Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Кто больше всего пострадал от нефтяного эмбарго
Эксклюзив

Кто больше всего пострадал от нефтяного эмбарго

0




Нефть из России скоро перестанет поступать в ЕС по морю. После решения о санкциях эксперты и политики просчитывают, пишет германский журнал «Шпигель», что окажет большее влияние: снижение доходов России или рост цен в Европе.


Для председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен это был «важный шаг вперед», для министра экономики Роберта Хабека (зелёные) — настоящий «удушающий прием».


После европейского соглашения о шестом пакете санкций против России политики просят экономистов и компании оценить, что принесет согласованное нефтяное эмбарго. Может ли бойкот опустошить военную казну Путина? Или это ввергнет Запад в рецессию?


И то, и другое, возможно, произойдет, прогнозируют эксперты рынка и экономисты. В долгосрочной перспективе это решение может сократить доходы Кремля от энергетики на 60-80 миллиардов евро в год. Однако в настоящее время финансовые источники Путина будут продолжать течь, потому что эмбарго полно исключений и лазеек. Видимый признак: рубль укрепился в середине недели, хотя и незначительно.


«Пройдет некоторое время, прежде чем эмбарго вступит в силу».


На нефтяных рынках также нет признаков паники. Наоборот: цена на эталонный сорт Северного моря Brent упала после принятия решения об отказе от морских поставок российской нефти марки Urals.


«После того, как все принятые меры будут реализованы, эмбарго может стать проблемой для России, — говорит Штеффен Буколд, глава аналитической компании Energy Comment. — Но до этого ещё далеко».


Поскольку несколько восточноевропейских стран сопротивлялись быстрому бойкоту танкерной нефти, он не вступит в силу до конца года. А топливо, направляемое в Европу по трубопроводам, вообще даже может продолжать поступать бесконечно. «Новые решения не будут иметь серьезных последствий ни для России, ни для Европы», — говорит Буколд. У обеих сторон будет время подготовиться к эмбарго.


Это касается и экспорта нефти через океаны, который ЕС также хочет затруднить для Кремля. «Большая часть российской нефти перевозится танкерами, принадлежащими европейцам, — сказал Фатих Бироль, глава Международного энергетического агентства, в интервью журналу «Шпигель». — И эти танкеры часто застрахованы европейскими или американскими компаниями. Мы должны этим воспользоваться».


Однако о запрете судовых перевозок европейцы договориться не смогли. Страны с большим танкерным флотом, такие как Греция или Кипр, были против, ведь компаниям ЕС больше не разрешено страховать поставки. Но насколько это портит бизнес московским нефтяным компаниям — вопрос открытый. Российские экспортеры, вероятно, найдут для себя страховщиков из других регионов мира.


Эксперт Буколд ожидает, что танкерный бизнес между Россией и импортерами из ЕС будет в ближайшие месяцы только рушиться. «Компании не будут ждать до последнего момента, а будут переориентироваться и не продлевать истекающие контракты». А Россия, со своей стороны, будет искать новых покупателей — прежде всего в Азии.


В первые недели войны особенно увеличился экспорт в Индию, где находится огромный нефтеперерабатывающий завод, в котором есть доля российской государственной компании «Роснефть». Оттуда, прогнозируют эксперты, нефтепродукты могут вернуться в Европу. Потому что бензин, дизель или керосин не имеют национальности, и невозможно сказать, откуда они взялись.


«Инфляционное давление сохранится»


Для Европы это может «означать худшее из всех миров», предупреждает Гунтрам Вольф, глава исследовательского центра Брейгеля в Брюсселе. Хотя российское эмбарго сократит доходы от продажи нефти в долгосрочной перспективе, в лучшем случае европейские предприятия и потребители пострадают от высоких и потенциально растущих цен на нефть. «Инфляционное давление будет продолжаться», — предупреждает Вольф.


Экономист ожидает «значительной потери покупательной способности»; это заставит политиков действовать. Как и в последние несколько месяцев, правительства, вероятно, попытаются смягчить ценовой шок за счет скидок на топливо, снижения налогов и поддержки доходов. По словам босса Брейгеля, это может увеличить уровень долга.


В то же время давление на Европейский центральный банк с целью принятия мер будет усиливаться, прогнозирует Вольф. С одной стороны, монетарные власти должны поднять процентные ставки, чтобы взять инфляцию под контроль. С другой стороны, она должна следить за тем, чтобы надбавки за риск для стран с крупной задолженностью, таких как Италия или Греция, не становились слишком большими: «Центральный банк сталкивается с трудным балансированием».


Пока не ясно, кто выйдет победителем из европейско-российской экономической войны. России приходится справляться с долгосрочным провалом своих традиционных энергетических рынков в Европе. ЕС нужна концепция преодоления экономических и социальных последствий эмбарго.


Экономист Вольф убежден: «Европейцев ждут трудные времена».


Перевод с английского Александра Жабского.

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт fact-news.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК