Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » “Шаляпин тоже в церковном хоре начинал”. Немного о церковной музыке во Владивостоке
Эксклюзив

“Шаляпин тоже в церковном хоре начинал”. Немного о церковной музыке во Владивостоке

0

Разговор с гостем медиапроекта “Опера nostra” ИА PrimaMedia регентом хора храма Святителя Николая (Никольского храма) Марией Чибиревой



“Шаляпин тоже в церковном хоре начинал”. Немного о церковной музыке во Владивостоке

Мария Чибирева. Фото: предоставлено М. Чибиревой
Предыстория:
“С Наступающим…” началом света. Сергей Гармаш и Горьковка пробили тьму во Владивостоке

Желание написать о церковном пении возникло у обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова во время большого Пасхального концерта, который состоялся в Приморской Мариинке в апреле 2023 года. Окончательно оно окрепло после разговора с солистом Приморской сцены Мариинского театра Владиславом Чибиревым, который сообщил, что его жена Мария является регентом хора храма Святителя Николая (Никольского храма), хорошо известного тем, кто живет на Диомиде или бывает там.


Как оказалось, Владислав и Мария приехали во Владивосток из Ростова-на-Дону, где она окончила колледж искусств по классу хорового дирижирования, а затем Донскую духовную семинарию по регентскому отделению.


Грех было не задать профессиональному регенту, то есть руководителю церковного хора, вопросы, касающиеся главных особенностей церковной музыки и ее отличия от привычной для нас светской музыки.


“В церковном пении слово главнее музыки”


— Мария, мне говорил кто-то, что у нас во Владивостоке всегда были проблемы с регентами. И когда началось возрождение церквей и стали открываться храмы, вдруг выяснилось, что специалистов по управлению церковными хорами крайне мало. Хотя еще в советское время некоторые учащиеся и преподаватели Дальневосточного института искусств ходили петь в храмы. Когда об этом узнали партийные органы, очень многие пострадали, вплоть до отчисления и увольнения. Вот такие времена были. Очень хорошо, что сейчас появляются специалисты, которых учат управлять церковными хорами.  Скажите, Мария как специалист, а в чем отличие пения, которое мы слышим, допустим, в оперном театре от церковного пения?


— Основным отличием является то, что в любой светской музыке, скажем так, смысл слов не так важен, как музыкальная составляющая. В церковном же пении, наоборот, слово главнее, чем музыка. И вся музыка должна идти только от слова. Не наоборот.


Например, если в опере солисты и хор при помощи музыки могут показать всю красоту, всю прелесть своих вокальных данных, а сама музыка — свою сложность и гармонию, что вызывает восторг и аплодисменты зрителей, то церковная музыка такой не должна быть.


Всё-таки храм — это не концертный зал. И церковная музыка не должна вызывать бурю эмоций, она должна настроить человека на молитву.


— Как вы считаете, молитва — это всё-таки произведение поэтическое или что-то особенное, к чему, наоборот, должно стремиться любое поэтическое произведение, точнее, поэт, пишущий стихи? 


— Молитва — это, конечно, поэтическое произведение, например, Псалтирь (12+). На богослужении поется много псалмов. Это псалмы, написанные царем Давидом, есть тексты из Ветхого Завета (18+). Царь Давид был поэтом своего времени. Он и музыку писал к своим псалмам, играл на музыкальных инструментах. Псалтирь — это, конечно, поэтический труд.


— Но, мне кажется, что и сам процесс богослужения, сама служба, происходящая в храме, близка к поэзии.


— Можно и так сказать, да.


— Как вы думаете, в чем задача молитвы и всего богослужения?


— Можно сказать, что задача богослужения — это встреча человеческой души с Богом, то есть обращение ее к Богу. И здесь музыка соответствует словам, которые поются. Есть псалмы, которые хвалят Господа. “Хвалите господа с небес” поется. То есть это обращение человека, который хвалит своего Творца.


Есть покаянные произведения. Много покаянных псалмов в пост поется. Здесь уже цель заключается в том, чтобы человек сокрушался о своих грехах. И слова, и музыка нацелены на то, чтобы помочь человеку обрести это чувство.


— Когда я работал над статьей о спектакле по опере Родиона Щедрина “Очарованный странник” (12+), премьера которого состоялась в Приморской Мариинке, я немножко изучал вопрос церковного пения, поскольку Щедрин использовал в этом произведении фрагменты знаменного распева. В чем его особенность, чем он отличается от распевов, которые используются в богослужениях сейчас? 


— Знаменный распев — это самое первое церковное пение, которое было на Руси. Оно было  одноголосное, а называется знаменным потому, что записывалось специальными знаками — крючками, а древнерусское слово “знамя” означало “знак”. Оно состояло из попевок различных и пришло на Русь (есть такая версия) из Византии. То есть знаменный распев — это русская адаптация византийского распева.


Знаменное пение держалось очень плотно вплоть до XVI века. То есть ничего другого не было. А в XVI веке уже под влиянием Запада из Киева к нам пришло многоголосное пение. И до сего дня продолжается история многоголосного церковного пения.


— Ну, я так понимаю, одноголосное пение — это когда все поют…


— Все поют только одну мелодию.


— А многоголосное…


— Это когда у каждого своя партия, скажем так.


— А вы какой распев поете?


— Знаменный мы не поем, мы поем обработки знаменного распева. То есть это уже современная музыка, где за основу берется этот старинный распев. Мелодия для него идет в каком-то одном голосе, а остальные голоса добавляются. То есть на одной ноте фоном тянут, либо подголосками.


Кроме этого, мы поем музыку XVIII века итальянского периода, которая тоже прочно вошла в церковный обиход. Это музыка таких композиторов, как Бортнянский и Дегтярев, Ведель. Поем музыку конца XIX — начала XX века, например Павла Григорьевича Чеснокова. Мы поем разную музыку, даже современных авторов.


— Ну а кого из современных?

Все кто ждет победы переходим на сайт
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт fact-news.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК