Авторизация
 
  • 06:51 – Письмо Деду Морозу: образец, текст, адрес, как написать 
  • 06:51 – Дмитрий Тарасов отказался находиться в компании Ольги Бузовой. Видео 
  • 06:51 – Илью Яббарова отправили в изолятор прямо с лобного места. Видео 
  • 06:51 – Бузова и Тарасов разводятся 2016: Дмитрий спел песню об Ольге 

Правила и прогнозы досрочной отставки Рамазана Абдулатипова

162.158.78.106

Целая череда сообщений об уходе губернаторов со своих постов подкрепила доводы авторов политических прогнозов о скорой отставке Рамазана Абдулатипова. Но насколько эти прогнозы соответствуют закону и сложившейся практике их применения?

Обязанности Президента РФ

В субъектах, где высшее должностное лицо избирается всенародно, при досрочном уходе в отставку данного лица назначается исполняющий обязанности. И в соответствии с п.4 и 7 ст.10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы главы субъекта назначаются не ранее чем за 100 дней до дня голосования и проводятся во второе воскресенье сентября.

В случае досрочной отставки главы субъекта, где жители лишены права избирать высшее должностное лицо, у президента Российской Федерации появляется обязанность внести в течение 50 дней в региональный парламент три кандидатуры на пост главы субъекта. Это установлено в п.3.2 ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Причем досрочная отставка главы в таких субъектах в первую очередь порождает обязанности и права у политических партий, которые в соответствии с п.13 ст.26.3 ФЗ «О политических партиях», вправе представить президенту РФ своих кандидатов не позднее 30 дней с момента досрочной отставки.

В итоге у президента РФ и политических партий, как это ни странно, возникает множество проблем с досрочной отставкой глав в субъектах, в которых жители не имеют права избирать всеобщее должностное лицо. Тогда как в субъектах с правом граждан напрямую избирать главу региона таких проблем не возникает.

Прецедент 8 сентября 2013 года

Казалось бы, выше указанные положения разъясняют нам, что, например, в случае отставки Рамазана Абдулатипова 1 апреля 2014 года, уже в мае президент РФ должен будет внести в Народное Собрание три кандидатуры на пост главы республики. Но это не так.

Мы живем в стране, где ясность – это форма туманности, и такой правовой институт как время проведения выборов может регулироваться не нормативными актами, а политическим прецедентом, источник которого – политическая воля, облеченная в устное заявление отдельного чиновника.

7 мая 2013 года в ЦИК РФ один за другим появились разъяснения о дне голосования в субъектах, отказавшихся от прямых выборов. Первоначально было заявление Секретаря ЦИК РФ Н.Конкина.

«Я бы не взялся комментировать эту норму, главное – принято принципиальное решение о наделении главного должностного лица полномочиями путем решения парламента», – отметил Конкин.

По его словам, вопрос о сроках выборов глав Дагестана и Ингушетии будут решать законодатели этих субъектов. В федеральном законе нет прямого регулирования данного вопроса, отметил секретарь ЦИК. «С моей точки зрения, к единому дню голосования это не имеет отношения».

Понятно, что такое заявление сразу породило вопросы политического характера. Поэтому в этот же день уже заместитель Председателя ЦИК РФ Леонид Ивлев заявил прессе: «Мы посмотрели федеральное законодательство и законодательство республик Дагестан и Ингушетия, и ни федеральное, ни региональное законодательства не запрещают проводить голосование парламентов республик в единый день голосования – 8 сентября 2013 года. Это все в полном объеме соответствует Конституции РФ».

В итоге получается, что политическая целесообразность была обоснована институтом единого дня голосования из Федерального закона о гарантиях избирательных прав, который не распространяется на избрание глав субъектов парламентами. Причем этот «прецедент» объявлен не отдельным решением, а устным заявлением чиновника ЦИК.

И вся политическая машина сработала так, чтобы парламенты Дагестана и Ингушетии сделали свой выбор именно в единый день голосования, выпавший на 8 сентября 2013 года.

Кабардино-Балкарский прецедент

Анализ правил возможной отставки Рамазана Абдулатипова не заканчивается разъяснением прецедента 8 сентября. У нас же не англо-саксонская система прецедентного права. Сейчас важно понять, действует ли и сейчас указанный прецедент, а точнее практикует ли российская власть обязательность проведения наделения полномочий главы субъекта парламентом в единый день голосования? Чтобы это понять, разберем ситуацию в Кабардино-Балкарии.

В этой республике в прошлом году сложилась почти такая же ситуация, что и в Дагестане: сначала был назначен временно исполняющий обязанности главы республики, а потом, в декабре 2013 года, парламент КБР отказался от прямых выборов.

Суть в том, что в Кабардино-Балкарии, также как и в Дагестане, несмотря на то, что исполняющий обязанности появился в момент, когда действовал закон о всеобщих выборах главы республики, будет применяться новый порядок избрания высшего должностного лица. Об этом свидетельствует отсутствие выборов главы КБР в планах ЦИК РФ и Избирательной комиссии КБР на 2014 год.

Прошло более трех месяцев с момента назначения Юрия Кокова исполняющим обязанности главы республики и изменения Конституции КБР, но процедура внесения в парламент республики списка кандидатов на пост высшего должностного лица не началась.

Здесь мы видим повторение дагестанского прецедента, вернее парадокса. С одной стороны, не выполняют правило о внесении в парламент списка кандидатов в течение 50 дней с момента назначение и.о. главы региона, защищаясь тем, что и.о. был назначен до отмены всеобщих выборов. А с другой стороны, не пользуются правилом о всеобщих выборах, действовавшим в момент назначения и.о. главы региона, указывая, что уже внесены изменения в конституцию субъекта о парламентской форме избрания главы субъекта. Своеобразный беспринципный прецедент.

Сложившаяся в КБР ситуация позволяет сделать вывод о том, что скорее всего, выборы главы КБР пройдут в сентябре 2014 года в единый день голосования. И также как и в Дагестане, процедура будет не соответствовать закону, так как федеральный закон не отвечает на вопрос, когда надо начинать процедуру внесения в парламент субъекта списка претендентов на пост главы региона, если исполняющий обязанности назначен раньше, чем ввели парламентскую форму избрания.

Период отставки

Изучив действующие правила и прецеденты, мы можем приступить к моделированию возможной добровольно-принудительной отставки Рамазана Абдулатипова.

Для этого необходимо ввести еще одну вводную. В соответствии с Законом РД от 6.06.2013 года «О порядке избрания Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан», «Представление Президента Российской Федерации о кандидатах для избрания на должность Президента Республики Дагестан (далее – кандидаты) рассматривается депутатами Народного Собрания в течение 20 дней со дня его внесения Президентом Российской Федерации».

Действующий прецедент «8 сентября» и установленные федеральными законами правила для политических партий (в течение 30 дней) и Президента РФ (в течение 50 дней) о внесении в парламент региона списка кандидатур в случае досрочной отставки главы региона, где нет прямых выборов, не позволяют без нарушения закона и прецедента «8 сентября» принудить Рамазана Абдулатипова к «добровольной» отставке весной 2014 года, так как всеобщий день голосования в этом году выпадает на 14 сентября.

Казалось бы, вот, наконец-то, слухи, что отставка Рамазана Абдулатипова произойдет со дня на день, опровергнуты. Но на самом деле мы поймали «мыльный пузырь», который в любой момент может лопнуть. Основной вывод из описанной ситуации с правилами выборов заключается в том, что политическая целесообразность сильнее федеральных законов, а тем более прецедентов.

Если захотят снять Абдулатипова сейчас, то сделают это, несмотря ни на что. Но тогда надо будет либо нарушить закон, либо отказаться от прецедента «8 сентября». Если будет отказ от прецедента, то сразу встанет вопрос в отношении Кабардино-Балкарии. Там отпадет необходимость ждать 14 сентября. И что-то мне подсказывает после вышеизложенного «гадания» на юридически-политической гуще, что если будет принято решение снять Рамазана Абдулатипова весной, то выборы нового главы Дагестана пройдут одновременно с выборами главы КБР.

Не знаю, что будет с политической судьбой Рамазана Абдулатипова и тем более Юрия Кокова, но, на мой взгляд, если сбываются политические прогнозы, сделанные вопреки правилам, установленным законами, то это беззаконие.


Расул Кадиев Источник: kavpolit.com


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter