остановили хаос в России, восстановили вертикаль власти. Сейчас Россия совсем другая».

После личной встречи с Владимиром Путиным, о невозможности которой после визита белорусского президента в Киев твердило большинство политиков и политологов, Александр Лукашенко, как это умеет делать только он, авторитетно заявил, что обсудил с главой российского государства Владимиром Путиным проблемы, касающиеся двусторонних отношений: «Мы с Владимиром Владимировичем обсудили весь узел проблем, связанный с белорусско-российскими отношениями. Он не такой уж сложный». И подчеркнул, что весь комплекс проблем решается, как это было и прежде. Между прочим, по данным последнего опроса, проведенного ВЦИОМ, около двух третей россиян доверяют нынешнему белорусскому президенту А. Лукашенко и считают Белоруссию самой дружественной и успешной страной СНГ.

К этим выводам следует, видимо, добавить тот факт, что Россия увеличит количество самолетов и вертолетов на авиационной базе в Беларуси, как заявил недавно министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на встрече с белорусским коллегой генерал-майором Андреем Равковым, которая состоялась в рамках заседаний уставных органов ОДКБ. Оценивая уровень военного сотрудничества двух государств в области ПВО, глава военного ведомства РФ сказал, что «сегодня на постсоветском пространстве мы идем впереди всех». А министр обороны Беларуси Андрей Равков заявил, что российские ракетные комплексы С-300 будут поставлены в Беларусь в октябре 2015 г.

Разумеется, приезд Лукашенко и Назарбаева в Киев не принесет быстрого прорыва в сложном переговорном процессе относительно Донбасса, в улучшении российско-украинских отношений. Да и нельзя в этих дипломатических цепочках сбрасывать со счетов позицию Вашингтона, своими заявлениями фактически провоцирующего украинские власти на силовое разрешение конфликта. Нет единства в отношении путей урегулирования кризиса на востоке и на самой Украине, где партии условно разделились на «партию» войны» и «партию мира». Так что, возможно, Нурсултану Назарбаеву придется иметь дело с партнерами, которые «подковерно» будут противодействовать его посредническим усилиям. И все же участие в переговорном процессе главы Казахстана дает новый импульс в реализации минских договоренностей и проведению встреч между представителями Украины и ДНР на территории Белоруссии. Тем более, что в ходе визита в Киев президент Александр Лукашенко опять подтвердил готовность его страны оставаться диалоговой площадкой для участников противостояния.

И кому от визита в Киев президентов А. Лукашенко и Н. Назарбаеву стало хуже? России? Украине? Нет. Скорее всего, Вашингтону, который любит, чтобы играли исключительно по его правилам.

А здесь сыграли по правилам Москвы. И только очень наивный человек может думать, что Россия здесь ни при чем (и Путин – тоже). Но каждый сыграл отведенную ему роль. А Россия попыталась, наконец, перехватить, дипломатическую инициативу у Запада. И, кажется, ей это удалось. С помощью исторических союзников, о которых никогда забывать нельзя.


Валерий Панов Источник: stoletie.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter