Авторизация
 
  • 11:07 – Пранк-шоу Звонок 8 выпуск 07.12.2016 смотреть онлайн 
  • 11:07 – Вечер с Владимиром Соловьевым выпуск (07.12.2016) смотреть онлайн 
  • 11:07 – МастерШеф-6: смотреть 30 выпуск онлайн (эфир от 07.12.2016) 
  • 11:06 – Сериал «Пацики»: смотреть 7 серию онлайн (эфир от 07.12.2016) 

"Потерянный рай" или чудесное исцеление?

172.68.65.158

"Потерянный рай" или чудесное исцеление?

Прошедший год был, с одной стороны, очень интересным, а с другой — очень сложным для России. Если в первой половине 2014 года для нашей страны была, в целом, характерна эйфория в связи с подготовкой и проведением Зимней Олимпиады в Сочи, то уже на завершающих этапах Олимпийских игр заслуженный триумф был смазан началом кризисных событий на Украине и фактическим переходом противостояния России со странами т.н. Запада в открытую фазу.

Если ранее, несмотря на постоянно возникающие противоречия и конфликты, формально продолжали сохраняться общие диалоговые площадки между Россией, США и ЕС, то ситуация после развития событий на Украине приобрела неконтролируемый характер: стороны пошли на уничтожение большинства платформ и возможностей для официального и неформального взаимодействия, способных содействовать возобновлению всестороннего диалога, нахождению точек соприкосновения, построения доверия и выхода из непростой ситуации.

Впрочем, на вероятность именно такого конфронтационного сценария указывали еще более ранние действия наших оппонентов, продемонстрировавших, что они не готовы воспринимать Российскую Федерацию в качестве равноправного партнера. Достаточно вспомнить принятие «Акта Магнитского» в США, а также, независимо от нашей оценки авторитета Дж. Байдена среди представителей американского истеблишмента, публичное заявление вице-президента относительно того, что «Путину не следует баллотироваться в президенты». Впрочем, цель данной статьи — не вспоминать огрехи или намеренные шаги по эскалации конфликта между Россией и Западом с той или другой стороны, а проанализировать институциональные модификации, явившиеся в определяющей мере следствием усиливающейся конфронтации.

За последние пять-шесть лет, особенно после оформления по российской инициативе встреч лидеров стран БРИКС и вдвойне на фоне нашего председательства в «Группе двадцати», исследователи и аналитики пытались определить возможности России в рамках глобальной миросистемы с точки зрения ее включенности в системно важные глобальные и региональные институты и опосредованного влияния на мировые процессы. При этом доминирующим в отечественном дискурсе оставалось мнение о преимуществах положения нашей страны как участницы всех ведущих формализованных структур и неформальных параорганизаций. Зачастую России предлагалась роль своеобразного «моста» между странами «семерки» и развивающимся миром, т. к. она была одновременно и участником «Группы восьми», и членом БРИКС. Другое дело, что ни один из участников этих объединений не согласен был добровольно подарить России дополнительные козыри и позволить ей получать преимущества от одновременного членства. Впрочем, независимо от желания или нежелания остальных стран, статус участника и «восьмерки», и «двадцатки», и БРИКС позволял России добиваться выгодных договоренностей по консенсусным темам в каждой из групп, нивелируя негативный эффект в случае существующих противоречий в компании стран из другого «клуба».

Интересен тот факт, что, несмотря на то, что подобные «клубные» механизмы — феномен не слишком молодой (ведь «семерка» возникла уже четыре десятилетия назад), правила их функционирования продолжают формироваться. Вернее, стоит отметить, что для этих институтов характерно отсутствие правил. Если ранее утверждалось, что став «членом клуба», обратного хода нет («Once you’re in, you’re never out»), то практика этого года и «приостановление» членства России в «Группе восьми» показала несостоятельность этого тезиса.

Но главным результатом стало даже не изменение видения модальностей функционирования таких «клубов». Предполагалось, что принципы и правила, на которых было основано взаимодействие участников «Группы» между собой, позволяло этим механизмам обладать целым рядом преимуществ по сравнению с забюрократизированными и политически ангажированными структурами юридически оформленных международных организаций. В первую очередь такое преимущество заключалось в гибкости — как самого механизма, так и его подходов. Вторым важным аспектом, обеспечивавшим успех — как самих встреч, так и процесса в целом — были доверительные и равноправные отношения между лидерами стран-членов. Именно эти два параметра позволяли добиваться положительной динамики и решения проблемы там, где международные организации-де-юре заходили в тупик (вспомним яркий пример того, что Резолюция СБ ООН 1244 по Косово смогла быть принята лишь благодаря усилиям министров иностранных дел государств «восьмерки»). В 2014 году эти принципы были нарушены.

В результате, мы можем говорить не только и не столько об ущемлении интересов России, которая должна была в прошедшем году председательствовать в «Группе восьми», сколько о запуске самоуничтожения «семерки» как глобального элитного директората, вырабатывающего ключевые правила организации и функционирования мира.

Возможно, начало такому процессу было положено еще с принятием России в ряды членов «клуба». Проблема заключалась не в расширении как таковом, не в злом умысле или дефективности нашей страны — трагедия этого объединения в том, что, оказавшись удачным решением для преодоления кризисов 1970-х годов, страны «семерки» недооценили фундаментальность запущенных изменений после развала биполярной системы и начала появления или восстановления новых центров силы. Старый директорат продемонстрировал отсутствие способности адаптироваться к новым условиям — параметры включения России были ошибочно построены на поглощении страны, а не встречном движении друг к другу. Провал подобной политики привел к нынешней ситуации. «Семерка» вновь существует в прежнем составе, но ее влияние уже несравнимо с прежними временами; доверие по итогам многочисленных ошибок (в первую очередь, допущенных ведущим игроком — США) подорвано не только в России, но и во многих уголках развивающегося мира; растет недовольство косной позицией «престарелых» держав относительно реформирования ключевых — в первую очередь, глобальных финансово-экономических — институтов.

Сами же страны «семерки», возможно, теперь могут за закрытыми дверями разговаривать более откровенно. Но решать большинство международно-политических и других проблем без России будет не просто сложно, а скорее невозможно. Ощущение комфорта в рамках переговорной для избранных оборачивается увеличением нестабильности в мировом масштабе, что вредит каждому члену международного сообщества.

Исходя из такой картины мира, «приостановление» участия России в большей степени является благом для страны, нежели проблемой (в данном случае автор не имеет в виду экономические санкции, влияние которых, впрочем, тоже неоднозначно, а только членство в «клубе»).

С одной стороны, Россия потеряла возможность «лавировать» между противоположными группировками. Более того, на фоне дальнейшего обострения и использования экономического оружия страны-партнеры России с удовольствием извлекают по возможности дополнительные выгоды из сложившейся ситуации (это касается как импорта продовольствия, так и экспорта энергоресурсов и т. п.).

С другой стороны, попытка усидеть на двух стульях неодобрительно воспринималась государствами БРИКС; существовали опасения относительно окончательных целей и намерений России и ее отношения к «пятерке». Сегодня потенциал БРИКС может и должен быть полностью востребован как Россией, принимающей эстафету председательства 1 апреля 2015 года, так и большинством стран, не входящих в закрытые элитные западные клубы. Ведь фундаментом сотрудничества стран БРИКС — как между собой, так и с другими участниками международных отношений — является поддержка всего многообразия и красоты мира через укрепление межцивилизационного взаимодействия, а также равноправие всех участников, независимо от их расовой, культурной, этнической или иной принадлежности.

Вынужденная сделать выбор, Россия не побоялась отказаться от одной из точек опоры и осталась среди тех, кто стремится творить лучшее и более справедливое будущее (по крайней мере, на внешнеполитической арене).


Виктория Панова Источник: mgimo.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter